• Авторизация


ИСКУССТВО БОНДАРЕЙ 17-02-2015 09:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения persephone140 Оригинальное сообщение

Искусство бондарей

http://les-ru.com/lesnaja-promyshlenost/ispolzovan...-celjah/iskustvo-bondarei.html
Некоторые ученые полагают: бондарная посуда была известна еще в Древней Греции, но применение ее было довольно ограниченным. Предполагается, что греческие мастера изготовляли в основном большие бочки, в которых перевозили, а также хранили растительное масло, вино и воду. Однако более или менее конкретные сведения о бондарной посуде относятся лишь к I - II векам до нашей эры.
В честь завоевания Дакии, ставшей одной из европейских провинций Римской империи, в 113 году в Риме была возведена 38-метровая колонна Траяна. Ее опоясывала спиральная лента с рельефными изображениями, состоящая из 23 витков. Историки нередко называют этот уникальный рельеф каменной энциклопедией римской жизни того периода. Удалось отыскать в этой энциклопедии и изображения бондарной посуды. На одном из рельефов корабль с бочкой на борту. Четыре другие бочки, видимо, приготовленные к погрузке, лежат на берегу. Эти большие бочки вытянутой формы римляне использовали для перевозки масла, вина и питьевой воды.


1.
[400x385]
О высоком уровне развития бондарного ремесла на Руси в XXV - веках можно судить благодаря археологическим раскопкам Древнего Новгорода. Посуда того времени была восстановлена по найденным деталям: обручам, клепкам и донцам. После реставрации стало оче-видным, что наши древние предки пользовались всеми основными видами бондарной посуды, которая получила широкое распространение во все последующие века. Древние мастера в совершенстве владели искусством изготовления бочек, кадок, ведер, подойников, ушатов, ло-ханей, шаек, жбанов, кружек и стаканов. Многие из этих видов бондарной посуды дошли до наших дней без ка- ких-либо существенных изменений. Конструкция и форма деревянной посуды простые, рациональные, практичные оказались удивительно живучи.
Вряд ли можно хотя бы приблизительно сказать, где и когда появилась бондарная посуда. Несомненно одно предшественницей была посуда долбленая, изготовлявшаяся из целого ствола дерева. Нет сомнения в том, что первоначально человек использовал созданные самой природой полые объемы дуплистые стволы. Возможно, произошло это не без подсказки животных, которые испокон веков использовали дуплистые деревья как надежные и теплые жилища.
Над созданием полых цилиндров природа обычно «трудится» многие годы. У деревьев, пораженных грибом, разрушаются в первую очередь сердцевина и окружающие ее годичные слои. Более молодая древесина, прилегающая к коре, продолжает жить и развиваться, каждый год увеличиваясь еще на один слой. Постепенно труха перегнивает, оседает вниз, а стенки дупла становятся сухими и гладкими.


2.
[400x297]
В древности во многих странах, в том числе и на Руси, было широко распространено бортничество. Пчеловоды-бортники примечали в лесу деревья, в дуплах которых жили пчелы, а когда наступала пора, собирали душистый целебный мед на лесных пасеках. Но лесные угодья были неудобны тем, что часто находились далеко от жилья и отстояли на многие километры друг от друга. Да и охотников до лесного меда было хоть отбавляй. Для того чтобы собрать все ульи и держать их под присмотром, участки ствола с дуплом выпиливали и свозили в одно место, поближе к дому. Из ульев-дуплянок постепенно образовывались большие пасеки.
Над ульями обычно укрепляли крышу из коры, но нередко место ее заменял подстриженный соломенный сноп. Когда от старого роя отделялась молодая семья, пасечник переселял ее в новое, заранее подготовленное дупло. Если подходящее дупло найти не удавалось, то приходилось долбить его в толстой колоде самому. Эти так называемые пробойные ульи в лесном краю можно было встретить повсюду. В выдобленный цилиндр было вставлено одно или два дна. Улей-долбленка с одним дном назывался наворотнем, с двумя стояном. Из полого ствола липы, вставив в специально вырезанные пазы (уторы) донышко, мастерили посуду для хранения меда дуплянки-липовики или чиляки. Дупляная и долбленая посуда применялась также для хранения масла и всевозможных сыпучих продуктов.
