ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Имеющаяся информация позволяет утверждать, что при проведении операций подразделениями внутренних войск МВД СССР, Советской Армии и МВД Азербайджанской Республики в ряде районов Азербайджана в конце апреля - начале июня 1991 г. грубейшим образом нарушались основные права человека. Грубо нарушалось право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, применялись пытки, производились произвольные аресты и задержания, совершались многочисленные имущественные правонарушения. Массовый характер приобрела практика депортации населения. Особо циничный характер этим нарушениям придает тот факт, что массовое насилие над мирным населением совершалось правоохранительными органами. Ответственность за это лежит как на высшем руководстве Азербайджанской Республики, так и на руководстве МВД, Министерстве Обороны СССР, командовании внутренних войск МВД СССР. Эти преступления бросают тень и на высшее руководство СССР. Несмотря на протесты общественности, не были приняты меры к прекращению беззакония, возвращению депортированных в места их проживания и к привлечению виновных к ответственности. Это привело фактически к началу гражданской войны, когда в июне 1991 г. в Геранбойском (бывшем Шаумяновском) районе Азербайджана подразделения ОМОНа МВД Азербайджанской Республики попытались продолжать практику депортации населения.
Сентябрь 1991 г.
Правозащитный центр общества "Мемориал"
4. ДОКЛАД КОМИТЕТА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИИ
Операция "Кольцо" и сопутствующие ей действия вызвали возмущение российской общественности. В Москве демократические силы стали ясно понимать, что события в Карабахе - это подготовка к репрессиям и в самой России и руководство Союза СССР предпримет самые жесткие меры и по отношению к становящемуся все более независимым руководству России. На состоявшемся в мае 1991 года Съезде народных депутатов России события в Нагорном Карабахе, несмотря на противодействия консервативно настроенных депутатов-генералов, стали предметом обсуждения. Было принято решение поручить Комитету по правам человека, председателем которого являлся известный правозащитник Сергей Ковалев, провести слушания по событиям весны-лета 1991 года и представить соответствующий доклад. На эти слушания были приглашены как непосредственнын участники операции, так и ее жертвы. Впервые за всю историю СССР военные (правда, это были не высшие союзные начальники, а командиры полков и дивизий) должны были отчитываться за те действия и насилия, которые были предприняты ими. Эти слушания вызвали широкий резонанс (хотя союзная пресса в большинстве своем замалчивала их и, напротив, была полна официальной дезинформацией "о разоружении боевиков и террористов"). Окончательный документ был составлен и опубликован уже после провала августовского путча, в новой ситуации после фактического распада СССР, в момент, когда надежды возлагались на т. н. "Железноводский процесс". Это, конечно же, снизило актуальность доклада. Остались без каких-либо последствий и рекомендации Комитета о привлечении виновных к ответственности. Безусловно, однако, что сам факт слушаний и их ход стал свидетельством укрепления в России гражданского общества. Правда, есть своеобразная трагическая ирония в том, что слушания, на которых осуждались танковые обстрелы сел в Нагорном Карабахе, проходили в Малом зале Белого Дома, к которому спустя полтора месяца подошли танки путчистов, а два споловиной года спустя, в ноябре 1993 года в этом зале укрывались российские депутаты во время обстрела Белого дома.
Мы не приводим содержание объемистого доклада целиком (оно во многом схоже с приведенным докладом "Мемориала", который, кстати, активно участвовал в подготовке и проведении слушаний), воспроизводя лишь выводы и предложения:
...ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
На основании сопоставления и анализа представленных в процессе слушаний документов, показаний и иных свидетельств Комитет Верховного Совета РСФСР по правам человека пришел к следующим выводам:
- Комитет по правам человека считает доказанным, что в ходе выполнения мероприятий по выполнению Указа Президента СССР "О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения", проведенных в ряде районов Азербайджанской Республики и Республики Армения, имела место практика массового нарушения прав человека.
- Наиболее массовый характер приняла депортация мирного населения. Наличие подписанных гражданами заявлений о добровольном желании покинуть место постоянного жительства не может служить доказательством добровольности выселения, поскольку очевидно, что такие заявления подписывались в обстановке угроз и принуждения и не могут рассматриваться как свободное волеизъявление.
- Из имеющихся в распоряжении Комитета по правам человека материалов следует, что наиболее массовые и тяжкие случаи нарушения прав человека совершали сотрудники ОМОН МВД Азербайджанской Республики.
