
Yamaha CS-80 по праву считается первым великим синтезатором, сделанном в Японии. В наше время корпорация Ямаха - это целая империя, производящая технику всевозможных разновидностей - от цифровых пианино и синтезаторов до квадроциклов и снегоходов. А вот зарождение этой компании непосредственно связано только с музыкой. В 1887 году Торакусу Ямаха сконструировал язычковый орган и начал принимать заказы на его изготовление. Спустя десять лет он основал собственную компанию, которая изготовляла фортепиано и органы. Правда, называлась она тогда еще не Yamaha, а Nippon Gakki Company. Новое название, которое теперь известно всем, компания получила только в 1987 году, в год столетия своего основания.
Итак, Yamaha CS-80. Многое об этом синтезаторе скажет один только список музыкантов, использовавших этот синтезатор в своих альбомах. Прежде всего, это греческий композитор Вангелис (Vangelis), который в своих интервью не один раз говорил о том, что CS-80 по сей день является его любимым синтезатором. Знаменитый альбом Вангелиса "Bladerunner" ("Бегущий по лезвию бритвы", саундтрек к одноименному фильму Р. Скотта) своим неповторимиым звучанием и атмосферой обязан CS-80. Вообще надо заметить, что Вангелис играет на CS-80 именно как на МУЗЫКАЛЬНОМ инструменте. Он никога не ограничивается простым выбором звука, но использует все выразительные возможности инструмента.
[300x253]Не просто так он сравнивает этот синтезатор с симфоническим оркестром... Майкл Джексон использовал этот синтезатор в записи своего культового альбома "Thriller". А еще Пол Маккартни. Кейт Буш. Дэвид Боуи. Стиви Уандер. Жан-Мишель Жарр. И,как говорится, многие-многие другие.
CS-80 выпускался с 1976-го по 79-й годы. Один из первых полифонических аналоговых синтезаторов в мире, CS-80 одновременно воспроизводит 8 нот. Но это еще не все. В этом синтезаторе на каждую из нот задействуются практически два независимых друг от друга синтезатора, что предоставляет музыканту бескрайние возможности по наложению различных звуков один на другой. У инструмента были и другие поразительные для того времени возможности. Его клавиаура взвешенная, то есть клавиши снабжены противовесами, а ощущения музыканта сродни исполнению на фортепиано. 61-клавишная клавиатуры синтезатора чувствительна к силе и скорости нажатия на клавиши, что, разумеется, придает исполнению особую выразительность и дыхание. Инструмент содержал в себе 22 готовых тембра , которые вызывались нажатием на цветные кнопки непосредственно над клавиатурой. Также была возможность сохранения 6-ти тембров, созданных самим музыкантом. Для еще большего контроля над выразительностью звука в CS-80 был предусмотрен ленточный контроллер ( вы меняете характеристики звука, просто проводя по нему пальцем). Разумеется, инструмент обладает всеми фильтрами, неотъемлемыми от понятия "аналоговый синтезатор" - фильтры среза частот, резонанс ; по два независимых фильтра на каждый голос ( как уже отмечалось выше, CS-80 совмещает в себе два синтезатора). Также музыканту предлагаются возможности изменения вибрато (непосредственно с клавиатуры,движениями пальцев), яркости звучания, изменения высоты звука. Не забудем упомянуть также ринг-модулятор...
Главным "секретом" яркого и насыщенного звучания этого синтезатора считается постоянная небольшая расстройка его звучания. В самой схеме инструмента имеют место быть множество "наводок" и взаимных влияний одних деталей на другие. Возможно, в 70-е годы инженеры посчитали бы эти особенности как недостаток конструкции, но как же катастрофичеки не хватает таких вот "недостатков" современным математически точным синтезаторам! CS-80 фантастичен при создании звуков духовых инструментов, аналоговых стрингсов и атмосферных звуков. Уже упомянутый альбом Вангелиса " Bladerunner" ярко демонстрирует, на что способен этот синтезатор в плане создания звуковых эффектов. Неудивительно, что CS-80 был и остается одним из самых тяжелых "переносных" синтезаторов всех времен: 90 кг - это серьезно. В наши дни этот инструмент является гордостью самых престижных студий и коллекционеров. Программная версия синтезатора, CS-80V от французской фирмы Arturia звучит весьма приближенно к оригинальному инструменту. Но не более того.
Источник
http://fingus.ru/publ/36-1-0-86