• Авторизация


ХУДОЖНИК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ АДЛИВАНКИН (1897-1966) 28-06-2024 08:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Слава44 Оригинальное сообщение

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН В ЖИВОПИСИ – ХУДОЖНИК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ АДЛИВАНКИН (1897-1966), ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД. ЧАСТЬ I

ФОТО Soviet-artist-Samuil-Yakovlevich-Adlivankin (586x700, 78Kb)
Самуил Яковлевич Адливанкин в молодости.

Самуил Яковлевич Адливанкин (1897-1966) – русский советский живописец-авангардист, график, монументалист, иллюстратор книг, плакатист, художник кино. Учился в Одесском художественном училище (1912-1917) в классе у К.К. Костанди, затем в Свободных художественных мастерских в Москве у В.Е. Татлина (1918-1919). Представитель «левого» крыла советского искусства 1920-1930-х гг. Автор гротескных сатирических картин и рисунков, изобличающих пошлость советского быта.


ФОТО Ларионов - Портрет Татлина, 1911 г (566x700, 188Kb)
М.Ф. Ларионов (1881-1964). Портрет Владимира Евграфовича Татлина. 1911 г.
Холст, масло. 90 х 72 см. Частное собрание, Париж.

С.Я. Адливанкин - ученик великого Татлина, ныне забытый художник СССР, обладал уникальным авторским видением мира, опередившим своё время на десятилетия. Адливанкин – типичный представитель поколения, вошедшего в искусство вместе революционными потрясениями 1917 года. Хочу поспорить с прозвучавшими утверждениями, что он «воспевал социалистический строй». Напротив, он сатирически высмеивал и обличал, как писатель М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) в своих книгах обличал царский режим, все пороки и так называемые советские «достижения» - НЭП, мещанство, колхозы и т.д. Еще в 1920-е годы после очередной выставки ряд рецензентов воспринял его картины как сатиру на революцию (сходным образом часть критики отнеслась к «нэпманским» рассказам М.М. Зощенко). Вмешательство наркома А.В. Луначарского, спасло художника от серьёзных неприятностей. Последующие произведения Адливанкина теряют свежесть молодости и свободу творческого мышления. Все эти утопические мечты будут растоптаны железной поступью тоталитарной машины и чеканным строем победившего соцреализма.

ФОТО 1909 Самуил Адливанкин в могилевской частной гимназии. 1909 г. (504x700, 72Kb)
Самуил Адливанкин в могилевской частной гимназии. Фотография 1909 г.

Самуил (Сам) Яковлевич Адливанкин родился 7 (19 июля по новому стилю) 1897 года в местечке Татарск Могилевской губернии Российской империи (ныне – Смоленская область России) в еврейской семье фармацевта Якова Ароновича Адливанкина и его жены, домохозяйки Сары Моисеевны. С 1905 по 1911 год Самуил учился в частной гимназии города Могилев. Именно к этому периоду относится сохранившийся рисунок «Ребе Элле ведет нового ученика в хедер». В 1912 году, после окончания гимназии в Могилеве, Адливанкин приехал в Одессу и поступил в Художественное училище, где его преподавателем был Кириак Константинович Костанди (1852-1921).
В 1914 году трагически погиб отец Самуила. Платить за учебу семья уже не могла, и Адливанкин подал прошение о разрешении предоставить возможность закончить учебу бесплатно. Костанди поддержал просьбу ученика, и Самуилу Адливанкину было разрешено продолжить учебу. В 1917 году он окончил училище и получил диплом учителя рисования и черчения.
На рубеже 1910-1920-х гг. Адливанкин обратился к беспредметному искусству, в живописи и графике сочетал принципы кубофутуризма и конструктивизма. В ранних работах Адливанкина - «Портрет Б.А.» (1918, Краснодарский худ. музей), «Натюрморт» (1920, Ярославский худ. музей) - очевидно своеобразное восприятие беспредметного искусства и стремление к конструктивности.

Рисунок «Ребе Элле ведет нового ученика в хедер» с автографом. (2) (372x700, 103Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Рисунок «Ребе Элле ведет
нового ученика в хедер» с автографом. 1905-1911 гг.

1916 Композиция. Бум, акв, каран. 43 x 30,8 cm. ЧС  (499x700, 109Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Композиция. 1916 г. Бумага, акварель, карандаш.
43 x 30,8 см. Частное собрание.

