Это цитата сообщения
Единое_на_потребу Оригинальное сообщениеСвятые отцы о болезнях
[250x219] Знай, что телесные болезни естественно свойственны телу, как тленному и вещественному. Итак, в случае таких болезней, душе обученной (добру) должно с благодарностью показывать мужество и терпение, и не укорять Бога — зачем создал тело (прп. Антоний Великий, 89, 76).
- Если почувствуешь, что смущается болезнью душа, то скажи ей: эта болезнь не легче ли геенны, в которую ты пойдешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении… (прп. авва Исаия, 60, 25).
- Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом; но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью <этой> благо (прп. авва Исаия, 89, 450).
- …Поражается плоть, чтобы исцелилась душа, умерщвляется грех, чтобы жила правда (свт. Василий Великий, 8, 129).
- …Не малая опасность впасть умом в эту ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и приключаются нам или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда полезно бывает врачебное искусство; но часто болезни суть наказания за грехи, налагаемые на нас, чтобы побудить к обращению (свт. Василий Великий, 9, 172—173).
- Находим же, что у святых бывает и другая <особая> причина недугов, как у апостола <Павла>, чтобы <другие> не подумали, что он преступает пределы человеческого естества… (свт. Василий Великий, 9, 173).
- …Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда дозволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога (свт. Василий Великий, 9, 174).
- …Те, которые худым образом жизни сами приобрели болезнь, должны… пользоваться телесным врачеванием, как некоторым образцом и примером для попечения о душе (свт. Василий Великий, 9, 174).
- Если случится тебе впасть в болезнь, то не часто пиши к родителям по плоти: не прибегай к мертвой помощи и человеческому покровительству, но лучше будем иметь долготерпение, ожидая милости от Бога, чтоб Он управил нас во всем; ибо бывает время, когда и плоть имеет нужду во вразумлении. Во всем же будем благоугождать Господу, яко Той печется о нас (ср.: 1 Пет. 5, 7) (прп. Ефрем Сирин, 30, 573).
- Когда человек болен, тогда и душа его паче меры начинает искать Господа. Почему вразумление хорошо, если только вразумляемый благодарит… (прп. Ефрем Сирин, 30, 574).
- Причина болезни — грех, собственная своя воля, а не какая-либо необходимость (прп. Ефрем Сирин, 34, 76—77).
- …<Болезнь> для духовной моей части служит некоторым очищением, а в очищении всякий имеет нужду, как бы ни был он крепок… (свт. Григорий Богослов, 16, 38).
- …Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней (прп. Макарий Египетский, 67, 308).
- Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя. Итак, будь терпелив… (свт. Иоанн Златоуст, 45, 660).
- Для стяжания славы <истинной>… нет ничего равного терпению, проявляющемуся при болезнях (свт. Иоанн Златоуст, 47, 613).
- Имея какую-нибудь телесную болезнь, мы всеми силами стараемся освободиться от нее, а страдая тяжко от болезней душевных, мы медлим и отказываемся от врачевства. Потому мы не избавляемся и от телесных болезней, что необходимое для нас мы почитаем маловажным, а маловажное — необходимым, и, оставив самый источник зол, хотим очистить потоки (свт. Иоанн Златоуст, 51, 145).
- …Испорченность души есть причина болезней телесных (свт. Иоанн Златоуст, 51, 145).
- …Бог часто наказывает тело за грехи души, чтобы от наказания низшей части и высшая получила какое-нибудь врачевание (свт. Иоанн Златоуст, 52, 241).
- …Неужели все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни (свт. Иоанн Златоуст, 52, 242).
- Случаются болезни и для испытания нашего в добре… (свт. Иоанн Златоуст, 52, 242).
- Когда <больной> станет жить от… <заклинаний>, тогда он умер, а когда умрет без них, тогда ожил (свт. Иоанн Златоуст, 55, 427).
- …Болезни происходят от расслабления тела пресыщением (свт. Иоанн Златоуст, 56, 245—246).
- Если… мы, по причине телесного недуга, не воспользуемся помощью поста и покажем еще большую беспечность, то причиним себе величайший вред (свт. Иоанн Златоуст, 56, 506).
- …Когда ты подвергнешься тяжкой болезни, и многие будут понуждать тебя облегчить страдание — одни заклинаниями, другие амулетами, третьи какими-либо иными чародейными средствами, а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяготу болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, — это доставит тебе венец мученичества. И не сомневайся, как мученик мужественно переносит муки истязаний, чтобы не поклониться идолу, так и ты переносишь муки болезни, чтобы не нуждаться ни в чем, исходящем от него <идола> и не сделать того, что он повелевает. Но те муки сильнее? Зато эти продолжительнее, — так что оказываются равны тем, а часто даже и более сильными. В самом деле, когда горячка внутри мучит и сожигает тебя, а ты, несмотря на увещания других, отвергнешь заклинание, то не облекаешься ли ты в венец мученичества? (свт. Иоанн Златоуст, 56, 575).
- …Ты не смущайся… если, изобилуя душевными благами, бываешь смиряем телесными немощами; но представляй, что сие или принесет тебе венцы, или сократит твое самомнение (прп. Исидор Пелусиот, 61, 338).
- В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвою (прп. Нил Синайский, 72, 236).
- Когда мы крайне тяготимся приключающимися нам расстройствами телесного здравия, ведать должно, что душа наша еще порабощена телолюбию. <Поэтому> как, вещественных <желая> услаждений, не хочет она отрешиться от житейских благ, так великою почитает тяготою — не иметь по причине болезней возможности пользоваться приятными для плотской жизни вещами. Если же она с благодарностью переносит прискорбности из-за болезни, то это знак, что она недалеко от пределов бесстрастия. <Поэтому> с радостью ожидает она тогда и самой смерти, как виновницы вступления в истинную жизнь (блж. Диадох, 91, 35).
- Болезни, в настоящем веке переносимые за истину, не идут в сравнение с услаждением, какое уготовано страждущим за доброе (прп. Исаак Сирин, 59, 277).
- …Недуги посылает Бог для здравия души (прп. Исаак Сирин, 59, 296).
- …<Видел я> тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторою епитимиею, избавились от страсти душевной… (прп. Иоанн Лествичник, 58, 179).
- Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение (прп. Иоанн Лествичник, 58, 185).
- …Будем доблестно переносить временные болезненности, притупляющие в нас жало сласти и избавляющие нас вечных за нее мучений (прп. Максим Исповедник, 91, 270).
- Болящие, примем сие наказание Господне как спасительное, и, благодушно перенося болезнь, будем благодарны за все подаваемое нам (прп. Феодор Студит, 92, 250).
- …Как не отходит тьма, если не приходит свет, так не изгоняется болезнь души, если не придет Тот, Кто болезни наши носит, и не соединится с нами. Когда же придет Он, то прогоняет всякую немощь и всякую болезнь душевную, и дарует здравие душе нашей, почему называется Здравием (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 305—306).
- Болезни полезны для тех, кои только вводятся в добродетельную жизнь, тем, что содействуют им к истощанию и усмирению горячей плоти. Они силу плоти делают слабейшею, грубое перстное мудрование души истончавают, ее же собственную силу соделывают сильнейшею и мощнейшею, по божественному Павлу, который говорит: егда немощствую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10) (прп. Никита Стифат, 93, 115).
- …Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им ко спасению. Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия души, а затем и телесного здоровья. В особенности это бывает тогда, когда больной, понимая, что здравие зависит от Бога, доблестно переносит беду и с верою припадает к Богу и делами, насколько это позволяют его силы, умоляет о милости (свт. Григорий Палама, 26, 99).
- Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 317).
- Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиною духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 517).
- Недуги тела человеческого суть естественные последствия повреждения естества грехом и злоупотребления телом… (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 415).
- В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 214).
- …И доктора по Божию благоволению помогают. Поэтому будем молиться (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 97).
- Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 100).
- Бог, когда хочет сим образом <сверхъестественно> исцелить, Сам же влагает и силу веры и влечет туда, где благоволит дать исцеление (свт. Феофан, Затв. Вышен-ский, 81, 101).
- …Если Господь находит, что для меня лучше не иметь той части сего счастья, которая зависит от здоровья, — буди воля Божия! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 109).
- Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы нечаяния (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 113).
- Болезнь всех смиряет… а иных против Бога роптать учит… Блюдитесь… (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 122).
- Весело смотрите в глаза болезни… Благодушествуйте! Верно вас что-нибудь опасное встретило бы в дороге. Вот Господь и посадил, или положил вас дома… (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 113—114).
- …Стойте в вере, что болезнь от Бога и во благо вам, — и когда сделает свое дело, отойдет… и здравы будете… (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 114).
- Есть болезни, на излечение <которых> Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 167).
- Один праведный пустынножитель, заметив, что больной ученик его частыми вздохами изъявлял нетерпение, сказал ему: “Не малодушествуй, сын мой! Тело твое, изнуренное недугом, может быть спасительным врачевством для души твоей. Если ты подобен железу по делам твоим, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины; если же ты золото, то сей огонь придаст более блеска твоей добродетели” ( 117, 79).
Источник: "Сокровищница Духовной Мудрости"