- Из представленных Комитету по правам человека материалов следует, что служащие подразделений внутренних войск МВД СССР и Советской Армии, за исключением отдельных случаев, не только не препятствовали незаконному выселению жителей из сел, но выступали в качестве пособников, а иногда и прямых участников насилия. Комендатура района чрезвычайного положения НКАО и прилегающих районов разделяет ответственность за практику массового нарушения прав человека. Особую тревогу вызывает тот факт, что в своих действиях представители комендатуры опираются на произвольное и недобросовестное толкование Указа Президиума ВС СССР "Об объявлении чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской автономной области и некоторых прилегающих районах".
- Из имеющихся в распоряжении Комитета по правам человека материалов следует, что в нарушение действующего законодательства действия 23-й мотострелковой гвардейской дивизии 4-й армии Закавказского военного округа на территории Республики Армения основывались на произвольном распространении норм чрезвычайного положения на территорию, где таковое не вводилось.
- Комитет по правам человека настаивает на том, чтобы все факты участия военнослужащих в противоправных деяниях были расследованы и виновные были привлечены к ответственности. По мнению Комитета по правам человека, особое внимание следует уделить роли высших должностных лиц МВД СССР, Министерства обороны СССР, Советской Армии, допустивших использование внутренних войск и подразделений Советской Армии в мероприятиях, сопровождающихся массовым нарушением прав человека.
- Комитет по правам человека считает необходимым еще раз заявить, что в урегулировании межнациональных конфликтов должны использоваться только специализированные части, сформированные на профессиональной и добровольной основе, как это было предусмотрено постановлением Второго Съезда народных депутатов РСФСР "О порядке участия военнослужащих срочной службы в разрешении межнациональных конфликтов".
- По мнению Комитета ВС РСФСР по правам человека, Прокуратура СССР не выполнила свои обязанности. По фактам депортации населения и массового насилия уголовные дела не возбуждались, факты издевательства над гражданами, содержащимися в местах заключения, серьезно не проверялись.
- Комитет ВС РСФСР по правам человека расценивает как проявление неуважения к Верховному Совету Российской Федерации тот факт, что Генеральный Прокурор СССР Н. С. Трубин не ответил на запрос Комитета по правам человека.
- Комитет по правам человека считает, что со стороны Верховного Совета РСФСР должно быть проведено серьезное расследование и проверка всех сообщений о столкновениях с применением оружия между военнослужащими подразделений Союзного подчинения и сотрудниками МВД Азербайджанской Республики.
- Комитет по правам человека выражает тревогу в связи с позицией высших должностных лиц и органов Азербайджанской Республики, допускающих и оправдывающих практику депортации мирного населения, а также продолжающуюся практику имущественных правонарушений в отношении имущества депортированных граждан. Комитет по правам человека полагает, что Верховный Совет РСФСР не может проявлять безразличия к вопросу о соблюдении прав человека в суверенных республиках - возможных партнерах Российской Федерации по Союзному договору.
- В ходе слушаний были зафиксированы случаи нарушения прав человека со стороны незаконных вооруженных формирований.
- Комитет по правам человека считает, что Верховные Советы, Президенты, правительста СССР и всех республик должны предпринять все возможные шаги для того, чтобы предотвратить гибель мирных жителей, сотрудников МВД и военнослужащих в межнациональных конфликтах. Единственной реальной гарантией мира и спокойствия может быть только разрешение конфликта политическими средствами.
- Комитет поддерживает предложения по урегулированию конфликта, сделанные членами депутатской группы ВС РСФСР, посетившей в авгуте 1991 г. Баку и Ереван.
- Комитет ВС РСФСР по правам человека приветствует миротворческую инициативу Президентов РСФСР и Казахской ССР Б. Н. Ельцина и Н. Назарбаева, считая, что такая инициатива может создать реальную основу для урегулирования конфликта. Вместе с тем, Комитет по правам человека выражает озабоченность тем, что ряд пунктов Заключительного Коммюнике от 23. 09. 91 г. не выполняется сторонами.
Октябрь, 1991 год.