1918 Портрет Б.А.  Холст на фанере, масло. 49х37 см. (Краснодарский худ. музей) (527x700, 133Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Портрет Б.А. 1918 г. Холст на фанере, масло. 49 х 37 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.

1919 Без названия. Х, мЮ коллаж. 50х40 см. ЧС (Атрибуция Довганя) (567x700, 217Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Без названия. 1919 г. Холст, масло, коллаж. 50 х 40 см.
Частное собрание.

1920 Composition abstraite. Бум, смеш. техн. 29 x 21 cm. Аук Leclere - Maison de ventes, Марскль, ФР 2012 (479x700, 181Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Абстрактная композиция. 1920 г.
Бумага, смешанная техника. 29 x 21 см. Аукцион Leclere - Maison de ventes,
Марсель, Франция, 2012 г.

1920 Без названия. Бум, акв. 30,7 x 21,9 cm. ЧС  (479x700, 88Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Без названия. 1920 г. Бумага, акварель.
30,7 x 21,9 см. Частное собрание.

1920 Без названия.  Х, м. 49х37 см. (Атрибуция Довганя) (525x700, 129Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Без названия. 1920 г. Доска, акварель.
49,5 х 37 см. Частное собрание.

1920 Композиция. Бумага, смешаная техника 34.0х25.0 см.Ayk Bloomsbury London, 2006 (513x700, 111Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Композиция. 1920 г. Бумага, смешанная техника.
34 х 25 см. Aукцион Bloomsbury, Лондон, 2006 г.

1920 Композиция. Бумага, акварель 30.5х21.50 см Ayk Bloomsbury London, 2006 (490x700, 131Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Композиция. 1920 г. Бумага, акварель.
30,5 х 21,5 см. Aykцион Bloomsbury, Лондон, 2006 г.

1920 Non-objective Komposition. Бум, акв. 38 х 28 см. ЧС  (498x700, 108Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Беспредметная композиция (Non-objective Komposition).
1920 г. Бумага, акварель. 38 х 28 см. Частное собрание.

1920-е Композиция. Watercolor on cardboard 34,5 x 28 cm Аукцион The Bru Sale Gallery, Брюссель 2018 (528x700, 111Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Композиция. 1920-е гг. Картон, акварель. 34,5 x 28 см.
Аукцион The Bru Sale Gallery, Брюссель, 2018 г.

1920 Натюрморт. Доска, м. 52,5х41 см. (Не-объективная композиция). ЯХМ (544x700, 191Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Натюрморт (Не-объективная композиция). 1920 г.
Доска, масло. 52,5 х 41 см. Ярославский художественный музей.

1919 Konstruktivistische Komposition, Бокс, дерево, ковер. 35х25х25 см. ЧС (700x517, 52Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Конструктивистская композиция. 1919 г. Бокс, дерево. 35 х 25 х 25 см.
Частное собрание.

ФОТО С. Адливанкин (в центре справа) в кругу родных (700x504, 97Kb)
С. Адливанкин (в центре справа) в кругу родных.

Еще во время учебы в Одесском училище Адливанкин участвовал в экспозиции работ одесских «Независимых» на благотворительной выставке, проходившей с 6 ноября по 18 декабря 1916 года в Городском музее изящных искусств (ныне Одесский художественный музей). В 1918 году Самуил Адливанкин женился на одесситке Ханне Низель. В этом же году супруги переехали в Москву, где в 1918-1919 гг. С.Я. Адливанкин учился у В.Е. Татлина (1885-1953) во II Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ).

1920-1921 Композиция. Х, смеш. техн. 29 x 20 см. Аук Leclere - Maison de ventes, Марсель 2011 (484x700, 185Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Композиция. 1920-1921 гг. Холст, смешанная техника.
29 x 20 см. Аукцион Leclere - Maison de ventes, Марсель, Франция, 2011 г.

1920-t ABSTRACT COMPOSITION Ayk WorthPoint Corporation (525x700, 145Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Абстрактная композиция. 1920-е гг.
Аукцион WorthPoint Corporation.

1920-1922 Композиция №5. Бум, гуашь. 32,5 x 22 cm. ЧС (466x700, 113Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Композиция № 5. 1920-1922 гг. Бумага, гуашь.
32,5 x 22 см. Частное собрание.