Рано или поздно, но на стенках ульев появлялись глубокие сквозные трещины. И вот тогда был сделан первый шаг к бондарной посуде изобретен обруч. Долбленки и дуплянки, чтобы предотвратить растрескивание, стали стягивать всевозможными жгутами, веревкой, проволокой. Позднее появились деревянные и металлические обручи, ставшие классическими.
Набивая обручи на дуплянку или долбленку, мастер обратил внимание на малозаметное, но очень существенное обстоятельство. Отпиленная от ствола колода с одного края всегда была толще, чем с другого. Это явление принято называть сбежистостью. На небольшом участке сбежистость мало заметна, но дает о себе знать во время набивания обручей: при перемещении обруча с узкой части посуды на широкую древесные волокна сжимались с такой силой, что исчезали даже малейшие трещины.
Именно по этой причине деревянным ведрам, ушатам, чанам придавали обычно форму не цилиндра, а усеченного конуса.
Трудно сказать, как были изобретены клепки. Возможно, рассматривая дощечки, на которые рассыпалась I окончательно растрескавшаяся долбленка, мастер подме- I тил: каждая из них имеет желобчатую форму, а боковые I кромки скошены под определенным углом. И вот тот момент, когда у безымянного мастера возникла мысль изготовить такие дощечки специально, чтобы потом собрать из них деревянный сосуд, стянув его обручами, можно счи-тать датой изобретения бондарной посуды. По значению его можно сравнивать разве что с изобретением гончарного круга.
Бондарная техника решила проблему изготовления крупных сосудов, необходимых в различных областях человеческой деятельности. Огромными чанами были оснащены древние кожевенные предприятия. Бондарная посуда применялась в химической практике, например для изготовления свинцовых белил.
Высокий профессиональный уровень изготовителя бондарной посуды позволяет предположить, что среди дре- воделов уже тогда выделялись мастера, которые занимались исключительно изготовлением бондарной посуды, то есть бочары-профессионалы. Но сведения о профессии бочара относятся к более позднему времени XVI веку. В новгородских писцовых книгах этого периода упоминаются представители профессий, связанных с обработкой дерева. Среди них дощанников 11 человек, гребенников 12, токарей 38 и бочаров 16 человек.
Принцип бондарной посуды народные мастера нередко использовали при изготовлении музыкальных инструментов, точнее их раструбов. Так, в северных областях России раструб рожка делали из двух клепок. Каждая из ни* представляет собой половинку изогнутого конуса. Обе части раструба обвивали берестой, которая играла роль обручей. Использование принципа, на котором основано изготовление бондарной посуды, еще более четко прослеживается в польском народном духовом инструменте свирели. Ее раструб состоит из двух клепок, стянутых деревянными или металлическими обручами.
Какие же породы дерева использовались для бондарной посуды? Археологические раскопки Древнего Новгорода позволили дать точное представление о породах древесины, применяемых в бондарном деле в XXV веках. С помощью современных методов был сделан анализ более 50 образцов. Из 7 найденных клепок от древних бочек все 7 оказались дубовыми. Видимо, это было связано с тем, что бочки подвергались более значительным нагрузкам, чем другие бондарные изделия. Ведра, кадушки, ушаты и прочую подобную посуду чаще всего изготовляли из древесины сосны. На втором месте стояла ель, потом шли: лиственница, тис, пихта, кедр, береза и липа. Новгородские мастера ценили сосну не зря: ее древесина хорошо раскалывается вдоль волокон, легко обрабатывается режущими инструментами, не сучковата, устойчива против гниения. К тому же в местных лесах росли в изобилии могучие прямоствольные деревья. Ель тоже росла вокруг древнего города, но, видимо, ее сучковатая и мягкая древесина меньше устраивала новгородских бочаров. Запасы дуба на новгородской земле были незначительны да, кроме того, только в южных районах, поэтому, наверное, использование его в бондарном деле ограничивалось изготовлением десятиведерных бочек, для которых требовалась особенно прочная древесина. Местными породами были также липа и береза, а лиственница, кедр и пихта привозными. Новгородцев своей благородной окраской и красивой текстурой древесины, а также прочностью и долговечностью привлек тис. Однако в наши дни в бондарном деле его древесина не используется. В ней обнаружены токсические вещества, губительные не только для гнилостных микробов, но и для человека. Применение тисовой посуды приводит к тяжелым отравлениям, но старым мастерам, видимо, об этом не было известно. Ничего удивительного, ведь порода была не местная, в привозная с юга.
