> Мина Моисеевна, или попросту
> тётя Миня, была соседкой по
> квартире
>
> моего друга, режиссёра с
> киностудии имени Горького. Он
> нас и
>
> познакомил:
>
> - Мина Моисеевна, - сказал он, -
> знаете, кто это? Это Хайт!
>
> - Так что, - спросила она, - мне
> встать по стойке "смирно"
> или пойти помыть шею?
>
> - Не надо, - сказал я. - Можете
> ходить с грязной.
>
> - О, какой язвительный молодой
> человек! Жалко, я не знала, что у
> меня
>
> будет такой важный гость. Купила
> бы чего-нибудь особенного к чаю.
> Вы,
>
> кстати, чай будете без какого
> варенья: без вишнёвого или без
>
> клубничного?
>
> - Если можно, то без малинового.
>
> - Пожалуйста! У меня всё есть.
>
>
>
> Насчёт варенья она, конечно,
> хохмила. Нашлось у неё и варенье,
> и
>
> печенье, и конфеты - как это
> водится в приличном еврейском
> доме. Вот
>
> иногда видишь человека всего
> пять минут, а такое ощущение, что
> знаешь
>
> его всю жизнь. Точно такое же
> чувство возникло у меня после
> встречи с
>
> Миной Моисеевной.
>
>
>
> Когда я вижу сегодня на сцене
> Клару Новикову с её тётей Соней,
> для
>
> которой пишут лучшие юмористы, я
> всегда думаю: а как же тётя Миня?
>
> Ведь ей никто не писал, она всё
> придумывала сама. Помню, сидим мы
> с
>
> ней, беседуем. Вдруг - телефонный
> звонок. Кто-то ошибся номером.
>
> Громкий мужской голос, который
> слышу даже я, кричит:
>
> - Куда я попал?!
>
> - А куда Вы целились? - спрашивает
> тётя Миня.
>
>
>
> Хотя в душе она была
> стопроцентной еврейкой, терпеть
> не могла
>
> разговоров, какие мы все
> потрясающе умные.
>
> - Ай, не морочьте голову, вот Вам
> мой племянник, дофке еврей, -
> тупой,
>
> как одно место. Кончил в этом
> году школу - и что? С его знаниями
> он
>
> может попасть только в один
> институт - в институт
> Склифосовского!
>
>
>
> Я иногда начинал её дразнить:
>
> - Но мы же с вами избранный народ!
>
> - Мы - да! Но некоторых евреев,
> по-моему, избирали прямым и
> тайным
>
> голосованием, как наш Верховный
> Совет.
>
>
>
> Теперь пришла пора сказать, кем
> же была тётя Миня. Она была
>
> профессиональной свахой.
> Сегодня, в эпоху брачных
> объявлений и
>
> электронных связей, эта
> профессия кажется ушедшей. Но
> только не для
>
> тех, кто знал Мину Моисеевну.
>
>
>
> - Человек должен уметь
> расхвалить свой товар, - говорила
> она. -
>
> Реклама - это большое дело.
> Посмотрите, когда курица несёт
> яйцо, как
>
> она кричит, как она кудахчет. А
> утка несёт тихо без единого
> звука+ И
>
> результат? Куриные яйца все
> покупают, а про утиные никто даже
> не
>
> слышал. Не было звуковой
> рекламы!
>
>
>
> Не знаю, как она рекламировала
> своих женихов и невест, но
> клиентура у
>
> неё была обширная, телефон не
> умолкал с утра до вечера. Было
> сплошным
>
> удовольствием слушать, как она
> решает матримониальные дела.
>
> - Алло! Что? Да, я вас помню,
> Володя. Так что Вы хотите? Чтоб
> она была
>
> молодая, так, красивая, и что ещё?
> Богатая. Я не поняла, Вам что,
>
> нужно три жены? Ах, одна! Но, чтоб
> она всё это имела. Ясно.
> Простите,
>
> а что вы имеете? Кто Вы по
> профессии? Учитель зоологии?
> Хорошо,
>
> звоните, будем искать+
>
>
>
> - Алло! Кто говорит? Роза
> Григорьевна? От кого Вы? От
> Буцхеса. Очень
>
> приятно. А что Вы хотите? Жениха?
> Для кого, для дочки? Нет? А для
>
> кого, для внучки? Ах, для себя!
> Интересно. Если не секрет,
> сколько Вам
>
> исполнилось? Тридцать шесть? А в
> каком году? + Хорошо-хорошо будем
>
> искать+ Может быть, что-то
> откопаем.
>
>
>
> - Алло, это Яков Абрамович?
> Хорошо, что я Вас застала.
> Дорогой мой, мы
>
> оба прекрасно знаем, что у вас
> ужасная дочь, которая не даёт вам
> жить.
>
> Но всё равно, когда я привожу
> жениха, не надо ему сразу
> целовать руки
>
> и кричать, что он ваш спаситель.
> Они тут же начинают что-то
>
> подозревать!
>
>
>
> Когда Мине Моисеевне
> исполнилось 75, она приняла самое
> важное решение
>
> в своей жизни - уехать в Израиль.