1920-е Suprematistische Komposition mit Collage. Х, М. 36 cm x 45 cm. LiveAuctioneers. (700x585, 179Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Супрематическая композиция с коллажем. 1920-е гг. Холст, масло, коллаж.
36 x 45 см. Аукцион LiveAuctioneers.com.

1920-е Абстракт. композ. Ь.г. АТТР. Б.г. Бум, смеош. техн, гуашь, коллаж. 30х21 см. Аук Hermitage Fine Art, Монако  2018 (574x700, 114Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966), атрибуция. Абстрактная композиция. 1920-е гг.
Бумага, гуашь, коллаж. 30 х 21 см. Аукцион Hermitage Fine Art, Монако, 2018 г.

1920-е Абстракт. композ. Б.г. АТТР. Бум, смеош. техн, гуашь, коллаж. 30х21 см. Аук Hermitage Fine Art, Монако  2018 (502x700, 135Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966), атрибуция. Абстрактная композиция. Фрагмент. 1920-е гг.
Бумага, гуашь, коллаж. 30 х 21 см. Аукцион Hermitage Fine Art, Монако, 2018 г.

1920-е Без названия (Абстрактная композиция). Х, М. 59.7 x 45.7 cm. Heritage Auctions - America's Auction Hause 2009 (526x700, 157Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Без названия (Абстрактная композиция). 1920-е гг.
Холст, масло. 59,7 x 45,7 см. Аукционный дом Heritage Auctions - America's Auction Hause,
Даллас, штат Техас, США, 2009 г.

1920-е Без названия. Б.г. (Вокруг света). Карт, масло. 52,5 x 32,5 cm. ЧС (427x700, 101Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Без названия (Вокруг света). 1920-е гг.
Картон, масло. 52,5 x 32,5 см. Частное собрание.

1920-е Кубистическая композиция. Б.г. Карт, масло, гуашь. 38 x 27 cm ЧС. (489x700, 100Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Кубистическая композиция. 1920-е гг.
Картон, масло, гуашь. 38 x 27 см. Частное собрание.

1921 Композиция. Х, м. 100 х 73,7 см. Аук Кристи Лондон 2006 (539x700, 167Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Композиция. 1921 г. Холст, масло. 100 х 73,7 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2006 г.

1921 Композиция. Х, м. Коллаж. 100 x 74 см. Аук Кристи Лондон 2006 (511x700, 138Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Композиция. 1921 г. Холст, масло, коллаж.
100 x 74 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2006 г.

1921 Weiblicher Halbakt mit Balalaika.. Карт, темпера. 38,2х27,3 см. ЧС (494x700, 123Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Полуобнаженная женщина с балалайкой. 1921 г.
Картон, темпера. 38,2 х 27,3 см. Частное собрание.

1921 Balalaika-Spieler mit Strohhut. Х, М, темпера. 6000 х 4500 см. (вопрос). ЧС (510x700, 112Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Балалаечник в соломенной шляпе. 1921 г.
Холст, масло, темпера. 60 х 45 см. Частное собрание.

ФОТО le_joueur_de_mandoline. Х, М. 60 х 46 см. Аук Coutau Begarie 2007_ (525x700, 108Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Игрок на мандолине (Le joueur de mandoline). 1920-е гг.
Холст, масло. 60 х 46 см. Аукцион Coutau-Bégarie, Париж, 2007 г.

1928 Composition constructiv. Х, М. 60x80 см. Аук Aste Boetto SRL, Генуя, Италия, 28.10.2020.  (700x521, 143Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Конструктивистская композиция. 1928 г. Холст, масло. 60 x 80 см.
Аукцион Aste Boetto SRL, Генуя, Италия, 28 октября 2020 г. (!)

ФОТО 1922 Уполномоченный Самарского ВХУТЕМАСа. Автопортрет. Фан, м. 49 х 37 см. (Самарский ХМ).jpg (508x700, 77Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Уполномоченный Самарского ВХУТЕМАСа. (Автопортрет).
1922 г. Фанера, масло. 49 х 37 см. Самарский областной художественный музей.

В задорном автопортрете «Уполномоченный самарского Вхутемаса» Адливанкин сознательно интригует зрителя своей белой повязкой, которая не может не вызвать ассоциаций с «Автопортретом с отрезанным ухом» Винсента Ван Гога. Как и в «Портрете моих родителей» (1922) художник, как бы демонстративно игнорируя какие-либо поиски оригинального цветового решения, писал на фанере в глухой и темной, скучной «бытовой» тональности – коричнево-зеленой в первом случае и охристо-черной – во втором.

