Это цитата сообщения
Майя_Пешкова Оригинальное сообщениеВсемирное наследие ЮНЕСКО:бесценные шедевры Ватикана.Часть1
[показать]
Рим, основанный согласно легенде Ромулом и Рэмом в 753 г. до н.э., был сначала центром Римской республики, затем – Римской империи, а в IV в. стал столицей христианского мира. Объект Всемирного наследия, расширенный в 1990 г. до стен Урбана VIII, включает несколько важных памятников античности, таких как форумы, мавзолей Августа, мавзолей Адриана, Пантеон, колонна Траяна и колонна Марка Аврелия, а также религиозные и общественные здания папского Рима.
Ватикан
Государство Ватикан - самое маленькое государство в мире, образованное в 1929 году в соответствии с Латеранскими соглашениями. Город-государство Ватикан лежит на правом берегу Тибра между горой Марио на севере и холмом Яникул на юге. Площадь государства Ватикан составляет 44 гектара, но и та на две трети занята ценнейшими сокровищами мирового искусства и архитектуры. В древние времена на его территории, носившей название «Агер Ватиканус», располагались цирк и сады императора Нерона.
Ватикан - государство прелатов - тех, кто служит в церкви. Гражданами его числятся около 1 тысячи человек. Главой государства Ватикан является папа - глава всех католиков мира. Папа пожизненно избирается конклавом кардиналов, которые выполняют функции его ближайших советников.
Государство Ватикан является абсолютно независимым от Италии, хотя и поддерживает с ним тесные дружеские связи. Ватикан выпускает собственные почтовые марки, имеет собственную железнодорожную сеть, издает собственную газету «Оссерваторе Романо», собственную службу охраны и жандармерию знаменитых «швейцарских гвардейцев», являющихся личной охраной Папы. Они до сих пор носят старинную униформу, выполненную по рисункам Микеланджело. Государство Ватикан имеет дипломатические отношения более чем с 40 странами мира.
Достопримечательности Ватикана
Государство Ватикан - одно из самых богатых государств мира: в течение нескольких веков здесь накапливались произведения искусства самых известных художников, библиотеки манускриптов средневековья и эпохи Возрождения, архитектурные шедевры. Чтобы увидеть все достопримечательности Ватикана, нужно приезжать сюда не один раз и не на один день.
Площадь святого Петра
[показать]
Эта площадь приобрела всемирную известность благодаря тому, что на нее выходит грандиозный и поистине уникальный Собор Святого Петра. Она состоит из двух частей: сравнительно небольшой трапециевидной площади перед фасадом собора и огромной, овальной формы площади, образованной двумя полукружиями четырехрядных крытых колоннад. Диаметр эллиптической площади по большой оси - 240 метра, общая глубина двух площадей - 340 метра. Поставленные в четыре ряда 284 колонны и 80 столбов образуют колоннаду высотой почти 20 метров и такой же ширины; колоннаду венчают 140 статуй святых.
В центре площади возвышается громадный египетский обелиск I века до нашей эры, привезенный из Гелиополя в Рим в 37 году по приказу императора Калигулы и поставленный на площади в 1586 году по распоряжению папы Стикса V. По сторонам от обелиска установлены два фонтана. Все в проекте Бернини глубоко продуманно.
[показать]
Есть на площади две точки (они находятся между обелиском и фонтанами и отмечены на мощении кружками), откуда четыре колонны ряда сливаются в одну и можно видеть сразу все пролеты колоннады.
На трапециевидной площади вы поднимаетесь по величественной лестнице, также спроектированной Бернини. По сторонам ее стоят две колоссальные статуи XIX века: слева святой Петр, справа святой Павел.
Собор Святого Петра
Белый шатер, сияющий в синем небе Рима (или не в синем, как кому повезет) - купол собора Святого Петра, главного храма католического мира, сердце Ватикана. Путеводная звезда для неиссякающего столетиями потока туристов и паломников. Храму 500 лет. Почти. Пять веков назад, 12 октября 1506 года по приказу Папы Юлия II был заложен первый камень в его основание. Освещен собор был лишь 18 ноября 1626 года, 120 лет спустя.
В его основании согласно легенде могила святого Петра, ученика Христа, первого епископа Рима, главы христианской церкви. Предание гласит, что именно здесь, на арене цирка, в царствование Нерона апостол был казнен. Здесь же в 330 году н. э. император Константин, провозгласивший христианство государственной религией Римской империи, воздвиг один из первых храмов новой веры. Но, в начале XVI столетия древняя базилика Святого Петра была снесена. Начиналась эра великого строительства. Папы возрождали "большой стиль" императорского Рима.
