Что связывает Сальвадора Дали с детской карамелькой «Чупа-Чупс», легко можно узнать из «Википедии». Что общего между Сальвадором Дали и Винсентом Ван Гогом, кроме того, что и тот, и другой – художники, в «Википедии» не написано. Между тем, начало их судеб имеет очень похожую отправную точку: их братья умерли в раннем возрасте, и родители, остро переживавшие эту трагедию, решили как можно быстрее родить еще одного ребенка, чтобы как-то скомпенсировать боль от потери. Но каждый ребенок – индивидуальность, заменить одного другим не получается. И что же делать детям, которые не могут жить свободно, потому что их родители пытаются наложить на их судьбу еще и непрожитую судьбу потерянного ребенка? Смириться? Страдать? Творить, пытаясь совместить своё, личное, с чьими-то эмоциями, которые только могли быть, и которых не было никогда?
Сибиоз картин Сальвадора Дали «Тайная вечеря» и Ван Гога «Жатва».
30 марта 1852 года в семье пастора Ван Гога родился первенец, сын, Винсент – увы, через полтора месяца младенец ушел в мир иной, и это стало трагедией для молодых родителей. Но ровно через год, 30 же марта, жена пастора, Корнелия, родит еще одного сына - и снова Винсента. Родители так и не сумели пережить боль утраты первенца, поскольку упоминать о нем в семье было негласно, но категорически запрещено. Всё, что напоминало о нем – надгробный камень на семейном кладбище с надписью «Винсент ван Гог». Никогда в своем творчестве новый Винсент не обратится к своему старшему тезке, как объекту изображения на своих картинах, и всё же считать мальчика, а позже мужчину, который гуляя по кладбищу, видел могильный камень со своим именем, полностью свободным от связи со своим предшественником, конечно же, трудно.
Старший брат Сальвадора Дали, тоже Сальвадор, родился 21 октября 1901 года, но, прожив всего 21 месяц, умер. Следующий Сальвадор Дали, сын нотариуса, родится 11 мая 1904 года. Горечь утраты первого Сальвадора семья переживала по-своему. Об умершем постоянно вспоминали, и мать семейства воспринимала нового Сальвадора, как воплощение Сальвадора ушедшего, регулярно водила его на могилу к умершему старшему брату. Уже взрослым Дали напишет, что постоянно чувствовал параллельное нефизическое существование брата, и пытался показать своим родителям, что он и его брат – две единицы, и каждая из них – отдельная личность. В 1963 году он наконец-то ощутит свободу от влияния на свою жизнь старшего Сальвадора, и простится с ним, написав «Портрет моего умершего брата».
Безусловно, подобная предродовая трагедия влияет на мироощущение детей, в отношении которых родители испытывают особые надежды – быть самим собой и скрашивать горечь прежней утраты. Чувство, что ты не сам по себе, что на тебя возложена особая ответственность, и ты проживаешь не одну, а две жизни сразу, может проявиться любым способом, в том числе и стимулировать склонность к творчеству и придать ему окраску, связанную со своими личными ощущениями.
[показать]
Дали. Кровать и прикроватный столик яростно атакуют виолончель
Никакой прямой связи между творчеством Дали и Ван Гога определить нельзя, кроме, пожалуй, мнения специалистов о том, что картина Дали «Кровать и прикроватный столик яростно атакуют виолончель» написана в экспрессионистской манере, стилистически напоминающей картины Ван Гога.
Но есть и еще что-то их объединяющее: оба они были впечатлены творчеством одного из основателей барбизонской школы французского художника Жан Франсуа Милле, с которым Ван Гог был знаком, даже близок, и написал несколько его портретов.
[показать]
Милле. Полуденный отдых
[показать]
Ван Гог. Полуденный отдых
Как известно, Ван Гог получал специфическое образование, рваное, не укладывающееся в обычную систему, и, тем не менее, он постоянно учился, при этом определенная логика в его схеме накопления знаний, пусть не явно, но прослеживается. Одним из способов обучения для художника является копирование оригиналов классических и прочих, заслуживающих уважения, художественных полотен. Ван Гог и тут проявил свое желание быть самим собой, ни на кого не похожим. Он брал работы Милле и переписывал их, но не как копии, не мазок к мазку, а так, как сделал бы это сам, если бы ему в голову пришла идея написать подобное произведение.
[показать]
Милле. Первые шаги
[показать]
Ван Гог. Первые шаги
Таких работ у Ван Гог накопилась немало, и есть сайты, на которых можно сравнить оригиналы Милле и перевод этих картин на язык Ван Гога. Он постоянно возвращался к творчеству Милле, размышлял о нем, изучал его, слушал его. «Красота не в том, что и как изображено на картине, а в прочувствованной художником необходимости изобразить виденное. Сама эта необходимость порождает силу, потребную для выполнения задачи» - эти слова Милле, как никакие другие отражали чистоту духовного порыва и самого Ван Гога, который так же желал быть верным правде искусства.
[показать]
Милле. Анжелюс
Может быть, по тем же самым причинам творчество Милле не давало покоя и Сальвадору Дали, особенно одна картина – «Анжелюс», которой он был одержим, к теме корой он постоянно возвращался, даже написал на её тему эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».
[показать]
Дали. Архитектонический Анжелюс Милле
[показать]
Дали. Археологический отголосок «Анжелюса» Милле
[показать]
Дали. Гала и Анжелюс
[показать]
Дали. Анжелюс Гала
Могло ли детское желание быть самим собой и нести только свою карму отразиться на творчестве этих двух гениев? Вполне вероятно. Вероятно и то, что каждый из них искал свой путь к своему катарсису, своему собственному освобождению от того, что не давало им ощущать себя свободным, свободным от теней детского прошлого. И каждый из них сумел почувствовать удивительный сплав реального и идеального в картинах Франсуа Милле, сказанных свежим языком.
У Джека Лондона есть рассказ «Самуэль» (я не сумела найти его перевод на русский язык), в котором мать называет четырех сыновей в честь своего любимого умершего брата, и все они тоже рано умирают. Каждый из нас должен прожить свою жизнь, одновременно прожить и чужую не получится, любая попытка совместить несовмещаемое может привести к непредсказуемому результату.
[показать]
Ван Гог. Звездная ночь над Роной
Жизнь Сальвадора (знач. «спаситель») Дали была окутана мифами и тайнами при его жизни. Жизнь Винсента (знач. «победитель») Ван Гога стала превращаться в миф после его смерти. Мифы и тайны очень неплохо помогают предметам искусства превращаться в объекты коммерции. Но за тайнами и мифами стоят настоящие люди, которых мы, конечно же, не сумеем узнать до конца, но сможем заглянуть в их мысли, если прочитаем слова, написанные ими самими. Это, как минимум, письма Ван Гога к брату Тео и «Дневник одного гения» Дали. Заглянуть же в их души мы сможем, глядя на их полотна.