С 1919 по 1920 год Адливанкин был командирован Отделом ИЗО Наркомпроса в Самару в качестве уполномоченного по организации Самарских ГСХМ. Заведовал Отделом ИЗО губернского отдела НКП. Там же с 1919 года руководил художественной секцией губернского комитета по массовой культуре, отвечал за развитие художественного образования и программ по искусству для детей. В Бузулуке под Самарой организовал артель художников, занимавшуюся агитационно-оформительским искусством (исполнял плакаты, расписывал в кубистической манере клубы). Вёл занятия в студии при артели, основываясь на своём понимании современного искусства.
В Самаре Адливанкин встретил единомышленника – художника Георгия Ряжского. Оба были «леваками»: Ряжский получил «левую» закалку в ГСХМ у К.С. Малевича. В Самаре жизнь ставила перед художниками конкретные задачи, которые плохо сочетались с принятой тогда в искусстве «беспредметностью». Так, вместе с Ряжским, им поручили роспись Дома печати, предложив темы: Парижская коммуна, революция 1905 года, взятие Зимнего.

1920-е 1905 год на Красной Пресне, эскиз картины. (700x449, 123Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). 1905 год на Красной Пресне. Эскиз картины. 1920-е гг.

1920-е Девушка и красноармеец. (573x700, 157Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Девушка и красноармеец. 1920 г.

«В июле 1920 года из Красной Армии дезертировало 773 тысячи красноармейцев» (Военный прокурор
Московского военного округа Сергей Орловский. «Советское военно-уголовное право». М., 1928)

1922 Перед отъездом на фронт. Доска, масло. (671x700, 135Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Перед отъездом на фронт. 1922 г. Холст, масло. Собрание Ю.А. Ивакина, Киев.

С. Адливанкиным подозрительно изображены красноармейцы в его картинах «Перед отъездом на фронт» и «Девушка и красноармеец». Но это не сатира, отмечал в своей статье профессор А. Сидоров:
«Сатиры на выставке нет. Художник, который прежде других обращает на себя внимание - Адливанкин, смеётся и достаточно по-гоголевски, и над самим собой, и над Н-ским Губполитпросветом. Кажется, наиболее „предосудительными“ оказались картины его, посвящённые Красной армии. Адливанкин изобразил красноармейца, снимающегося у бульварного фотографа и тоскующего рядом с фонографом. Это, конечно, будни, и тоже ирония. Формы картин нарочно упрощённые: их стиль - это „неопримитивизм“… Красноармейцы Адливанкина изображены так, как если бы они сами себя нарисовали».

1922 1-е Мая. Х, м. Место неизв. (524x700, 150Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). 1-е Мая. Холст, масло. Местонахождение неизвестно.

1920-е Перекресток, 1920-е годы. Галерея Акант (700x516, 158Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Перекресток, 1920-е гг. Галерея Акант, Москва.

1922 Трамвай 'Б'. Х, М. 50х62 см. ГРМ (700x541, 170Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Трамвай «Б». 1922 г. Холст, масло. 47 х 60 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В обаятельную картину-сценку Адливанкина «Трамвай Б», где художник почти обретает свойственные примитиву простодушие и непосредственность, ироническую ноту вносит эпизод давки взбирающихся на трамвайную площадку пассажиров. Но ирония «обнаруживает, что художник не столь уж простодушен, как кажется на первый взгляд», не так наивен и непосредственен, как подлинные примитивы - Н. Пиросманишвили или Анри Руссо.

1922 Трамвай., oil on canvas 49,5 x 62 cm. Аук Stockholms Auktionsverket, Стокгольм, 2008 или ГРМ  (700x549, 118Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Трамвай. 1922 г. Холст, масло. 49,5 x 62 см. Аукцион Stockholms Auktionsverket,
Стокгольм, 2008 г. Возможно, это вариант или одна и та же картина, которую купил на аукционе Русский музей.

Трамвай. ++ Х, м.  Oil on canvas. 40 x 50 cm. Аук The Bru Sale Gallery, Брюссель, 2017 (700x524, 167Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Трамвай. Эскиз. Холст, масло. 40 x 50 см. Аукцион The Bru Sale Gallery,
Брюссель, 2017 г.

