[649x661]
Марчелло Винченцо Доменико Мастроянни (итал. Marcello Vincenzo Domenico Mastroianni, 28 сентября 1924 — 19 декабря 1996) — итальянский актёр, который чаще других снимался у Федерико Феллини и Витторио де Сика. Его сосредоточенная, сдержанная и несколько эксцентричная манера актёрской игры послужила идеальным фоном для художественных поисков этих режиссёров.
Марчелло Мастроянни в этом году отметил бы 88 лет.
О Мастроянни осталась добрая и теплая память в сердце.

Марчелло Мастроянни родился 28 сентября 1924 г. в горной деревушке Фонтана-Лири в Апеннинах. Детство и юность Мастроянни прошли в Турине и Риме. Отец - столяр Оттоне Мастроянни , мать – урожденная Ида Идельсон из Минска. Уже перед смертью его мать призналась, что она еврейка. Мальчик, родившийся в бедной семье простого плотника, ставший третьим ребенком, в 10 лет уже окончил ремесленное училище и с тех пор только и работал, лишь бы принести домой лишнюю лиру: побывал и рабочим, и строителем, и чертежником, и бухгалтером в кинопрокатной фирме.
[559x800]
Семья из четырех человек жила в одной комнате. Родители ссорились из-за того, что отец выкуривал на две сигареты больше, чем было запланировано в семейном бюджете. Газету синьор Урбано покупал не чаще чем через день. «Отец работал в гараже, и от него всегда пахло потом, — вспоминал позднее Мастроянни. — А мать по утрам заводила один и тот же разговор: «На что я буду покупать продукты?», и начиналась рукопашная. Долгое время я спал на одной кровати с матерью, потому что в комнате не было места. Мои братья пристраивались рядом с кроватью на полу, отец — в коридоре. Но я не видел в этом ничего ужасного, ведь мои товарищи жили точно так же».
[800x500]
Ему понравилось играть с 11 лет — именно тогда в церковном приходе под руководством священника состоялся его дебют. Во время Второй мировой войны был в немецком трудовом лагере, бежал и до конца войны прятался в Венеции.
После войны Мастроянни переехал в Рим, где поступил в Римский университет на специальность архитектуры, работал клерком, а по вечерам занимался в актерской студии и играл в местных театрах. Там его и нашел режиссер Лукино Висконти, в труппе которого затем актер и играл.
[800x616]
[800x554]
В качестве статиста Марчелло Мастроянни начал сниматься в кино еще до войны, но его серьезный актерский дебют состоялся в 1947 году в фильме Рикардо Фреды "Отверженные". Сыграв у Висконти в "Белых ночах" (1957) и у Марио Моничелли в криминальной комедии "Злоумышленники неизвестны" (1958), Мастроянни был замечен великим Феллини, который пригласил его на главную роль в своей грандиозной кинофреске "Сладкая жизнь" (1960). Этот фильм мгновенно сделал его известным и востребованным по всей Европе.
[800x600]
[800x600]
В ФИЛЬМЕ Феллини «Интервью» есть эпизод: на вилле Мастроянни американская журналистка выпытывает у актера: «Синьор Мастроянни, когда вы заметили, что безумно нравитесь женщинам?» «Ну, скажем, тогда, — расплываясь в улыбке, отвечает Марчелло, — когда я заметил, что женщины нравятся мне самому».
[800x608]
[800x650]
МАСТРОЯННИ всегда любил быть в центре внимания и так заботился о внешности, чтобы понравиться женщинам, что порой забавлял этим близких друзей. Федерико Феллини вспоминал, что для роли в «Джинджер и Фред» он уговорил Марчелло пожертвовать прекрасной шевелюрой и «облысеть». Через пару часов работы парикмахер с помощью воска и ножниц сделал на макушке «итальянского жениха» внушительную прогалину. И с того самого времени съемочная группа наблюдала, как жизнерадостный Марчи грустнел и мрачнел. А непременным атрибутом его образа стала шляпа, которую актер не снимал ни при каких обстоятельствах — ни на улице, ни в гостях, ни на приемах.
[800x643]
Женщины обожали Марчелло, не давали ему прохода. Целые экскурсионные автобусы, набитые пожилыми американками, каждую неделю подъезжали к его вилле, лишь бы увидеть знаменитого итальянца. «Я был крайне удивлен их реакцией, — признавался актер, считавший себя не особенно привлекательным. — Ведь я ненавидел себя, свои хилые руки, тоненькие ножки, короткий нос и мясистые губы… и завидовал тонким губам Жана Габена.
[800x632]
[800x597]
[800x578]
Но МАРЧЕЛЛО, конечно, кокетничал, ведь пальцев на обеих руках не хватит, чтобы перечислить женщин, которых он обнимал не только на экране. На какое-то время рядом с ним оказывались Урсула Андресс, Жаклин Биссет, Катрин Денев, Фэй Данауэй, Анита Экберг, Настасья Кински, Роми Шнайдер, Софи Лорен, Марта Келлер, Моника Вити. Однако он не любил распространяться о своих женщинах. «Я никогда не считал женщин — я их только любил! — однажды признался он. — В этой жизни они дали мне любовь. Может быть, я дал им меньше».
[800x775]
[800x621]
Но рядом была только одна — Флора Корабела, его законная и единственная жена. Они поженились в далеком 1946 году, когда Марчи был только подающим надежды молодым актером театра Лукино Висконти. Можно представить удивление молодого Марчелло, когда он оказался в гостях у Флоры, жившей с родителями в собственном особняке, с прислугой. Актер сделал Флоре предложение, у них родилась дочь Барбара. Правда, если о любви к другим женщинам в своей жизни «итальянский жених» все же иногда распространялся, то законную супругу называл и самой лучшей подругой, и сестрой, и матерью, но никогда — любимой.
[800x603]
Однако, какой бы бурный роман актер ни переживал, каждый день он звонил Флоре в Рим, а каждый год в день их венчания присылал розы. «Поначалу, узнав о его похождениях, я крушила мебель, кричала, как ненормальная, — рассказывала журналистам «полуброшенная» жена. — Но потом Висконти дал мне жизненно важный совет: «Если он будет свободным, без оков, он всегда будет возвращаться к тебе». Марчелло так уж устроен — он порхает, словно мотылек, безо всякого смысла».
Говорят, иногда доходило до абсурда. Так, очередная «муза» вспоминала, как после страстных объятий, Марчелло попросил воспользоваться телефоном, и через минуту с упоением рассказывал Флоре, какие у хозяйки дома, где он находится, диванные подушки: «Ткань… Фактура… Мне кажется, такие подушки хорошо подошли бы к нашей гостиной, правда, дорогая?»
На участливые вопросы подруг, зачем Флора все это терпит, на советы бросить неверного супруга, женщина всегда отвечала, что без нее Марчелло пропадет, что он – большой ребенок и что они нужны друг другу. Вот такая странная любовь. Или привязанность? Кто теперь разберет, да и не нам судить… Главное – они так и оставались вместе всю свою жизнь.
КАТРИН ДЕНЁВ И МАРЧЕЛЛО навсегда запомнили день своего знакомства- 4 января 1971 года. Великолепная француженка, сама того не желая, добивается от Мастроянни то, чего не смогла получить Данауэй, — он требует у Флоры развода! Только одна незадача: когда «итальянский жених» предлагает Катрин стать его женой, она отвечает отказом. «Зализывать раны» мечта миллионов женщин отправляется в Рим к еще нерасторгшей брачный контракт законной жене.
[800x651]
[800x582]
Но до разрыва было еще далеко — когда Катрин понимает, что ждет от Марчелло ребенка, то позволяет ему снова быть рядом. И он готов на все: переезжает в Париж, сопровождает ее в походах по магазинам, скупая вещи для их будущего ребенка. А когда родилась дочь Кьяра, Марчелло на следующее утро уже звонил жене.
[800x800]
[800x597]
Вскоре Марчелло решился второй раз предложить Денев руку и сердце. И снова услышал отказ, а через некоторое время и вовсе был выставлен за дверь.
[627x800]
Уже тяжело больным, страдая от рака поджелудочной железы, Мастроянни не прекращал играть, и даже вернулся на театральную сцену. Его последней ролью в театре стала пьеса «Последние луны», где он играл старого, одинокого человека, к которому приходит призрак его умершей жены.
[800x562]
Последней ролью в театре стала пьеса «Последние луны»
Только для того чтобы выйти к зрителю, Марчелло по утрам проходил изнурительные процедуры химиотерапии. И все равно не утрачивал своего жизнелюбия: «Может быть, я и стал занудой, но все равно смотрю на жизнь с оптимизмом. И синьору с белой бородой там, в небесах, говорю: не обращай на меня внимания, пусть я еще поживу!».
Но у «синьора с белой бородой» был свой сценарий, по которому сердце 72-летнего Марчелло Мастроянни остановилось рано утром 19 декабря 1996 года. В этот момент в его парижском доме рядом с ним была его дорогая Катрин Денев и их дочь Кьяра.
[540x455]
[570x800]
Могила Мастроянни Марчелло. Монументальное кладбище Верано, Рим.
Актер был официально женат на итальянской актрисе Ф. Карабелле. Последние 20 лет жизни провел с француженкой А. М. Тато. Объектами его длительных романтических увлечений были актрисы Ф. Данауэй, У. Андресс, К. Денев, от которой у Мастроянни дочь Кьяра, также ставшая киноактрисой. В 1996 году отец и дочь появились на экране в фильме "Три жизни и одна смерть".
За свою карьеру Марчелло Мастроянни снялся в 139 (!) фильмах, был удостоен множества профессиональных наград, в том числе и трех номинаций на "Оскар". Последний раз на "Оскар" он номинировался в 1988 году за роль в фильме Никиты Михалкова "Очи чёрные" (1987).
[664x800]
[736x740]
[720x784]
[569x740]
[700x460]
[776x632]
[610x800]
[800x614]
[800x614]
[800x614]
[824x680]
[800x602]
[800x591]
[700x1000]
[750x650]
[642x900]
Высказывания Марчелло Мастроянни:
Влюбленную женщину легко заставить делать все, что ей хочется.
Любовь - это временная слепота на прелести других женщин.
Знаток флиртует на пляже с самой бледнокожей девушкой - у нее весь отпуск еще впереди.
Женские слезы есть продолжение разговора другими средствами.
Я не умею даже чистить картошку. И не стыжусь этого. Домашняя работа - для женщин.
Моим идеалом всегда была Мэрилин Монро - красивая блондинка с налетом вульгарности.
Итальянец не занимается сексом, он просто много говорит о нем.
Актерство - это игра, в которой ты все время не ты, а кто - то другой.
[642x1000]