Когда-то на том месте, где теперь стоит собор Святого Петра, располагались сады цирка Нерона. Первая базилика была построена в 324 году, в правление первого христианского императора Константина, и туда перенесли останки святого Петра, принявшего мученическую смерть в цирке Нейрона.
[показать]
В XV веке базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V ее начали расширять и перестраивать. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора Святого Петра.
[показать]
В 1506 году был учрежден проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме Латинского креста (с удлиненной четвертой стороной), затем Бальдассаре Перецци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базикальную форму.
[показать]
Наконец, в 1546 году руководить работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центрокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного выходного портика с восточной стороны. Микеланджело возвел барабан центрального купола, но сам купол достраивал после его смерти Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания.
[показать]
Святые ворота
В начале XVII века по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста и пристроил к центрическому зданию базиликальную часть, вернувшись, таким образом, к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил свое доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.
[показать]
Высота фасада, построенного архитектором Мадерно, 45 метров, ширина – 115 метров. Аттик Фасада венчают громадные, высотой 5,65 метра статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV века и происходят из старой базилики.
Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Дотто конца 13 века. Рельефы крайнего левого портала «Врат смерти» созданы в 1949-1964 годы крупным скульптором Джакомо Манцу. Собор открыт с 7.00 до 18.00, летом до 19.00.
Правый неф
[показать]
Пьетта
В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини.
[показать]
Надгробие Матильды
Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой — надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе — введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.
[показать]
Св.Лонгин
[показать]
Св.Елена
[показать]
[показать]
[показать]
Св.андрей
[показать]
Св.Вероника
Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.
Центральный неф
[показать]
Гробница Матильда Тосканская
Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.
[показать]
В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.
[показать]
Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.
[показать]
В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.
[показать]
Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра.
[показать]
Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.
Левый неф
[показать]
Памятник последним Стюартам
[показать]
Памятник Марии Собесской
[показать]
Памятник папе Иннокентию XII
Надгробие Александра VII работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы — надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.
Картинные галереи и музеи Ватикана
[показать]
Самый таинственный и самый парадоксальный – эти слова для кого-то являются всего лишь эпитетами, но для Ватикана они обнажают самую суть многовекового существования сплава веры и власти.
[показать]
Тысячелетние попытки человечества определить свое место во Вселенной божественных капризов и стихий; обнадеживающая тайна Христа, показавшего народам путь к освобождению и спасению; тайна Петра и Апостолов, разнесших учение по земле; противоречивость святых мучеников - жажда вечной жизни и предпочтение жестокой смерти; интригующая тайна исторического момента, выбравшего сильнейшего из пятерки императоров, признавших христианство, и даровавшего ему славу и величие; поразительное сочетание бесконечной святости и человеческого злодейства в длинном списке преемников Петра – это основание, на котором вырастало одно из самых удивительных государств мира.
[показать]
Парадоксальность Ватикана подчеркивается открытостью его Святая Святых.
Одиннадцать музеев Ватикана, пять галерей и богатейшая библиотека. Увидеть все эти достопримечательности Ватикана невозможно и за несколько дней, а тем более за одно посещение. В случае краткого пребывания в Риме следует ограничиться осмотром главных музеев, а в остальных обратить внимание на отдельные экспонаты.
[показать]
Изначально Музеи Ватикана создаются папой Клементом XIII (1758-1769), по воли которого был открыт Григорианский Музей, оснащенный с помощью Винкельмана (Winkelmann); несколько позже был открыт Музей Скульптуры Пио-Клементино (Pio-Clementino) (1769-1799), а с 1807 по 1810 был организован Кановой Музей Кьярамонти (Museo Chiaramonti). В 1822 было открыто «Новое крыло» (Braccio Nuovo), в 1837 году открыт Григорианский Египетский Музей, в 1844 году - Латеранский. В начале XX века были открыты Миссионерский Этнологический музей с собраниями материалов, происходящих из католических миссий в не европейских странах, Исторический Музей и Собрание Современного Искусства. В 1932 была открыта Пинакотека.
[показать]
Двор Пинии
(Сосновой шишки), названный так из-за бронзовой 4-х метровой шишки, находящейся в нем.