1922 At the Train Station. Х, м. 54 x 80.5 cm. Аук Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк 2016. (700x469, 138Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). На железнодорожной станции. 1922 г. Холст, масло. 54 x 80,5 см.
Аукцион Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2016 г.

1922 Семья художника. дерево, масло. 88,8 Х 53,2 см.(Самарский худ. музей) (398x700, 75Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Семья художника. 1922 г. Дерево, масло.
88,8 х 53,2 см. Самарский областной художественный музей.

На картинe «Семья художника» представлен шутливый автопортрет автора с семьей. Перед нами семейство совслужащего, состоящее из папы, мамы и маленькой девочки в розовом платье, которое чинно позирует фотографу. Ровно окрашенный глянцево-голубой фон (небо) и темно-зеленый «позём» (заставляющий вспомнить об иконописи) органично выглядят в этой исполненной в духе неопримитивизма работе, проникнутой почти пиросманиевским духом.

1922 Портрет моих родителей. …Домохозяйка Сара Моисеевна, фармацевт Яков Аронович (фотографией на стене), швейная машинка «Зингер» – нежно-щем (700x665, 138Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Портрет моих родителей. 1922 г. Фанера, масло. 52 х 60 см.
Самарский областной художественный музей.
На картине «Портрет моих родителей» изображены мама художника - домохозяйка Сара Моисеевна,
фармацевт Яков Аронович (фотографией на стене) и швейная машинка «Зингер» в нежно-щемящей тональности.

1922 Комиссар и машинистка. (700x660, 106Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Комиссар и машинистка. 1922 г. Не сохранилась.

1922. Portrait of a woman. Samara art museum (565x700, 186Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Женский портрет. 1922 г. Холст, масло.
Самарский областной художественный музей.

ФОТО 1927 Ермилова-Платова (1895-1974). Мужской портрет (С.Я. Адливанкин). 1927 г.Холст, масло. 92 х 66 см. (538x700, 135Kb)
Е.Ф. Ермилова-Платова (1895-1974). Мужской портрет (С.Я. Адливанкин).
1927 г. Холст, масло. 92 х 66 см.

«Попав в обстановку реальных запросов, – вспоминал Адливанкин, – волей-неволей мы стали отходить от своих беспредметных установок. Мы должны были изображать баррикады, расстрелы коммунаров и т. д. Работа эта нас увлекла. Мы начали интересоваться изобразительной живописью. Перед нами встал вопрос, какую форму взять для этой живописи, и, так как ни одна из существующих форм нас не удовлетворяла, мы решили «вернуться к природе». Начали, конечно, с пейзажа, портрета, и по мере работы выявлялись наши эмоциональные тенденции и художественные традиции. В этот момент кто-то из нашей группы написал очень забавную картинку, которая всем понравилась. На ней был изображен какой-то смешной человечек, напоминавший детские рисунки. Чем дальше, тем больше влиял на нас «мелкобуржуазный» примитивизм. Нас интересовал не столько Руссо, сколько более ранние художники («маленькие голландцы», Федотов) с их примитивным бытовизмом».
С 1924 года Адливанкин жил в поселке Малаховка под Москвой, где преподавал в колонии для беспризорных детей. В середине двадцатых годов сблизился с кругом журнала «ЛЕФ» и выполнял плакаты для окон РОСТА и политические карикатуры.

1925 Pesni rabochim (Songs for Workers). Рис. Адливан. МОМА (516x700, 106Kb)
Владимир Маяковский. Песни рабочим. Рисунки С. Адливанкина. Москва, Издательство
«Долой неграмотность», 1925 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1924 Rasskaz pro to, kak uznal Fadei zakon, Рис. Адливан. МОМА  (518x700, 162Kb)
В. Маяковский, С. Третьяков, С. Адливанкин (1897-1966). Рассказ про то, как узнал Фадей закон,
защищающий рабочих людей. Москва, Издательство М.Г.С.П.С. «Труд и Книга», 1924 г.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1926 Н.Я. Агнивцев - Маленький черный Мурзук. Обложка и илл. (528x700, 162Kb)
Н.Я. Агнивцев. Маленький черный Мурзук. Рисунки С. Адливанкина. Москва,
Издательство «Молодая гвардия», 1926 г.Полностью эта книжечка выложена здесь

1926 Третьяков Сергей Михайлович - Пашка-Папашка. Москва, Мол. гвардия. (529x700, 127Kb)
С.М. Третьяков. Пашка и Папашка. Рисунки С. Адливанкина. Москва,
Издательство «Молодая гвардия», 1926 г. А эту книжечку можно посмотреть здесь

1924-1926 Охотный ряд. С открытки издательства Сибирская горница. (524x700, 186Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Охотный ряд. 1924 г. С открытки издательства
«Сибирская горница».

