Рамочки Ольги Аб. 
  [показать] 
 
  [показать] 
 
 
  [показать] 
 
Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, 
Скверныя плясавицы исполняшеся сложения слятвы: 
Предтечева глава отсекшися, 
Яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим. 
О, пира мерзка, 
Непреподобна деяния 
И убийства исполнена!.. 
 
Пляса ученица вселукаваго диавола 
И главу твою, Предтече, мзду взят. 
О, пира, исполнена кровей! 
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче. 
Аще ли же и клялся еси, 
Но не о добре клялся: 
Лучше бе солгавшу жизнь получити, 
Неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. 
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, 
Достойно чтуще, ублажаем. 
 
Из стихир на «Господи, воззвах…» на Всенощной  
Усекновения главы Иоанна Предтечи 
 
  [показать] 
 
.После совершения Крещения Христа Иоанн Предтеча  
продолжал свою проповедническую деятельность. Бесстрашие,  
с которым он обличал власть имущих, не могло не привести к  
трагическим для него последствиям – правдивого слова тогда  
боялись, как и во все времена, а с обличителями расправа была,  
как и всегда, короткой и беспощадной. На этот раз Иоанн  
посягнул в своих обличениях на личную жизнь самого царя.  
 
В то время, в 32 году по Рождестве Христовом, Иудея была  
разделена римлянами на четыре области – для большей легкости  
управления. Во главе каждой области стоял царек – марионетка  
римского режима. Одной из таких областей, Галилеей,  
управлял Ирод Антипа. 
 
Царь был женат на дочери аравийского царя Арефы, но оставил  
ее и стал в открытую сожительствовать с женой своего брата,  
Иродиадой. 
 
  [показать] 
Властолюбивая красавица полностью подчинила себе  
слабовольного царя и была фактической правительницей  
Галилеи, той самой «шеей, которая вертит головой». 
  
Иоанн, справедливо полагая, что царь должен быть образцом  
для подданных и в личной жизни, неоднократно обличал Ирода  
в безнравственном сожительстве. Ирод злился, но терпел –  
все-таки Иоанн уже успел завоевать любовь и почитание народа 
 как мудрый пророк, а царь побаивался народного гнева.  
Однако Иродиада терпеть наглого оборванца (таким ей  
представлялся пророк), оскорблявшего ее, не собиралась.  
Непрестанно наущала она своего мужа против Иоанна. В конце  
концов, чтобы избавиться от занудных уговоров жены и чтобы  
все-таки не причинять особого вреда Иоанну, которого он  
невольно уважал, Ирод заключил Иоанна в темницу и  
отихоньку приказал тюремщикам обращаться с ним получше.  
Так Ирод думал, что и волки будут сыты, и овцы целы. 
 
Но не тут-то было! Иродиада не собиралась оставлять  
Иоанна в живых. Долго думала она, как погубить ей пророка,  
и вот уловила выгодный момент. 
 
  [показать] 
 
У Иродиады была дочь Саломея – молодая девица. Саломея  
была не только удивительно хороша собой, но славилась как  
необыкновенно искусная плясунья. Говорили, что никто не был  
в силах устоять перед очарованием ее танца. Ирод сам очень  
любил, когда Саломея радовала его своим искусством.  
Иродиада решила воспользоваться этой слабостью царя.  
  
Наступил день рождения Ирода, и Иродиада приказала  
Саломее не просто сплясать перед царем, а превзойти  
самое себя. «Царь наверняка захочет наградить тебя за танец, - 
сказала Иродиада, - но ты, прежде чем просить награду,  
посоветуйся со мной». 
 