Постепенно ассортимент пород, из которых делали бондарные клепки, становился все разнообразнее. Вот и родилась в лесных краях России очень выразительная и поучительна загадка, помните: «Сам дубовый, пояс вязовый, а нос липовый». Старые мастера отлично знали и обязательно учитывали свойства древесины. Даже в одном бондарном изделии они применяли древесину различных пород. Почти все бочки делались из дуба. Древесина вяза, отличающаяся гибкостью и высокой прочностью, шла на обручи. Гвоздь или чоп (пробку) обязательно делали из липовой древесины, так как она разбухает очень не-значительно, прямослойна и однородна. А если сделать ее, скажем, из осины? Выбить осиновую пробку из наполненной жидкостью бочки было бы трудно, ведь она очень сильно разбухает.
Для мастера, изготавливающего бондарную посуду, прежде всего важны технологические свойства древесины. Она должна хорошо колоться, обрабатываться резанием (строгаться, пилиться), быть достаточно упругой, при распаривании легко гнуться. Работать с такими материалами мастеру легко. Но, кроме этого, есть свойства древесины, которые в первую очередь интересуют заказчика. Подбирая породу дерева для кадки, ушата, ведра, цветочницы или квасной кружки, народные мастера обязательно учитывали это. Заказчику было не безразлично, насколько прочна древесина, из которой сделана посуда, нужна была гарантия, что она не загниет и не покоробится. Да и внешний вид, в определенной мере зависящий от цвета и текстуры древесины, тоже не последнее дело, особенно если заказана цветочница или какая- нибудь декоративная посуда. Если заказывали квашню, то такую, в которой тесто подходило бы быстро и дружно, а коли кубел для мяса чтобы оно долго не портилось. Мало того, хороший, знающий свое дело бондарь мог подобрать для бондарной посуды такую древесину, в контакте с которой продукты не только долго хранились, но и приобретали приятный запах и даже вкус.
Самые распространенные породы лиственных деревьев, древесина которых идет на изготовление бондарных клепок, дуб, осина, тополь, липа, ольха и береза; хвойных сосна, ель, кедр, лиственница и можжевельник. В южных областях используют также бук и каштан.
Среди лиственных пород дуб самый лучший материал. Дубовая древесина режется с большим трудом, но хорошо колется, весьма упруга: после распаривания становится очень гибкой и легко гнется, а это необходимое качество при изготовлении бочек. Плотная и тяжелая дубовая древесина хорошо сушится, мало коробится и растрескивается, содержащиеся в ней консервирующие вещества предохраняют изделия из нее от поражения гнилостными микробами. Древесина дуба не боится влаги, наоборот, после погружения в воду становится еще прочнее. Значит, недаром еще со времен Древнего Новгорода дуб считался лучшим материалом для бондарной посуды, особенно для заливных бочек. Дубов ым бочкам все нипочем, хоть держи их в сырых подвальных помещениях, на улице под проливным дождем или зарывай в землю. Выдерживают они и самые сложные перевозки, продолжая служить по многу десятков лет.
В старой древесине дуба (в результате окисления некоторых входящих в нее веществ) возникают ароматические соединения. Они и определяют своеобразный запах коньяка, выдержанного в дубовых бочках. Дубовые бочки используют не только для вина, но и для морсов, соков,
В тех районах, где когда-то шумели могучие дубравы, из дубовой клепки делали кадушки для квашения капусты и соления огурцов, кубелы для хранения сала и мяса-солонины. Яблоки, замоченные в дубовых кадушках, до самой весны оставались крепкими и вкусными. А в тех случаях, когда от бондарной посуды требовалась особая проч-ность, дуб был вообще незаменим. Лучше колодезной бадьи, чем из дуба, вряд ли сыскать. Есть у дубовой древесины и еще одно интересное свойство она ускоряет закваску теста. Поэтому раньше, зная об этом, каждая хозяйка старалась обзавестись дубовой квашней. Там, где дуб был редким материалом, его расходовали экономно: дубовые клепки чередовали через одну с еловыми или осиновыми. Самые хорошие квашни получались из древесины так называемого зимнего дуба, засох-шая листва которого не опадает всю зиму.


3.
