Сегодня, 20 ноября, Алексею Баталову исполнилось бы 90 лет.
Я видела много фильмов с его участием, но не помню ни одного фильма, где он сыграл бы человека отрицательной судьбы. Плохой человек и Баталов - эти понятия были просто несовместимы.
«Баталов был всегда современен, но это никогда не было подстраиванием под время. Он умел дышать в унисон со временем, никогда не поступаясь при этом своим личным дыханием. Он легенда, абсолютный образ национального кинематографа, олицетворение поразительного сочетания тонкости и мужественности, ума, самоиронии, юмора и удивительной человеческой цельности и принципиальности», — так отозвался об ушедшем в комментарии агентству ТАСС Никита Михалков.
Он был одним из крупнейших отечественных артистов 1950-х и 1960-х годов. В 1958-м Алексей Баталов сыграл главную мужскую роль в «Летят журавли» — фильме, стоящем в ряду величайших достижений советского кинематографа и удостоенном «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля.
Алексей Баталов завоевал зрителя с первых своих работ в "Большой семье" Иосифа Хейфица, в "Деле Румянцева". Было бы неверно назвать это всенародное признание модной сегодня "популярностью" или "успешностью". Он сразу стал любимцем, любимым. Все в нем нравилось — лицо, манеры, биография. Интеллигент, который мог при этом убедительно играть рабочих. А как он сыграл интеллигента Гурова в фильме "Дама с собачкой"?
"Дама с собачкой" — изумительная работа, фильм, в котором был собран сильный актерский состав. Он до сих пор смотрится. И нужно сказать, что, пожалуй, все фильмы с Баталовым не стареют, до сих пор смотрятся прекрасно.
А фильм "Москва слезам не верит"? Именно благодаря Баталову фильм стал серьезным, глубоким. Стала ли роль Гоши главной в жизни Алексея Баталова, не знаю, так же, как никто и не предполагал, что она окажется наиболее значительной в воспоминаниях об актере. Потому Баталов — это Гоша, и никуда от этого не деться.
Он снимался в великих фильмах, но остался в памяти Гошей.