5. ДОКЛАД САХАРОВСКОГО КОНГРЕССА
В июне 1991 года в Москве проходил 1-й Международный конгресс памяти Андрея Сахарова. Участники конгресса, узнав о происходящих в Нагорном Карабахе событиях, сочли необходимым сформировать группу, которая сразу же после окончания работы конгресса вылетела в Нагорный Карабах. Как и в предыдущих случаях, мы приводим содержащиеся в докладе выводы и рекомендации (в основном приводимые факты совпадают с имеющимися в докладе "Мемориала"):
ВЫВОДЫ
Внутренние войска, находящиеся в подчинении МВД СССР, провели совместно с ОМОН Азербайджана акции по насильственной депортации целых сел, часто подвергая издевательствам мирных жителей включая женщин, детей и стариков. Мы обнаружили грубые нарушения международных гарантий прав человека... Мы полагаем, что без принятия немедленных мер новые насильственные депортации и сопутствующие им злоупотребления представляют реальную угрозу.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Для того, чтобы сохранить жизни и предотвратить страдания, мы считаем необходимым, чтобы Президент СССР Горбачев, министр внутренних дел Пуго и президент Азербайджана Муталибов безотлагательно:
издали приказ о немедленном и безусловном прекращении депортаций,
положили конец избыточному применению силы в регионе в духе разработанных ООН норм поведения сотрудников правоохранительных органов, допускающих применение силы только в крайних случаях и строго пропорционально угрозе.
Поэтому мы призываем к немедленному выводу и расформированию отрядов азербайджанского ОМОН.
2. Соответствующие власти, включая министра СССР Пуго, Генерального прокурора СССР Трубина и министра внутренних дел Азербайджана, должны представить полный отчет, содержащий имена, местонахождение и, если таковые имеются, обвинения, предъявленные всем задержанным, и в особенности дать полный отчет о всех пропавших без вести.
3. Президент Горбачев, министр Пуго, президент Азербайджана Муталибов и военный комендант Нагорного Карабаха полковник Жуков должны немедленно предпринять шаги, направленные на обеспечение безопасных условий возвращения депортированных на родину.
4. Эти власти должны объявить данный регион регионом бедствия и обратиться за помощью к национальным и международным благотворительным организациям. Для жертв внутренних конфликтов должны быть созданы условия, обеспечивающие защиту и помощь.
5. Должны быть приняты меры по укреплению международного доверия, включающие присутствие международных наблюдателей, осуществляющих надзор за обеспечением безопасности населения и распределением помощи жертвам.
6. Верховный Совет СССР должен сформировать особую комиссию для расследования подлинности и достоверности сообщений о добровольном выезде. Эта комиссия должна представить открытый отчет в течение 30 дней.
7. Кроме того, мы призываем советское правительство пригласить в СССР особого следователя ООН по массовым казням без суда и следствия для расследования многочисленных и бессудных убийств, происшедших в ходе депортаций.
8. Мы предлагаем в качестве стабилизирующей меры, чтобы защита армянского и азербайджанского населения осуществлялась только союзными войсками, ротируемыми через небольшие промежутки времени и имеющими этнически сбалансированный личный состав, в отличие от существующей ситуации, при которой пятьдесят или более процентов этих войск составляют местные азербайджанские призывники.
Леди КАРОЛИНА КОКС (Англия), ДЖОН МАРКС (Англия), РИЧАРД ВИЛЬСОН (США), ШИН-ИЧИ МАСАГАКИ (Япония), КАРОЛАЙН КРОФТ (США), АЛЕКСЕЙ СЕМЕНОВ (США), ДЭВИД ЛЕОПОЛЬД (США), МИКО КАТАОКА (Япония), ЮРИЙ САМОДУРОВ, исполнительный директор оргкомитета 1 Международного конгресса памяти А. Д. Сахарова (СССР), АЛЕКСАНДР ГОЛЬДИН, ответственный секретарь 1 международного конгресса памяти А. Д. Сахарова (СССР).
6. МИССИЯ "PAX CHRISTI INTERNATIONAL"
Одним из наиболее полных отчетов по событиям в Нагорном Карабахе является подготовленный авторитетной правозащитной организацией Pax Christi International, который был опубликован в 1992 году в Брюсселе отдельной брошюрой (Human Rights Violations in Armenia and Azerbajan). Миссия (Эгберт Весселинк) посетила регион конфликта с 25-го июля по 22 августа 1991 г., то есть именно в период наибольшей эскалации насилия. Столь продолжительное пребывание в регионе позволило описать не только текущие события, но и представить довольно полную историю региона начиная с античных времен. 27 сентября отчет был представлен организации, после чего было принято решение о его публикации. При публикации отчет был дополнен описанием событий вплоть до января 1992 года. Описанное в отчете строго документировано. Хотя изложенные в отчете факты представляют самостоятельную ценность, мы ограничимся, как и в предыдущих случаях, изложением представленных выводов и рекомендаций (стр. 4-8 брошюры):
Ресурс:
http://www.armenianhouse.org/zolyan/nf-ru/karabakh/appendix.html