1925 ADLI-109 (520x700, 143Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Журнал «Военный крокодил». Декабрь 1925 г.,
№ 23-24. Обложка.

1925 ADLI-108 (529x700, 152Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Жизнь - миг, искусство - вечно. Карикатура. 1925 г.

1928 Русаковский трампарк. Клеёнка, масло. 117х85. (Архангельский ХМ) (511x700, 129Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Русаковский трампарк. 1928 г. Клеёнка, масло. 117 х 85 см.
Архангельский областной музей изобразительных искусств.

1928 Портрет художника В. Храковского. Х, м. 100х79, ГТГ. (594x700, 178Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Портрет художника В.Л. Храковского (1893-1984). 1928 г.
Холст, масло. 100 х 79 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1930 Герои у нас (Ударник). Х, м. 100х120 см. ГТГ (700x573, 169Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Герои у нас (Ударник). 1930 г. Холст, масло. 100 х120 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1930 Герои у них. Х, м. 100х120 см. ГТГ (700x581, 172Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Герои у них. 1930 г. Холст, масло. 100 х 120 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

ФОТО 1930-е кон. Л.А. Бруни, В.П. Киселев, С.Я. Адливанкин, А.А. Осмеркин. Конец 1930-х гг. (700x475, 158Kb)
Художники Л.А. Бруни, В.П. Киселев, С.Я. Адливанкин, А.А. Осмеркин. Фотография кон.1930-х гг.


Это привело молодых художников к мысли создать новую реалистическую форму на основе современной живописной культуры «левого» искусства. В 1921 Адлианкин с Ряжским возвратились в Москву. Адливанкин заведовал подсекцией художественного воспитания беспризорных детей при НКП. В Москве друзья продолжили свои поиски. Местом их встреч и дискуссий стал Наркомпрос. Потом Адливанкин познакомил Ряжского со своими друзьями по Одесскому художественному училищу – Михаилом Перуцким и Александром Глускиным.
И вот, в 1921 году в Москве было создано объединение «НОЖ (Новое общество живописцев, 1921-1924). Члены «НОЖа» – С.Я. Адливанкин, А.М. Глускин, А.М. Нюренберг, М.С. Перуцкий, Н.Н. Попов и Г.Г. Ряжский – одними из первых в послереволюционные годы провозгласили ценность сюжетной станковой картины и отстаивали свои убеждения в полемике с конструктивистами – «беспредметниками».
В это время живопись Адливанкина заметно меняется. НОЖ уже отрицает чистую абстракцию и аналитизм, но он также отрицает и иллюстративный псевдореализм. Адливанкин создаёт своеобразный экспрессивный примитивизм и пишет ряд полотен, с юмором отражающих быт Москвы периода НЭПа в духе «иронического примитивизма», характерного для этого объединения. Его интересуют традиции рыночного искусства, городской изобразительный фольклор - уличные фото, вывески. Чувствуется некоторое влияние французского примитивиста Анри Руссо. Примитивизм М.Ф. Ларионова Адливанкину, однако, чужд. При всей страстности отрицания беспредметничества новые «лубки» Адливанкина полемически апеллируют к эстетике авангарда («Трамвай "Б"». 1922. ГРМ).

1930 Ликвидируем прорыв. Х.М. 65х85 см. ГРМ (700x524, 128Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Ликвидируем прорыв (1). 1930 г. Холст, масло. 65 х 85 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1930 Ликвидируем прорыв. Х.М. 65х87 см. ГРМ (700x525, 205Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Ликвидируем прорыв (2). 1930 г. Холст, масло. 65 х 85 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1931 В штабе колхоза перед штурмом прорыва. Х. м. 95х120. ГРМ (700x548, 146Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). В штабе колхоза перед штурмом прорыва. 1931 г. Холст, масло. 97 х 123 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1931 Голосуют за исключение кулака из колхоза. Х.М. 93х138. ГТГ (700x473, 124Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Голосуют за исключение кулака из колхоза. 1931 г. Холст, масло. 93 х 138 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1930 Юные безбожники. (Открытка) (700x488, 160Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Юные безбожники. 1930 г. Открытка.

