Иллюзии восприятия. Воспринимаем ли мы на самом деле?
15-03-2010 15:40
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
То, с чем вам придется столкнуться в процессе развития нового отношения к реальности, будет осознание. Осознание того, что мы не только не думаем большую часть времени, но и не воспринимаем нашими органами чувств. Я не собираюсь говорить о физических ограничениях наших органов чувств. Понятно, что мы не можем увидеть рентгеновские лучи, радиоволны, услышать ультразвук и унюхать один единственный атом. Я о том, о чем мы физически способны.
Собираясь на прогулку в лес, и, наконец, попадая в это ощущение чистого воздуха, легкого ветерка, приятно обдувающего наше тело, обилие зелени, стрекота насекомых и пения птиц, многие из нас совершенно не осознают, что они не видят, не слышат и не ощущают того, что их окружает.
Взглянув, например, на дерево, мы называем его деревом, и нам кажется, что мы действительно увидели его. Отвернувшись от него, мы можем ошибиться, если нас попросят рассказать о нем подробнее. Мы можем запросто не ответить, сколько крупных веток, на какой высоте они растут, какой формы листья на нем, где имеется мох, где у него дупло.
Дело не в ограничениях нашей памяти. Также это не тесты на проверку того, сколько информации мы можем удержать одновременно в памяти. Речь о другом. О том, что когда мы смотрим на дерево, мы смотрим не на дерево, а на образы объектов окружающей среды в своем сознании. Мы видим дерево и внутренне называем его деревом. Мы сравниваем неопределенное сочетание цветных пятен с тем, что мы видели раньше и узнаем среди них дерево. Мы можем и не называть его словами, а просто ощутить, вообразить или понять.
Мы как бы создаем копию дерева у себя в голове и рассматриваем уже скопированный образ. Образ, который совпадает с нашим пониманием дерева. Мы видим лишь то, что распознаем. Остальное просто напросто не существует в нашем ощущении реальности. Оно остается за кадром в виде бессмысленного сочетания цветных пятен. И для нас не существует.
Мы можем смотреть на дерево и видеть мельчайшие его подробности. Каждый листик, каждый изгиб веток. Но мы не видим дерево целиком. Наше восприятие расчленяется на тысячи мелких восприятий. Поэтому мы можем увидеть эти детали, вспоминая их. Мелких восприятий так много, что это создает нам иллюзию того, что мы видим дерево в произвольных деталях.
В детских книжках можно увидеть картинки, в которых нам предлагается разглядеть нарисованного зайца или медведя. Но все, что мы видим там - другая картинка. На ней даже не изображено ничего живого. Только приглядевшись, мы можем вдруг удивиться тем, что рука художника, воспользовавшись частями изображений, скрыла среди них еще одно изображение. Мы узнаем зайца, рисунок которого образован частями веток, деталей домов или облаков. Еще минуту назад мы видели только деревья, дома и облака, но нам и в голову не приходило, что еще это может быть рисунком зайца.
Детские психологи давно обнаружили эту особенность восприятия и рекомендуют подобные картинки с заданиями для развития детей. Нам же этот пример показывает страшную тайну. Что на самом деле мы ничего не видим! Мы смотрим на результат узнавания среди воспринимаемого. Далее еще интересней. Кроме распознавания объектов внешней окружающей среды, у нас происходят процессы переработки полученной информации.
Вернемся к примеру с деревом. Когда мы смотрим на него, огромное количество сведений поступает к нам в мозг. Мы можем одновременно видеть тысячи отдельных листиков, их цвет, форму, фактуру, тени, отдельные веточки, их толщину, фактуру, более крупные ветки, их изгибы и неровности. Естественно, вся эта информация нам не нужна. И чтобы не переполнять наше сознание лишними деталями, природа позаботилась о фильтрации ненужной части потока восприятия. Мы произвольно выбираем какие-либо детали восприятия, их количество или качество восприятия.
Мы можем настроиться на созерцание формы листьев, настроиться на подсчет основных веток, обратить внимание на форму дерева. В отдельных случаях мы можем даже не заметить целые группы деревьев. Наш механизм восприятия выбирает из всего этого только то, что нужно на данный момент. Также мы можем убрать несущественные или мешающие нам подробности. Например, когда мы читаем книгу, можем не заметить, каким шрифтом она напечатана.
Жители, живущие недалеко от водопадов, могут совершенно не слышать его шум. Туристы, побывавшие в таких местах, часто рассказывают, что рядом с водопадом им приходилось кричать, чтобы их услышали за шумом падающей воды. Однако местные жители разговаривали друг с другом обычным голосом. Они просто не слышали шума.
Если у вас есть механический будильник, вам должно хорошо известно, что сначала к его тиканью нужно долго привыкать. Оно достает вас повсюду. Когда вы читаете, когда заняты делами или просто отдыхаете. Через некоторое время наступает момент, когда будильник перестает быть слышен. Ваше восприятие приспособилось к окружающей среде и перестало воспринимать мешающее вам тиканье.
Мы не замечаем также такие естественные процессы нашего физического тела, как, например, шум крови в ушах, шум дыхания. Мы не ощущаем стук сердца и движение воздуха при дыхании. Мы не замечаем нашу одежду. Мы не чувствуем запах тела.
Кроме подобных фильтраций происходит упрощение потока восприятия. Одновременно нам не нужно знать все параметры окружающей среды и наше восприятие выбирает только наиболее важные для нас детали. Например, если вы находитесь в хорошо знакомом помещении, вы не приглядываетесь ко всем его предметам. Для вас все помещение может оказаться набором наиболее крупных понятий: стол, стулья, стены, потолок, окно, выключатель на стене и т. д. Если вам нужны детали, вы перестраиваете свое внимание, чтобы оно выдавало больше деталей.
Если надо узнать время, вы обращаете свое внимание к часам. И начинаете замечать циферблат и стрелки. Но вам не нужны сами стрелки и циферблат, а нужно текущее время. Поэтому такие детали восприятия, как, например, блики от окна на стрелках, тень на циферблате могут вами не замечаться.
Продолжение следует.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote