Коммунизм как мечта угнетенных, социальная утопия и марксизм
5.Так жив ли марксизм? Скажу по секрету – таки жив…
Вопрос, жив ли марксизм, имеет, две версии ответа.
Марксизм как система наук в принципе не мог жить особой, самостоятельной жизнью ни дня, он и не жил таким образом, хотя сами классики и их ортодоксальные последователи думали и думают по-иному.
Однако многие положения марксизма, относящиеся к предметной области экономической науки, политологии, социологии, методологии, историографии и т.д., живы (т.е. научны, истинны) до настоящего времени или в “снятом” виде, или непосредственно.
Пару наглядных примеров из современной цивилизации.
В одном из последних докладов ООН о развитии человечества (специально беру докризисный доклад) указывается, что сегодня (середина нулевых годов) 54 страны мира беднее, чем были 10 лет тому назад.
1,1 млрд. человек в середине нулевых получали в день менее 1 доллара и не в состоянии были обеспечить себя самым необходимым, причем из них не менее 800 млн. человек в буквальном смысле голодали. Около 1 млрд. человек жило в трущобах, или почти каждый третий городской житель Земли. И если в Африке детская смертность в 1990 г. была в 19 раз выше, чем в странах Запада, то в середине нулевых стало выше уже в 26 раз.
Даже в странах постиндустриального капитализма общее число бедных за прошедшее десятилетие выросло на 60 млн. И если в Бельгии 10% самых богатых получали в середине нулевых в 8 раз больше, чем 10% самых бедных, а в США это соотношение составляло 17 раз, то в Чили – 43 раза, в Бразилии – 66 раз, а в Намибии – 129 раз.
Кто хоть немного помнит основные выводы “Капитала”, будет вынужден признать, что приведенный факт свидетельствуют, что К.Маркс был прав, когда писал об абсолютном обнищании. Правда, время внесло корректировку – речь идет об абсолютном обнищании в глобальном масштабе, а не в рамках отдельно взятой капиталистической страны. А также - об абсолютном и относительном обнищании в Латинской Америке, в Африке южнее Сахары, в некоторых странах Восточной Европы, включая нашу Молдову etc.
Конкретный же ответ на вопрос: жив ли марксизм? - требует специального и сравнительного анализа тех или иных составных частей марксизма и соответствующих отраслей современного обществознания с тем, чтобы установить: 1)какие максимы марксизма были изначально ложными; 2)какие – истинными в течение определенного времени, а затем стали ложными в связи с изменением социокультурного контекста или были “сняты” в связи с их неполнотой другими положениями соответствующей науки; 3) какие являются истинными или имеют эвристическую ценность вплоть до настоящего времени.
Марксизм же как система ценностей, как идеология, философия, утопия в планетарном масштабе все еще жив и будет существовать в обозримом будущем еще очень долго.
Последнее обусловлено как тем, что многие страны живут еще в эпоху индустриализации и модернизации, а именно духовным, ментальным, идеологическим слепком с этого периода истории является марксизм, так и тем, что в составе населения этих, да и других стран значительную долю занимают пролетарии (физического и умственного труда), маргиналы, люмпены и как раз идеологией первых из перечисленного ряда и является, прежде всего, марксизм, а вторые и третьи, в свою очередь, сами тянутся к радикальным доктринам, одной из которых и является марксизм.
Кроме того, живы многочисленные версии интерпретации.
И, наконец, некоторые ценности марксизма сохраняют свою значимость до тех пор, пока будет существовать человечество, ибо они аккумулировали ряд общечеловеческих и общецивилизационных идей гуманизма, солидарности, интернационализма, социального равенства, социальной справедливости, товарищества, просвещения, либерализма и т.д.
В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКСИЗМА, КАК И ВСЯКОЙ ДРУГОЙ СИСТЕМЫ ВОЗЗРЕНИЙ. НУЖДАЕТСЯ НЕ В КОНЪЮНКТУРНОМ, ПОЛИТИЗИРОВАННОМ, А В СПОКОЙНОМ, ВЗВЕШЕННОМ, ВСЕСТОРОННЕМ, ПОЛНОМ, ОБЪЕКТИВНОМ – ОДНИМ СЛОВОМ, СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ.