Это цитата сообщения
Matrioshka Оригинальное сообщениеВиртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1.
Михайловский дворец
Михайловский дворец является шедевром русской архитектуры первой трети XIX в. Его создателем был знаменитый архитектор К.И. Росси, с чьим именем связано формирование одной из центральных площадей Петербурга, торжественного и масштабного ансамбля периода расцвета ампирного стиля – площади Искусств. Центром ансамбля стал Михайловский дворец, построенный в 1825 г. для великого князя Михаила Павловича – сына императора Павла I.
[показать]
[показать]
1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец
Здание Михайловского дворца украшает восьмиколонный коринфский портик, поднятый на аркаду цокольного этажа, который воспринимается как массивное основание для легкого и щедро декорированного верхнего парадного этажа.
[показать]
[показать]
[показать]
Симметрично расположенные низкие боковые флигели связаны между собой великолепной чугунной оградой, центральные ворота которой украшены набором атрибутов бога войны Марса, характерным для стиля высокого классицизма. Ограда и два служебных корпуса образуют парадный двор.
[показать]
[показать]
Львы перед главным зданием дворца - копии львов, установленных во Флоренции возле Лоджии Ланци.
[показать]
[показать]
О непревзойденном таланте архитектора и его первоначальном замысле внутреннего убранства помещений могут дать полное представление сохранившиеся интерьеры: Главный вестибюль и Белый зал – одно из лучших творений Росси. В прошлом Белый зал был известен как музыкальный салон Петербурга, где хозяйка дворца, великая княгиня Елена Павловна, устраивала музыкальные и поэтические вечера.
[показать]
Парадная гостиная в Михайловском дворце. Худ. Э. К. Липгарт. До 1896.
[показать]
Большая гостиная Михайловского дворца в Санкт-Петербурге Луиджи Премацци.
[показать]
Премацци Л. О., Кабинет великого князя Михаила Павловича в Михайловском дворце. 1856 год.
В убранстве дворца принимали участие такие видные мастера, как скульпторы В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов, а также живописцы-декораторы Дж.Б. Скотти, А. Виги, В. Медичи, Ф. Брюлло.
[показать]
Сабат К. Ф., Михайловский дворец. 1824 год
[показать]
Михайловский дворец. Акварель К. П. Беггрова. 1832.Так выглядел Михайловский дворец в XIX веке.
[показать]
Садовников В. С., Михайловский дворец. 1847 год.
[показать]
Садовников В. С., Садовый фасад Михайловского дворца. После 1848 года.
[показать]
Шарлемань И. И., Вид на Михайловский дворец со стороны сквера и площади. 1850-е годы.
После смерти Елены Павловны жизнь в Михайловском дворце стала угасать. Здание постепенно разрушалось. Для спасения дворца было принято решение: приобрести дворец на казенные деньги и разместить в нем Русский музей Императора Александра III. Перестройка дворцовых помещений и оформление экспозиционных залов было поручено молодому архитектору В.Ф. Свиньину. 19 марта 1898 г. музей был впервые открыт для посетителей.
[показать]
Для подробного просмотра нажмите на название зала.
Главный вестибюль и парадная лестница (панорама)
Просторное нарядное помещение Главного вестибюля – композиционный центр Михайловского дворца, объединяющий этажи и залы. Им начинается и завершается кольцевая анфилада парадных залов.
Основная тема декоративного оформления вестибюля – триумф русского оружия, переведенный на язык аллегорий и эмблем.
[показать]
[показать]
[показать]
Тема славы России запечатлена в стенном фризе в образе крылатого льва, в рельефах, заполнивших полукружия ниш, в лепных панно на лестничных откосах, на ордерном фризе. Здесь варьируются изображения так называемых "арматур" – мечей, щитов, шлемов, ликторских связок и другой древнеримской военной атрибутики, дополненных двуглавыми российскими орлами и лавровыми венками.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Роспись свода, перекрывающего лестничный павильон, выполнена в сдержанной и благородной сероватой гамме.
[показать]
Эта гризайлевая, то есть одноцветная, роспись созвучна просторному объему зала и подчеркивает его монументальность.
[показать]
[показать]
Центральный плафон вестибюля.
Богатство архитектурной пластики усилено стройной колоннадой, которая образует обходную галерею.
Галерея второго этажа
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Зал 1
В Русском музее хранится более пяти тысяч икон. В экспозиции представлены различные иконописные школы – московская, новгородская, псковская и другие, позволяющие проследить эволюцию древнерусской живописи.
[показать]
"Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы")
Самая древняя икона в собрании Русского музея — "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы") — относится к XII веку. Кем написана эта икона, как и когда она попала в одну из русских церквей — неизвестно. Но золотые нити — символ величия и бессмертия богов Олимпа — выдают эллинистические традиции, наследницей которых в средние века была Византия.
[показать]
"Богоматерь Белозерская"
"Богоматерь Белозерская" — икона первой половины XIII века — это древнейший и редчайший памятник, иконографический тип которого — Богоматерь Умиление (младенец Христос, обнимая мать, касается лицом ее щеки) — сложился в Византии не позднее XI столетия.
[показать]
"Борис и Глеб"
Икона "Борис и Глеб" (середина XIV века, Москва), пожалуй, относится к самым эффектным памятникам средневековья. Красный и глубокий синий цвет плащей и золотой орнамент на ткани сияют, придавая иконе нарядность и торжественность. Борис и Глеб — братья, сыновья князя Владимира, инициатора крещения Руси. После кончины их отца началась междоусобная борьба, в которой погибли оба брата. На Руси их почитали святыми защитниками.
[показать]
"Иоанн Предтеча" Фрагмент Деисусного чина. Константинополь 1387-1395.
[показать]
"Петр и Павел"
[показать]
"Пророк Самуил"
[показать]
[показать]
Зал 2
Одной из особенностей коллекции Русского музея является довольно большое собрание икон русского Севера: Новгорода, Пскова, Вологды, Белозерска, Архангельска. В зале экспонируются псковские и новгородские иконы XIII-XV веков. Среди них —"Святой Николай Чудотворец" со святыми на полях (Новгород), "Святой Димитрий Солунский" (Псков), "Архангел Гавриил" (Псков), "Святой Николай Чудотворец с житием" и другие.
[показать]
"Святой Николай Чудотворец" со святыми на полях (Новгород)
[показать]
Димитрий Солунский.Вторая четверть XV в.Псков.
[показать]
[показать]
"Архангел Гавриил, из деисусного чина"
[показать]
"Святой Николай Чудотворец с житием"
[показать]
[показать]
1."Апостол Пётр". Вторая половина XV в. Новгородская школа.
2."Архангел Гавриил". Первая половина XVв. Псков.
[показать]
[показать]
Царские врата с изображениями Благовещения и двух святителей Ок. 1475 г.Новгород
[показать]
"Введение во храм"
[показать]
"Сошествие во ад". Конец XIV в. Новгород.
[показать]
Четырёхчастная икона "Воскрешение Лазаря", "Троица", "Сретение", "Иоанн Богослов и Прохор". Начало XV в. Новгород.
[показать]
"Сошествие во ад". Дионисий и мастерская. Ок. 1502 г.
[показать]
Зал 3
Особенное значение в собрании Русского музея имеют иконы такого выдающегося мастера, работавшего в Москве, как Андрей Рублев. "Апостол Павел" (около 1408), как и парная к ней "Апостол Петр", происходят из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире. Андрей Рублев, писавший иконы, учитывал, что они будут находиться высоко. Этим объясняется отсутствие деталей в изображении, его ясный, четкий силуэт. Колористическое решение композиции — зелено-синие одежды на теперь желтом, а когда-то золотом фоне,— наполняет ее спокойным и торжественным звучанием.
[показать]
[показать]
Андрей Рублев. "Апостол Павел" (около 1408) и парная к ней "Апостол Петр", происходят из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире.
Грозное название одной из икон — "Спас Ярое Око" (конец XIV — начало XV века) отражает иконографический тип, получивший распространение в среде старообрядцев. Этот образ был популярен в России и в Смутное время, когда в церкви произошел раскол и гонения на тех, кто остался верен старым канонам.
[показать]
"Спас Ярое Око"
[показать]
Святой Григорий Богослов, Архангел Гавриил, Святой Иоанн Златоуст 1502 г
[показать]
Св.Николай и св.Георгий
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Зал 4 (панорама)
Государственному Русскому музею принадлежит несколько икон Дионисия и его мастерской. "Богоматерь Одигитрия" (1502–1503) происходит из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
[показать]
"Богоматерь Одигитрия" (1502–1503)
В XVI и особенно в XVII веках на Руси все отчетливее проявлялось стремление к объемности, декоративности, сходству с реальностью. Приобщение к западным оригиналам (Библии Пискатора) отразилось в памятниках разных школ.
[показать]
Симон Ушаков "Троица ветхозаветная" (1691))
Тяготение к объемному письму, отход от традиционного красно-желтого цвета были характерны для иконописца XVII века Симона Ушакова («Троица ветхозаветная» (1691)). Он работал в московской Оружейной палате — сначала мастером серебряных дел, потом иконописцем. Произведения Симона Ушакова отличаются объемной моделировкой формы, попытками, по примеру западноевропейских мастеров, ввести прямую перспективу в изображение.
[показать]
"Спас в Силах" из деисусного чина
[показать]
[показать]
"Вознесение Господне"
[показать]
Икона "Успения Богородицы"
[показать]
Икона "Рождества Христова"
[показать]
"Коронование Богоматери". Никифор Георгиев. 1733 г
[показать]
"Сошествие во ад"
[показать]
"Спас на престоле". Семён Спиридонов Холмогорец. Ок. 1682 г. Ярославль
[показать]
"Покров Богородицы"
[показать]
"Архангел Михаил" из деисусного чина
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Серия сообщений "Русский музей":
Часть 1 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1.
Часть 2 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 2.
Часть 3 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 3.
...
Часть 8 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 8.
Часть 9 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 9.
Часть 10 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 10. Заключительная.