  [показать] 
 
Ирод устроил богатый пир. Гости ели, пили, веселились,  
говорили здравицы в честь царя, но втайне все с нетерпением  
ожидали обещанного танца Саломеи. И вот красавица- 
плясунья появилась… 
 
   [показать] 
 
История не сохранила подробностей ее танца, известно лишь,  
что он был восхитителен. Замолкли последние аккорды музыки,  
затих шорох легких босых ног по ковру, а гости сидели,  
зачарованные, не в силах вымолвить ни слова. 
«Проси, что хочешь! - наконец воскликнул очнувшийся Ирод. –  
Клянусь своим царским словом - исполню все, что ты ни пожелаешь!».  
«Я спрошу у матери», - скромно ответила Саломея. Затем подошла  
к Иродиаде, и та что-то прошептала дочери на ухо. 
  
  [показать] 
Саломия с поспешностью возвратилась к Ироду и сказала:  
"хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна  
Крестителя".  
 
Все застыли в ужасе – никто такого не ожидал, и прежде  
всего – сам Ирод. Вмиг праздничный хмель слетел с него –  
что было ему делать? Он совершенно не хотел казнить  
Иоанна, но и нарушить царское слово, данное перед всеми,  
не представлялось ему возможным. Долго царь пребывал в  
печальном недоумении, наконец, боязнь опозориться перед  
гостями все-таки взяла верх. Он вздохнул и приказал исполнить  
требование Саломеи 
  
  [показать] 
 
Дальше все происходило быстро. Из темницы привели Иоанна.  
Он знал, куда его ведут, но был совершенно спокоен и сам  
склонил голову под меч. Все было кончено. Саломея со своим  
страшным трофеем на блюде подошла к матери и протянула  
блюдо ей… 
 
   [показать] 
Внезапно глаза головы открылись, и, глядя на царицу, она  
произнесла: «Нечестивая блудница, ты отяготила свою  
совесть еще и убийством. Покайся!». Все пришли в ужас,  
а Иродиада, выхватив из прически золотую шпильку, стала  
яростно тыкать ею в щеки и язык головы Иоанна.  
Голову быстро унесли в покои царицы. 
 
   [показать] 
Но вечером, когда Иродиада, упиваясь своим торжеством,  
сидела и смотрела на голову поверженного врага, та вновь  
стала обличать ее. Тогда Иродиада схватила голову и  
выбросила ее в выгребную яму. «Там тебе и место, там ты  
замолчишь наконец», - подумала царица. 
У царского домоправителя Хузы была супруга Иоанна,  
почитательница Предтечи. Она видела, как царица 
выбрасывала голову, и когда та удалилась, достала голову  
Предтечи из нечистого места, бережно омыла ее, умастила 
погребальными ароматами, положила в сосуд и с молитвой  
погребла на Елеонской горе, в одном из царских поместий.  
Тело же Предтечи отдали его ученикам, и те совершили  
достойное погребение. 
 
Убийство пророка не прошло безнаказанным для семейства  
Ирода. Случилось так, что ближайшей зимой наступили  
сильные холода, и река Сикорикс, текшая вблизи царского 
дворца, покрылась льдом. Саломея захотела прогуляться  
по льду – это ей было в новинку. Когда она отошла уже  
довольно далеко от берега, лед под ней внезапно  
подломился, и Саломея оказалась в ледяной воде,  
лишь голова ее виднелась надо льдом. Острые края льдин  
сжимались вокруг ее шеи, и ноги царевны судорожно  
дергались в воде, как бы отплясывая последний, смертный  
танец. Наконец, льдины сдвинулись, и отрезанная голова  
Саломеи покатилась по ним. Тело же ее унесло течением,  
его так и не нашли, а голову принесли Иродиаде, как когда- 
то принесли ей голову Крестителя… 
 
Отец законной жены Ирода, царь Арефа, решил отомстить  
зятю за бесчестие своей дочери-царицы, которую Ирод  
оставил ради Иродиады, и напал на Галилею. Войска  
Ирода потерпели поражение. Видя такое бессилие своего  
ставленника, римский император Гай Юлий Цезарь  
Калигула лишил Ирода престола и сослал вместе с  
Иродиадой в Галлию, а затем – в Испанию. Там, во время  
землетрясения, эта преступная чета была поглощена  
разверзшейся землей. 
 
О мученической кончине Иоанна Крестителя повествуют  
Евангелисты Матфей и Марк. 
История эта заставляет задуматься о многом.  
Тут и порицание шумных празднеств с пьяным, безудержным  
веселием, когда человек, разгоряченный вином, плохо  
контролирует свои поступки, перестает быть хозяином себе и  
своему слову, а слово – не воробей! Тут и мысль о том, что  
все мы можем невольно оказаться предателями по отношению  
к невинному человеку, побоявшись повредить себе во мнении  
окружающих, как побоялся когда-то этого Ирод. И – что такое  
мнение окружающих, клятва, слово, данное сгоряча? имеет  
ли все это ценность по сравнению с ценностью жизни  
человеческой? Стоит ли вообще клясться? «Не клянитесь», -  
позже скажет Иисус. И много других раздумий вызывает это  
скорбное евангельское повествование. 
 
Прошло много лет, и уже в христианские времена земля,  
где упокоилась святая глава Иоанна Предтечи, перешла в  
собственность некоему Иннокентию, благочестивому вельможе.  
Тот решил построить в своем поместье церковь, и при рытье  
фундамента был обретен сосуд со святой главой. Она  
сохранилась нетленной, и при ее обретении совершились  
различные чудеса и исцеления. Но, боясь поруганий от  
иноверцев, Иннокентий вновь скрыл главу в том же месте. 
 
Уже в правление Константина Великого два инока направились  
в паломничество в Иерусалим. Когда они заночевали в пути,  
им обоим во сне явился Иоанн Предтеча и указал место  
нахождения своей честной главы. Этот сон повторился еще  
раз. Иноки пошли на указанное место и обрели там главу  
пророка. Они положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и  
направились домой. Но нести главу было им лень, они встретили  
по дороге незнакомого человека (он был горшечником) и  
заставили его нести ношу. Горшечник плелся позади монахов,  
таща мешок с главой на спине. Вдруг перед ним предстал сам  
пророк Предтеча и сказал: «Беги от этих нерадивых людей и  
сохрани святыню у себя». Горшечник так и сделал. 
 
В его семье честная глава хранилась и передавалась из  
поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ее не похитил  
священник-арианин Евстафий. Хвастаясь имевшейся у него  
святыней, он многих привлек в арианскую ересь. Когда же  
арианство стало терять свою популярность, Евстафий закопал  
главу в пещере близ города Емессы, а сам бежал, надеясь при  
более благоприятных временах забрать святыню. Но в пещере  
поселились благочестивые иноки, и вскоре возник монастырь. 
 
В 452 году архимандриту этого монастыря Маркеллу явился  
Иоанн Предтеча и указал место захоронения своей главы.  
Святыню торжественно перенесли в Емессу, а затем – в  
Константинополь. Церковь празднует первое и второе  
Обретение главы Иоанна Крестителя 8 марта по новому стилю. 
 
В 850 году в Константинополе возникли волнения, связанные  
со ссылкой Иоанна Златоуста. Священную главу увезли снова  
в Емессу, а оттуда, во время иконоборческих гонений – в Комны.  
После утверждения иконопочитания патриарху Игнатию было  
явлено место хранения святыни. Главу вновь обрели и перенесли  
в придворную Константинопольскую церковь. Часть главы сейчас 
хранится на Афоне. Праздник третьего Обретения главы святого  
Иоанна Предтечи - 7 июня по новому стилю. 
 
Почитание дня Усекновения главы Иоанна Предтечи было  
установлено еще его учениками. Сейчас это один из великих  
праздников Превославной Церкви. В честь этого события  
установлен строгий пост, как знак скорби христиан о казни  
великого пророка. 
 
  [показать] 
 
  
 
Источник 
 
  [показать] 
 |  
  |  
  |  
  |