> Все подруги по дому дружно её
>
> отговаривали:
>
> - Миночка, куда Вы собрались на
> старости лет? Жить среди
> незнакомых людей!
>
> - Я вот что подумала, - сказала
> тётя Миня, - лучше я буду жить
> среди
>
> незнакомых людей, чем среди
> знакомых антисемитов!
>
> И она уехала. Тихо, незаметно,
> никому ничего не сказав. Тогда в
>
> аэропорту "Шереметьево"
> фотографировали всех
> провожающих, и она не
>
> хотела, чтобы у нас были
> неприятности после её отъезда.
> Прошли годы,
>
> многое в мире изменилось.
> Советский Союз установил
> дипломатические
>
> отношения с Израилем - и я
> впервые оказался на Святой
> земле. Я сразу
>
> же попросил своих друзей
> отыскать Мину Моисеевну, если
> она ещё жива, а
>
> если нет - хотя бы узнать, где она
> похоронена.
>
>
>
> На следующее утро чуть свет в
> моём номере зазвонил телефон:
>
> - Алло! Это великий русский
> писатель Шолохов-Алейхем?
>
> - Тётя Миня! - заорал я. - Это Вы?
>
> - Ну да! Что ты так удивился, будто
> тебе позвонил Ясир Арафат?
>
>
>
> Через пару часов я уже завтракал
> в её квартире, точь-в-точь копии
>
> московской: те же занавески на
> окнах, те же фографии на стенах,
> такой
>
> же маленький телевизор, по
> которому шли всё те же наши
> передачи.
>
> - Ничего не меняется, - сказала
> она, перехватив мой взгляд. - Всё
> как
>
> было. Даже профессия у меня та
> же.
>
> - Как? Вы и здесь сваха?
>
> - Почему нет? Здесь тоже надо
> соединять женихов и невест. Как
>
> говорится, сводить концы с
> концами.
>
> Дальнейшая часть дня
> проводилась под аккомпанемент
> сплошных телефонных
>
> разговоров тёти Мини:
>
> - Алло? Слушаю!... Да, я Вас помню.
> Вы хотели невесту с хорошим
>
> приданым. Так вот, можете
> открывать счёт в банке
> "Хапоалим" - я вам
>
> нашла невесту. За неё дают 50
> тысяч шекелей. Что Вы хотите?
> Посмотреть
>
> её фото? Милый мой, за такие
> деньги я фото не показываю.
> Получите
>
> приданое, купите себе
> фотоаппарат и снимайте её,
> сколько влезет!
>
>
>
> - Алло? Бокертов, геверет! - и тётя
> Миня затараторила на иврите, как
>
> пулемёт. - Ненормальная
> румынская еврейка, - сказала она,
> положив
>
> трубку. - Денег полно - и она
> сходит с ума. Не хочет блондина,
> не
>
> хочет брюнета, подавай ей только
> рыжего! Откуда я знаю, почему?
> Может,
>
> у неё спальня красного цвета,
> хочет, чтоб муж был точно в цвет!.
>
>
>
> - Алло? Ша, что Вы кричите? Кто Вас
> обманул? Я Вам сразу сказала, что
>
> у неё есть ребёнок. Какой позор?...
> В чём позор?...Ах, ребёнок родился
>
> до свадьбы! Так что? Откуда
> ребёнок мог знать, когда
> свадьба?...
>
>
>
> А я сидел, слушал всё это и умирал
> от счастья и восторга! Потому
> что
>
> за окном был Тель-Авив, потому
> что рядом была тётя Миня, потому
> что,
>
> слава Б-гу, есть то, что в нашей
> жизни не меняется.
>
> Не знаю, может это звучит немного
> высокопарно, но для меня тётя
> Миня
>
> олицетворяет весь наш народ: тот
> же юмор, та же деловая жилка,
>
> скептическое отношение ко всему
> и удивительная жизненная сила.
> Всё,
>
> что позволило нам выжить в этом
> кошмарном мире!
>
>
>
> Порой мне кажется, что брось тётю
> Миню в тундру, в тайгу - и уже
> через
>
> пару дней она будет ходить по
> чумам, сватать чукчей и
> эскимосов:
>
> - У меня для Вас потрясающая
> невеста! Она даже не очень похожа
> на
>
> чукчу, скорее на японочку. Какое
> приданое?... Какие олени?... Нет, он
>
> сошёл с ума! Я ему предлагаю
> красотку, а он хочет оленей. Да Вы
> только
>
> женитесь - и у вас рога будут
> больше, чем у оленя!
>
>
>
> Сегодня тёти Мини уже нет на
> земле. По нашему обычаю, умершим
> нельзя
>
> приносить цветы, но никто не
> сказал, что им нельзя дарить
> рассказы. Я
>
> написал его в память Мины
> Моисеевны и жалею только о том,
> что она его
>
> не услышит. Иначе она бы
> непременно сказала:
>
> - Между прочим, про меня мог бы
> сочинить и получше! К тому же ты
> забыл
>
> вставить мою главную фразу о том,
> что надо уметь радоваться жизни.
>
> Обязательно напиши: "Пока
> жизнью недоволен - она и проходит
> мимо нас.
>
>
>
> Автор: Аркадий Хайт