"Комсомольская правда", 22 января 1987 г.
ПУШКИН погиб молодым, на 38-м году. По-тогдашнему, правда, – это много больше, чем теперь (во всяком случае на последнем писательском съезде 35-40-летних было совсем немного, среди самой «весенней» части делегатов).
Сильнее всего оплаканные писательские смерти – все же Пушкина и Льва Толстого. Первый – молодой, мог бы жить, сочинять; второй – к которому привыкли, что он всегда был, есть и будет.
1799 – год рождения Пушкина; 1803 – Тютчев, 1809 – Гоголь, 1811 – Белинский, 1812 — Герцен, Гончаров, 1814 – Лермонтов, 1818 – Тургенев, 1821 – Некрасов и Достоевский, 1826 – Салтыков-Щедрин, 1828 – Толстой… Это еще не все значительные художники, родившиеся в этот период (пропущены, например, Огарев, Сухово-Кобылин). Разумеется, и в следующие десятилетия рождались великие, – но не столь интенсивно; а затем, с конца XIX века, новая полоса лет в 15: 1880 год – Блок и Андрей Белый, 1885 – Хлебников, 1886 – Гумилев, 1889 – Ахматова, 1890 – Пастернак, 1891 – Мандельштам и Булгаков, 1892 – Цветаева, 1893 –Маяковский, 1895 – Зощенко и Есенин... Снова пропущены многие примечательные фамилии, ко дело не в исчерпанности списка. Дело в том, чтобы объяснить такие активные полосы, исторические «зоны гениальности и талантливости», и – чтобы понять, как все эти мастера реализовались уже в молодости.
Все они молодые; однако иные с юных лет познали скорбную раздвоенность, душераздирающие противоречия. Наиболее же гармоничные, нераздвоенные, «античные» по светлому, детски-мудрому взгляду на вещи – Пушкин и Герцен. Жизнь у них была тяжкая, страдательная, – однако на фоне мрака свет еще светлее.
Много лет назад автор этой статьи, учитель истории 93-й московской школы, предложил домашнее задание своему 9-му классу: «Отчего в России в начале XIX века подряд народилось столько гениев? Кто принесет исчерпывающий или очень интересный ответ, – тому поставлю 15, то есть три пятерки!»
Ребятам только задай! Одни ответили, что все дело в декабризме, освободительном движении, которые и породили великую, молодую литературу. Конечно же, это верно.
Кое-кто из отличнике, соображает, что в XVIII—XIX веках завершилось формирование русской нации, литературного языка (Карамзин, Пушкин).
И это верно, и эту причину присоединим: но мало, мало!
15 баллов в этот день не получил никто.
Пройдут еще годы; уже я не учитель, читаю лекции в новосибирском Академгородке о Пушкине и его времени. Пришла записка: «Почему у нас нет Пушкиных?» Отвечаю, что Пушкин только один, что второй и третий – это уже не Пушкин… Не унимаются слушатели, шлют новую: «Не понимайте нас буквально, речь идет о мастерах такого же гениального масштаба: где они?»
За годы, прошедшие между 93-й школой и новосибирской лекцией, я уже кое до чего додумался и – доложил аудитории:
– Великих писателей создает великий читатель. Позанимавшись после школы в различных архивах, прочитав сотни писем и документов не только писательских, но и читательских, – прихожу к выводу: в конце 18 – первой половине 19 века число грамотных в России было, понятно, невелико, от 3 до 6 процентов населения; но и это составит 1–2 миллиона человек, кстати, намного ли больше сегодня читателей настоящих? То были в основном дворяне, частично разночинцы; книгочеев мало,– но они особенные. Активная их часть – прекрасные молодые ребята, герои 1812 года, декабристы, лицеисты, разумные чиновники, толковые купцы и священники...
Мы обычно, подводя итоги того или иного периода, больше говорим о вещах, чем о людях; легче представить прогресс количеством выплавляемого металла, урожаем, длиною дорог, наконец, числом университетов, гимназий, училищ, журналов, газет. Все это, конечно, очень важно: но из подобных слагаемых не получить суммарного представления об историческом типе, о том хорошем, просвещенном читателе, который заметен в начале XIX века.
НО ЧЕМ ЖЕ были так хороши «лицейские, ермоловцы, поэты»?
Трудно перечислить все тонкие, часто не поддающиеся анализу черты, но вот – две заметные особенности, отличающие тогдашних молодых людей от нынешних.
Во-первых, раннее развитие, несравненно более ранняя самостоятельная роль в хозяйстве, политике, жизни. Вспомним, что Пушкин и его сверстники, окончив Лицей, в 17 –18 лет уже получили военные и гражданские чины, вышли в жизнь; Лицей был одновременно и школой и «вузом»!
Название жюльверновского романа «Пятнадцатилетний капитан» звучало бы куда менее эффектно для русского читателя начала XIX столетия: 15 – 17-летние поручики и капитаны в немалом количестве вступали в Париж в 1814 году, генерал-майору Кутайсову, погибшему на Бородинском поле, было 28 лет (он командовал артиллерией целой армии); известны 25 – 30-летние послы. «Россия молодая» – это пушкинская характеристика целой эпохи; тут, кстати, заметим, что и неграмотное большинство страны имело сходные понятия о зрелом возрасте: крестьяне, горожане нередко женили, выделяли 15—17-летних детей на самостоятельное хозяйствование.
Итак, в том возрасте, когда многие наши современные дети досиживают на школьных партах, чтобы затем перейти на институтские скамьи и в 30 лет именоваться еще молодыми специалистами, – в том возрасте российские люди 150— 200 лет назад были куда более «автономны».
Хорошо это или плохо? Разумеется, были примеры, когда молодость подводила: так, уже упомянутый генерал Кутайсов вместо того, чтобы распорядиться своими пушками, в начале Бородинской битвы горячо кинулся вперед, погиб и тем поставил подчиненных в трудное положение.
Однако отдельные случаи, «обличающие» молодежь, перекрываются множеством доводов «за».
Молодость.
Вторая же особенность тех молодых современников Пушкина – умение сохранить и в зрелые, самостоятельные годы юное, порой детское ощущение жизни; любопытство, жадность к неизведанному, умение задавать вопросы не только для того, чтобы поглядеть, как «выкрутится» отвечающий, нет! Им и в самом деле многое неясно; они и в самом деле покажутся кое-кому из детей и внуков чересчур юными, наивными.
Кстати, и старики в ту пору были особенные, весьма молодые (Суворов, князь Николай Андреевич Болконский); может быть, рано начиная, молодые люди и стареют иначе?
Короче говоря, именно такой аудитории, одновременно зрелой и наивной, деятельной и мечтательной, нужна была настоящая литература, настоящая словесность. И как тут было не появиться Пушкину, дар которого при других читателях, при других обстоятельствах, вероятно, проявился бы совсем иначе или вообще не пробился бы наружу…
Таким образом, если у нас нет Пушкиных, то главная причина в нас самих: мы, значит, не совсем та почва, на которой вырастают подобные «дары». Мы виноваты?
– Что же это выходит – я виновата в том, что нового Пушкина нет? — спрашивает ученица одной из чукотских школ, услыхав мои еретические рассуждения.
– Да, и ты, и я, и мы все. Это не следует, конечно, понимать слишком буквально, но нужно помнить, что, думая о своей ответственности, о том, как бы стать лучше, добрее, – думая так, мы незримо, пусть на миллионную долю, приближаем себя к великим читателям, – а там уж великим писателем как не появиться!
СНОВА – наши дни: снова бывший учитель отвечает на вопросы молодежной аудитории.
– Ваши любимые молодые писатели?
Невольно вспомнился Чаадаев, который спрашивал: Что нынче еще есть молодые люди?»
И я переадресовываю вопрос аудитории: назовите мне, пожалуйста, нескольких да хотя бы одного, писателя, поэта, драматурга, пусть не самого любимого, но для вас сколько-нибудь значительного, хотя бы одного, кому сейчас меньше сорока лет!
Аудитория молчит. Неуверенно называет Распутина. Отвечаю, что он 1937 года рождения.
– Высоцкий?
Умер на 43-м году...
Но где же двадцати-тридцатилетние? (Исключения подтверждают правило!)
А ведь были времена (Пушкина, Блока), в начале XIX, в начале XX, когда труднее было найти знаменитого писателя, тем более поэта старше сорока лет!
Огюст Конт и другие наблюдательные социологи в свое время предложили любопытнейшую теорию чередования «органической» и «критической» цивилизации.
Органическая – это когда люди органичные, цельные; когда они и в старости молоды. Такова классическая Греция, итальянский Ренессанс, российский XIX век. Настроение той эпохи – детское в хорошем смысле слова, благоприятное для высокого искусства.
А на смену идут критические эпохи; эллинизм по отношению к классической Греции; барокко по отношению к Ренессансу. Первоначальная цельность теряется, люди Ч становятся умнее и старше.
На смену молодым старикам приходят пожилые юноши. В эту пору искусству приходится труднее; эпоха уж слишком для того «умна»: зато наступает время анализа, век науки, научного мышления.
Конечно, все это схема: жизнь бесконечно разнообразнее. Но в этом что-то есть, что-то есть...
С ускорением истории такие чередования, наверное, тоже ускоряются. В определенном смысле Россия XIX – первой половины XX века – и до, и после революции – это место и время цельных, молодых натур и потому – родина высоких искусств.
Люди 1920 – 30-х годов рождения, громко и молодо заговорившие в 1950 60-х, и сегодня продолжают шуметь,– пусть с переменным успехом и по мере сил... А вот ребята 1950—60-х годов, родившиеся под гул тех молодых еще голосов, – эти почему-то не очень захотели; махнули рукой, иронично улыбнулись и пошли, кто куда: в науку, в быт, в себя...
Это не значит, что век стал хуже или лучше: каждая стадия необходима, и нынешний виток – неизбежная увертюра к следующему органическому периоду, к новому молодому времени. Как быстро? Может быть, через 25 лет или 5. Или завтра? Или уже начался?
Для истории – пустяк; мы вот торопимся.
Но, может быть, оттого особенно любим Пушкина, что он зовет к новой гармонии, учит быть молодым.
Н. ЭЙДЕЛЬМАН.