[400x318]
Исстари одной из самых ходовых в бондарном деле была осина. Клепки из ее древесины в большинстве своем шли на посуду, предназначенную для различных солений и квашений. Выло подмечено: капуста, заквашенная в осиновой кадушке, до самых жарких весенних дней сохраняет белизну и упругость. Этому способствуют особые вещества, содержащиеся в древесине, главным образом в свежей. Со временем осиновая древесина утрачивает эти чудесные свойства, тогда хозяйки кладут в кадушку со свеженарубленной капустой осиновое поленце. Порой кладут его и в дубовую или еловую кадку. Осина хорошо противостоит воздействию влаги и считается одним из лучших материалов для колодезных срубов, кровельного гонта и дранки. Легко делать из осины бондарные клепки, так как ее древесина прямослойна и хорошо раскалывается. Склонность осиновой древесины к разбуханию считается отрицательным явлением, но не в бондарном деле. Именно благодаря разбуханию осиновые клепки смыкаются кромками настолько плотно, что трудно бывает порой даже различить. В современном бондарном производстве много осины идет на изготовление заливных бочек, в которых хранят и перевозят всевозможные соленья, рыбу, растительное масло, а также химикаты, минеральное масло, краски, мазут, деготь, цемент и многое другое.
А чем же привлекает бондарей липа? Оказывается, липовая кадушка, пролежавшая почти все лето порожней в ожидании урожая, практически не рассыхается. Бондарная посуда из липовых клепок хорошо сохраняет продукты. Немаловажно и то, что при этом она не придает им какого-либо неприятного запаха и привкуса. Самый лучший мед, хранимый в липовых бочонках, долго не теряет свой аромат и первозданную свежесть. Бондарная тара из липы считается лучшей для хранения и перевозки сливочного масла, которое очень долго не горкнет. А для такого деликатеса, как осетровая и лососевая икра, бочки из липы просто незаменимы. Липовая древесина прекрасный материал и для дорожной посуды: фляг, баклаг, лагунцов.
Сосновые бочки и кадушки называли в старину смолевками или смолянками. Конечно, под пищевые продукты такая посуда не годится (передается ее смоляной запах), но если необходимо сделать, например, кадушку для цветка, то более дешевой и надежной дре-весины для этой цели не сыскать.
Если мастеру случалось изготавливать ведерко или подойник, то он довольно часто отдавал предпочтение еловой древесине. Посуда получалась легкой и, самое главное, незначительно впитывала влагу, поэтому мыть и сушить ее довольно легко. Из еловой древесины делали ушатики для хранения сливочного масла, а также маслобойки для его изготовления.
В Западной Европе молочную посуду делали и из древесины кедра. Среди жителей существовало стойкое убеждение, что она содержит вещества, убивающие гнилостные микробы. По утверждению мастеров, молоко в кедровой посуде не только долго не скисает, но даже приобретает приятный вкус.
Для мелкой бондарной посуды широко применяется древесина можжевельника. У засохшей древесины ядро имеет множество разнообразных оттенков красно-коричневой гаммы. Заболонь у можжевельника узкая, светло- желтым кольцом окружает ядро. Годичные слои образуют очень красивый текстурный рисунок, одинаково выразительный во всех трех разрезах. Небольшой диаметр ствола можжевельника ограничивает размеры бондарной посуды. Поэтому из него делают мелкую посуду: бочонки, фляги, кружки, жбаны, солоницы. Она хотя и не может похвастаться своими размерами, но в доме всегда на самом видном месте. В можжевеловой посуде тоже не так быстро закисает молоко, долго не горкнет масло и несколько дней остается свежей сметана. И это еще не все. В средней полосе нет другой такой древесины, которая источала бы приятный аромат, на-поминающий запах перца. Грибы, засоленные в небольшой можжевеловой кадушечке, насыщаются этим ароматом, приобретая неповторимый вкус. В можжевеловых кружках обычный квас становится изысканным напитком.
В старину все эти секреты бондарного ремесла передавались от отца к сыну. В каждой деревне был один, а то и два-три бочара. А сейчас катастрофически мало осталось стоящих мастеров-бондарей. Не очень-то молодежь тянется к этой профессии. Вот так и теряем мы свое национальное достояние, свое ни на кого не похожее лицо. Пора возродить едва теплящиеся в отдалении народные промыслы. Возродить, пока не поздно!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ИСКУССТВО БОНДАРЕЙ | Viola-NN - Дневник Viola-NN | Лента друзей Viola-NN / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»