В центре Двора расположен шедевр современного искусства - Золотой шар или Сфера в сфере. Маленькая сфера символизирует Землю, большая – Вселенную. Они неразрывно связаны между собой, и человек, когда наносит вред Земле, разрушает тем самым и Вселенную. Особенность сфер заключается в их зеркальности, чтобы каждый смог лично увидеть лицо «разрушителя Мира». Легенда гласит «Если ты не отображаешься в Сфере, значит ты святой». Но до сих пор, понятное дело, таких случаев не наблюдалось.
Григорианский Египетский музей
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Этот музей Ватикана основан в 1839 году папой Григорием XVI. Расположен на северной стороне двора Пинья. Двор обязан своим названием установленной в нем античной скульптуре в виде огромной шишки Пинии. Среди экспонатов саркофаги, погребальные стелы, мумии, статуи, священные жуки скарабеи, папирусные свитки. Наибольший интерес представляет древнеримская скульптурная группа в египетском стиле с виллы Адриана.
Музей Кьярамонти
[показать]
Музей получил свое название от имени семьи его основателя и размещен в одном из коридоров, реализованных архитектором Браманте в качестве соединения между Ватиканскими дворцами и виллой Иннокентия VIII. В нем содержатся многие скульптуры римского времени, среди которых статуя Ганимеда имперской эпохи, колоссальная голова Афины эпохи императора Адриана (117-138 гг. н.э.) и рельеф I века н.э., изображающий Три Грации.
[показать]
[показать]
[показать]
В этих отделах хранится огромная коллекция классической скульптуры. Здесь же собраны портретные бюсты, в том числе и знаменитая статуя императора Августа.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
.
Бельведерский дворец
[показать]
Музей Пия-Климента — один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан по поручению папы Климента XIV (1769—1774 года) и Пия VI (1775—1799 года с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.
[показать]
В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем — зала Мелеагра, где выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный внутренний двор, окруженный портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами.
[показать]
[показать]
[показать]
Зал Ротонда (итал. Sala Rotonda) построен Микеланджело Симонетти в 1780 - 1782 гг. в соответствии с идеалами классицизма XVIII в. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона. В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев, среди них:
статуя Антиноя, любимца императора Адриана в облике бога Диониса-Осириса;
портрет императора Адриана в виде Дионисия;
статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II век, найдена близ театра Помпея) - единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности;
колоссальная голова Юпитера из Отриколи (IV в.);
беломраморная статуя императора Клавдия в облике Юпитера, увенчанного венком из дубовых листьев.
[показать]
Пол украшает римская мозаика (III век) из терм Отриколи (в Умбрии), изображающая битву греков с кентаврами, тритонами и нереидами.
Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы — все почти замечательной античной работыК сокровищам музея Пио-Клементино относится «Апоксиоменос» - выполненная в IV веке римская копия греческой скульптуры I века до нашей эры, изображающая атлета, очищающего вытянутую руку щеткой для тела. Аполлон Бельведерский - еще одна римская копия, которая находится в 8-м зале.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Из этого двора вступают в галерею Статуй, где между другими произведениями находятся Аполлон Савроктонский и Купидон Праксителя, Спящая Ариадна. Отсюда через залу Зверей (т. назв. по коллекции замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступают в залу Муз, восьмиугольную, поддерживаемую 16 колоннами из каррарского мрамора, с античными статуями Аполлона Массагетского и муз, найденных в Тиволи. Зала Муз ведет в Круглую залу, с куполом на 10 мраморных колоннах, с полом из античной мозаики, найденной в Отриколи.
В этой зале находятся бассейн из красного порфира, единственный в своем роде по величине и красоте, статуи Антиноя, Цереры, Юноны, Геркулеса и др. К югу от этой залы расположена зала Греческого креста, так называемая по своей форме; здесь находятся саркофаги из красного порфира св. Елены и Констанции.
[показать]
Ниша Лаокоона Мраморная группа «Лаокоон и сыновья»: (начало I века н. э., 184 см.) возможно находилась во дворце императора Тита на Палатине. 14 января 1506 г. фрагменты группы были найдены в Риме на территории Золотого дома Нерона и отреставрированы Микеланджело, который заменил отсутствующую правую руку. Плиний Старший пишет в «Naturalis historia», что это работа родосских скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. До сих пор точно не известно, была ли группа копией греческого бронзового оригинала (II век до н. э.) из Пергама
[показать]
Ниша Кановы Персей: работы Антонио Канова (1800—1801 года). Статуя была выполнена по заказу папы Пия VII, чтобы заменить оригинал, разрушенный войсками Наполеона. Персей изображен в шлеме Аида, с мечом Гефеста, в сандалиях Гермеса и с головой Медузы в руке.
