Статья о лепке фигуры в контрапосте,
	возможно, кому-то пригодится.
	Озвучим основные моменты лепки фигуры. На первых снимках мы видим каркас для лепки фигуры. на правом снимке видно место соединения каркаса и глаголя (кронштейна, на котором висит каркас) - в середине фигуры. Таким образом, фигура фактически не стоит на своих ногах, а подвешена за таз. Это позволяет менять и уточнять положение ног во время работы.
	
 [показать]
	Высота фигуры около 50 см, высота глаголя - около 25. Глаголь выполнен из отожженной черной проволоки (прутка) D 6 мм, для прочности сложенной вдвое. Желательно, чтобы глаголь надежно держал на себе вес глины или пластилина и во время работы не вибрировал.
	Для фигур от 70-80 см делаются уже сварные глаголи из трубы.
	Каркас изготовлен из медной проволоки сечением 3 мм, по схеме две половинки ( нога-туловище-рука ) + кусок для головы и шеи, переходящий в спину. Дополнительно каркас усилен поперечными проволоками для жесткости линии плеч и таза.
	Каркас должен быть достаточно прочным, чтобы под весом глины или пластилина не вихляться, и в тоже время позволять погибать его в процессе работы.
	Перед работой необходимо убедиться, что скульптурный станок стоит четко вертикально (поверхность его столика горизонтальна), и каркас не наклоняется влево-вправо при вращении станка.
	В начале работы нужно придать каркасу характерное движение будущей фигуры.
	Если, как в данном случае речь идет о лепке с натуры, необходимо, прежде чем начать лепит, поворачивая разными сторонами подиум на котором стоит натурщик, и свой каркас, добиться, чтобы характерная поза натурщика передавалась в позе каркаса со всех сторон.
	Для этого нужно сравнить каркас и натуру с восьми точек (анфас, два профиля и сзади + четыре угловых, "трех-четвертных" точки).
	В данном случае мы рассматриваем лепку стоящей фигуры с опорой на одну ногу, или так называемый "контрапост".
	
	Проговорим характерные особенности контрапоста: опорная нога идет под тело
	
 [показать]
	При этом по классике, проекция яремной ямки по вертикали попадает на точку на стопе опорной ноги.
	Также принято говорить о проекции седьмого шейного позвонка на пятку опорной ноги.
	Таз наклоняется (обвисает) в сторону свободной ноги, а грудная клетка с плечами наоборот, наклоняется в сторону опорной ноги, то есть плечо со стороны опорной ноги ниже, со стороны свободной ноги - выше.
	При этом со стороны опорной ноги таз идет вперед, плечо - назад, а со стороны свободной ноги наоборот - таз назад, а плечо вперед. 
	Эту поза является одной из самых выразительных и гармоничных в искусстве, да и мы с вами многократно принимаем ее каждый день, не замечай того, но сложность заключается в том, что натурщику придется занимать эту позу долго, а это дискомфортно, и как показывает практика любой натурщик быстро устает и начинает халтурить. Поэтому во-первых нужно действовать быстро, во-вторых помнить о вышеперечисленных особенностях и стараться схватывать их.
	
	Как только каркас более-менее выставлен, начинаем лепить сразу по всей фигуре, параллельно продолжая уточнять положение каркаса. 
	
 [показать]
	Ноги фиксируем в правильном положении чтобы не болтались. Смотрим на общие пропорции и общее движение ВСЕЙ ФИГУРЫ ЦЕЛИКОМ.
	Нельзя в этот момент, да и на протяжении всей работы нежелательно, уютно устраиваться в каких-то точках и заниматься там отделкой. Необходимо постоянно сравнивать всю фигуру в целом. 
	
 [показать]
	Этому помогают частые повороты подиума с натурщиком и вашей работы.
	Мы говорили о сравнении с восьми точек, но если лепка идет в группе, на практике так не всегда удается. Тем не менее весьма желательно, чтобы периодически каждый из участников мог сравнить свою фигуры с 4 главных точек ( анфас, сзади и с двух профилей)
	
 [показать]
	
 [показать]
	И по возможности с угловых.
	Постоянно идет уточнение пропорций и движения всей фигуры. Одновременно уточняется общий характер формы крупных частей тела.
	
 [показать]
	
 [показать]
	И то, что постепенно фигура становится подробнее, только помогает смотреть большие соотношения - пропорции фигуры в целом, движение и характер формы.
	
 [показать]
	Важно часто отходить на расстояние (на сколько позволяет мастерская), сравнивать издалека, как смотрится в целом. По прежнему нежелательно заниматься моделировкой деталей, пока большие соотношения не взяты.
	
 [показать]
	Если вы лепите в группе, в перерывы целесообразно обращать внимание на работы ваших коллег и ценные качества, которые можно было бы позаимствовать.
	
 [показать]
	Постепенно ваша фигура становится более подробной. Почувствовав, что основные соотношения взяты, начинающие скульптора часто именно в этот момент предпринимают попытку еще лучше уточнить каждую форму, что хорошо, но забывают при этом постоянно сравнивать, как все выглядит в целом. Следствием этого обычно являются копания и ошибки.
	
 [показать]
	В этом контексте важно осознать, что как долго бы мы ни работали над скульптурой ли, рисунком ли, живописью ли, момент, когда можно перестать сравнивать в целом основные отношения, основное впечатление, не наступает никогда.
	
 [показать]
 [показать]
	И в тот момент, когда мы добираемся до деталей, мы на самом деле делаем не детали, а "деталями" - деталями создаем целое.
	
 [показать]
	
	Автор: Олег Торопыгин (Helgast)  источник http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=163874