Моторная алалия![]() При моторной алалии ребёнок не может начать говорить, потому что ему очень трудно управлять своими органами артикуляции: языком, губами, нижней челюстью. При этом его артикуляционные мышцы находятся в нормальном состоянии. Проблема состоит в том, что ребёнку трудно произвольно выполнять артикуляционные движения. У ребёнка с моторной алалией плохо получаются только выполнение речевых движений, а движения, не связанные с речью, удаются без труда: он открывает рот во время еды, жуёт пищу, облизывает губы, улыбается и т. п. Понимание речи окружающих при данной форме алалии не нарушено. Моторная алалия бывает разной степени сложности. • Ребёнок не может произвести любое произвольное движение речевыми органами, даже просто открыть рот по просьбе. При этом, такие же движения, но непроизвольные, он выполняет легко. Как правило, при описанной картине ребёнок не говорит совсем или издаёт отдельные звуки. • Ребёнок может выполнять несложные произвольные движения речевыми органами по образцу, т.е. копировать их. В таком случае у малыша может появиться речь. Речь при такой степени выраженности дефекта будет состоять из небольшого числа нечётко произносимых слов, слогов или звукосочетаний. Моторные алалики могут одно и то же слово каждый раз произносить по-разному, потому что они не могут запомнить речевые движения, из которых состоит это слово. На что нужно обратить внимание, если вы предполагаете, что у ребёнка моторная алалия. ![]() Родителям необходимо обратить внимание на то, как ребёнок управляет своими органами артикуляции. Для этого нужно расположиться вместе с ребёнком перед зеркалом. Сесть лучше так, чтобы и вы, и ребёнок видели друг друга в зеркале. Дальше попросите малыша повторить за вами (вы показываете) некоторые движения. Например, открыть и закрыть рот, высунуть и убрать обратно язык, растянуть губы в улыбку, вытянуть губы трубочкой, поднять язык к верхним зубам, а затем опустить к нижним. Если у ребёнка не получается повторить за вами движения, то посмотрите, сможет ли он, вообще, выполнять какие-либо движения органами артикуляции по инструкции. Например, можно попросить малыша открыть рот. Если он не может выполнить, продемонстрируйте несколько раз, как это делается. Можно сказать ребёнку, чтобы он представил себе, как он ест, можно даже поднести к его рту ложку. Можно попросить улыбнуться, если не получилось, предложите малышу вместе посмеяться. Если все описанные речевые движения у ребёнка вызывают большие трудности, то можно предположить моторную алалию. В этом случае необходимо обратиться к специалистам. Как вести себя с моторным алаликом. 1. Не нужно заставлять ребёнка отвечать на вопросы или повторять слова или фразы. 2. Нельзя предлагать малышу большое количество речевого материала, перегрузка может дать обратный эффект. 3. Постарайтесь, чтобы ваш ребёнок слышал только правильную, чёткую речь. 4. Желательно ограничивать компьютерные игры, просмотр мультфильмов. Нервную систему такого ребёнка нужно беречь. 5. Не сдаваться. ![]() Речевые навыки у детей с моторной алалией формируются очень медленными темпами, но при систематической коррекционной работе положительный эффект непременно будет. Необходимо настроить себя на то, что работа над исправлением моторной алалии может длится несколько лет. Наполните жизнь ребёнка развивающими играми и интересными занятиями, которые приблизят ребёнка к сокровенной цели – овладению полноценной речью. |