[показать]
Ниша Аполлона Аполлон Бельведерский: одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская копия 130 - 140 годов н.э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара.
[показать]
Ниша Гермеса Статуя Гермеса: также «Антиной Бельведерский», римская копия оригинала Праксителя (IV век до н. э.), некогда находившегося в священной Олимпии. Статую ошибочно считали изображением любимца императора Адриана, поскольку её нашли в 1543 году недалеко от замка Святого Ангела (мавзолея Адриана).
Зал греческого креста
[показать]
Оформлен по проекту М. Симонетти в египетском стиле. В плане имеет вид равноконечного греческого креста. Здесь имеется несколько превосходных римских мозаик (в том числе одна, изображающая фазу Луны, II в. н.э.) и статуй II - III в. Среди скульптур выделяются фугура юного императора Октавиана Августа и скульптурный портрет Юлия Цезаря.
[показать]
[показать]
В Зале греческого креста (итал. Sala a Croce Greca) находятся порфировые саркофаги Констанции (из мавзолея Констанции, 350—360 года) и Елены (из мавзолея Елены, IV век), дочери и матери императора Константина. Первый украшен рельефом с изображением амуров, собирающих виноград (как символ радостей Диониса, бога виноделия, и христианства: вино как кровь Христа). На втором изображены римские всадники, торжествующие над варварами. Предположительно саркофаг предназначался для самого императора Константина. Позади саркофага Констанции стоит статуя шагающей женщины - как считается, это единственный дошедший до наших дней портрет легендарной Клеопатры. В центре зала находится мозаика (III век) из Тускула.
В Галерее бюстов (итал. Galleria dei Busti) размещается собрание фресок эпохи Ренессанса, более ста бюстов античных богов и богинь, римских патрициев и простых граждан, а также мраморные портреты римских императоров: Нервы в образе Юпитера (I век), Адриана (II век), Каракаллы (III век), юного Августа, Марка Аврелия, Клавдия.
Пол Кабинета масок (итал. Gabinetto delle Maschere) украшен мозаикой, обнаруженной в 1780 году на вилле императора Адриана в Тиволи, на которой изображены маски (II век н.э). Сама галерея представляет собой часть перестроенного в XVIII веке летнего павильона, примыкавшего ко дворцу Иннокентия VIII. Вдоль стен выставлены мраморные античные статуи, например "Три Грации" (римская копия с эллинистического оригинала), "Сатир", "Танцующая женщина" (найдена в окрестностях Неаполя), а также знаменитая статуя Афродиты Книдской, которая считается одной из лучших копий бронзовой скульптуры работы Праксителя (IV век до н. э.).
Создан в 1782 году М. Симонетти. Его украшают шестнадцать колонн из каррарского мрамора. В Зале муз (итал. Sala delle Muse) находятся мраморные статуи Аполлона и девяти муз (копии с греческих бронзовых оригиналов, III век до н. э.), найденные при раскопках римской виллы при Тиволи в 1775 году, а также гермы римской работы с изображениями греческих философов. В центре зала находится Бельведерский торс (I в. до н. э.). Возможно это изображение Геракла, сидящего на звериной шкуре, или Полифема, Филоктета, Марсия или Аякса. На постаменте написано: «работы Апполония, сына Нестора из Афин».
В центре кабинета Апоксиомена стоит превосходная римская копия статуи атлета "Апоксиомен" с оригинала работы Лисиппа (IV в. до н.э.)
Григорианский Этрусский музей
[показать]
[показать]
Основанный Григорием VI в 1837 году включает многие предметы античности, происходящие из раскопок в южной Этрурии, осуществленных, в частности, в 1836 и 1837 гг. в некрополе Сорбо (Sorbo) генералом Галасси (Galassi) и протоиереем Реголини (Regolini).
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Это материалы погребальных наборов высочайшего качества, среди которых присутствуют золотые изделия, колесница и остатки бронзового трона. В музее хранятся некоторые саркофаги, на одном из которых изображены сцены мифа об Атридах (II в. до н.э.), и другой со сценами мифа о Ниобидах (II в. н.э.), а также - двуязычная надгробная стела из Тоди, с записью на латыни и галльском языке (II в. до н.э.).
[показать]
Во дворце Иннокентия VIII (18 залов) Выставлены предметы быта этрусков, древнегреческие сосуды из некрополей этрусков.