1931 Состязание юных авиамоделистов Эскиз к картине. Х.М. 121х95. ГРМ (539x700, 142Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Состязание юных авиамоделистов. Эскиз к картине. 1931 г.
Холст, масло. 121 х 95 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1930-е Winter-competitions-on-motorcycles. Гал Леонида Шишкина (700x448, 105Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Зимние соревнования мотоциклистов. 1930-е гг.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.

1930-e На берегу». Бумага, тушь, перо, акварель, цветной карандаш, 18×20,8 см. Литфонд 22.02.2020 (700x603, 282Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). На берегу. 1930-е гг. Бумага, тушь, перо, акварель, цветной карандаш.
18 х 20,8 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 22 февраля 2020 г.

1931 В театральной ложе» (700x661, 195Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). В театральной ложе. 1931 г.

1930 Пионер (Портрет сына), (Холст на картоне,масло 50х33) (545x700, 116Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Пионер (Портрет сына). 1930 г.
Холст на картоне, масло. 50 х 33 см.

1930 Девочка. Х, м. 40х37 см. (646x700, 137Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Девочка. 1930 г. Холст, масло. 40 х 37 см.

ФОТО C.Я.Адливанкин с близкими на прогулке (Верхняя Масловка. Изба) (587x700, 109Kb)
C.Я.Адливанкин с близкими на прогулке. Верхняя Масловка. Изба.

Характерные черты живописи Адливанкина этого периода – непосредственность, ирония, примитивизм, идущий отчасти от традиции русского лубка, отчасти от французского самоучки Анри Руссо. Известные картины этого времени: «Автопортрет. Уполномоченный Самарского ВХУТЕМАСа», «Семья художника», «Портрет моих родителей», «Портрет жены», «Перед отъездом на фронт», «Комиссар и машинистка», «Трамвай Б (все – 1922 г.).

В ноябре 1922 года объединение «НОЖ» провело в Москве свою первую и единственную выставку. После этой выставки Самуил Адливанкин вновь оказался на распутье. Человеком, который оказал на него сильное влияние в этот переходный момент его творческого развития, был поэт В.В. Маяковский. В середине 1920-х гг. художник сблизился с кругом журнала объединения «ЛЕФ» (Левый фронт искусств), создавал вместе с Маяковским политические карикатуры, плакаты, рекламную продукцию.
В последующие годы Адливанкин сравнительно мало внимания уделяет живописи. Он иллюстрирует книги в издательстве «Молодая гвардия», делает сатирические плакаты
и карикатуры. Одно время сближается через В.В. Маяковского с ЛЕФом. Дружит с остовцами, но свои работы на выставках ОСТа не показывает. Заинтересовался кино и работал художником на студии «Межрабпомфильме».С его участием сняли фильм «Чашка чая» (1927). В 1931-1932 - член «ИЗО-бригады», снова активно занимается живописью («Состязания юных моделистов», 1931). Одна из картин художника - «В гостях у танкистов» - понравилась И.В. Сталину. Но в целом живопись этих лет явно уступает по своим художественным достоинствам картинам времён НОЖа и беспредметным композициям.

1933 В гостях у танкистов (Народ переименовал Чей сын). Н-Тагил ХМ (581x700, 96Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). В гостях у танкистов. (Народ переименовал ее в «Чей сын?»).
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Вот это та самая единственная картина С. Адливанкина, которая понравилась И.В. Сталину.

1934 Лётчица. Портрет Кати Мельниковой» (552x700, 122Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Лётчица. Портрет Кати Мельниковой. 1934 г.

1932 На стройке Уралмаша. Х.м. 125х100 см. Екатеринбург ХМ (542x700, 169Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). На стройках Уралмаша. 1932 г. Холст, масло. 125 х 100 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

И.В. СТАЛИН о женщинах:
«Женщины составляют половину населения нашей страны, они составляют громадную армию труда, и они призваны воспитывать наших детей, наше будущее поколение, т. е. нашу будущность. Вот почему мы не можем допустить, чтобы эта громадная армия трудящихся прозябала в темноте и невежестве! Вот почему мы должны приветствовать растущую общественную активность трудящихся женщин и их выдвижение на руководящие посты, как несомненный признак роста нашей культурности».
(«Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)», т.13 стр.339. 1934 г.)

1932 Портрет ударника чугунолитейного цеха т. Пидоренко. Х, М, Перм. худ. гал.  (561x700, 164Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Портрет ударника чугунолитейного цеха т. Пидоренко.
1932 г. Холст, масло. Пермская художественная галерея.

1932 Girl-with-freckles.-1932 (558x700, 161Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Девушка с веснушками. 1932 г. Холст, масло, темпера. 52х42 см.

1932 Девушка в розовом. Х.М. 43х31. Тбилисский худ. музей (581x700, 132Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Девушка в розовом. 1932 г. Холст, масло. 43 х 31 см.
Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.

1933 Пионерка (Портрет дочери). Х.М. 78х61. ГТГ (538x700, 131Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Пионерка (Портрет дочери). 1933 г. Холст, масло. 79 х 60 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1933 Миша. 60х49 см. (Самарский худ. музей) (2) (563x700, 167Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Миша. 1933 г. Холст, масло. 60 х 49 см.
Самарский областной художественный музей.

1934 Танец в степи. (2) (511x700, 138Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Танец в степи. 1934 г.

На картине «Танец в степи» запечатлен обеденный перерыв в колхозе, во время которого юноши-комбайнеры танцуют с девушками под звуки музыки, доносящейся из радиорепродуктора, установленного на бригадном вагончике.

1929-1931 Пейзаж с лодкой. Галерея «Shpengler» (700x466, 99Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Пейзаж с лодкой. 1929-1931 гг. Галерея «Shpengler»

1934 Пейзаж. Х, М. 65х54,5 см. ГРМ (581x700, 232Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Пейзаж. 1934 г. Холст, масло. 65 х 54,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1933 Натюрморт с пепельницей. Х, м. (505x700, 162Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Натюрморт с пепельницей. 1933 г. Холст, масло.

1932 Рыба. Холст,масло 47х61,5  см. (700x538, 94Kb)
С.Я. Адливанкин (1897-1966). Рыба. 1932 г. Холст, масло. 47 х 61,5 см.

ФОТО C.Я.Адливанкин 2 (2) (507x700, 70Kb)
Самуил Яковлевич Адливанкин (1897-1966)

В 1923-1928 гг. С.Я. Адливанкин сотрудничал с московским издательством «Молодая гвардия», делал рисунки для журналов и газет: «Военный крокодил», «Лапоть», «Красная газета», «Безбожник у станка», «30 дней», «Рабочая газета», «Искусство».
Самуил Адливанкин создал иллюстрации к детским книгам: В.В. Маяковский «Рассказ про то, как Фадей узнал закон» (1924) и «Песни рабочим» (1924), С.М. Третьяков «Маленький черный Мурзук», «Пашка и Папашка (обе 1926) и другие…

ИСТОЧНИКИ:

ФОТО Адливанкин на обл. альюома Неизв. рус. авангард (411x550, 100Kb)ФОТО Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории художественной жизни. 1925-1935.Москва, Издательство «Галарт», 2008 (397x550, 148Kb)
1. Неизвестный русский авангард. Альбом. Автор-составитель А.Д. Сарабьянов. Москва, Издательство «Советский художник», 1992 г. На суперобложке картина С.Я. Адливанкина «Натюрморт». 1920 г.Ярославский художественный музей. 2. Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории художественной жизни. 1925-1935. Москва, Издательство «Галарт», 2008 г. Стр. 26, 30, 56, 58, 204, 239, 263, 317, 488 и др.
ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x510, 99Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 11, 29-30.

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Адливанкин,_Самуил_Яковлевич
2. http://rusavangard.ru/online/biographies/adlivankin-samuil-yakovlevich/
3. http://odessa-memory.info/index.php?id=667
4. https://soviet-art.ru/soviet-artist-samuil-yakovlevich-adlivankin-1897-1966/
5. http://www.raruss.ru/childrens-books/page-child3/3003-adlivankin-pashka-papashka.html

(Окончание следует)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ХУДОЖНИК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ АДЛИВАНКИН (1897-1966) | Москва-Хайфа - Дневник Москва-Хайфа | Лента друзей Москва-Хайфа / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»