• Авторизация


Ефим Васильевич Честняков 06-02-2014 23:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Varm_Sjokolade Оригинальное сообщение


ЧЕСТНЯКОВ ЕФИМ ВАСИЛЬЕВИЧ


1874 –1961

27 июня исполняется пятьдесят лет со дня кончины Ефима Васильевича Честнякова – художника, поэта, мыслителя, фотографа, театрального режиссера, скульптора, музыканта, педагога.

 

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ


«Я пришел дать вам сказку»
Режиссер: Алексей Илюхин. Год выпуска: 2009




 

 

Сказка «Чудесное яблоко»



 

Картины Ефима Честнякова

Музыка Е.Фроловой, стихи Я. Симон.

Е.Фролова (вокал, гусли), Я. Симон (флейта)



 

[375x500]

 

[560x359]

Вход в город всеобщего благоденствия

 

[560x338]

Деревенский праздник

[640x480]

Деревенская свадьба

 

[560x275]

Грибники у зимницы

 

[560x306]

Детские забавы

 

[480x640]

Дети

 

[560x258]

Праздничное шествие с песней. Коляда

 

[560x287]

Свахонька, любезная, повыйди

 

[640x480]

Пастушка

 

[500x500]

Сказочный мотив

 

[560x306]

Слушают гусли

 

[560x441]

Тетеревиный король

 

[560x419]

Топят бани

 

[700x369]

Щедрое яблоко

 

КАРТИНЫ БЕЗ НАЗВАНИЯ

 

[370x266]

 

[700x525]

[441x600]

[343x365]

[640x480]

Фигурки кукольного театра Честнякова

 

[640x480]

 

Личные вещи Ефима Честнякова

 

 

Дарья Герасимова

«РЫЦАРЬ СКАЗОЧНЫХ ЧУДЕС»

 

Ефим Васильевич Честняков (19.12.1874, дер. Шаблово, Кологривский р-н, Костромская губ. — 27.06.1961, там же) — русский писатель, художник, философ.

 

Родился в семье крестьян всего через 13 лет после отмены крепостного права и с самого детства оказался в своеобразной атмосфере крестьянского быта, где бедность и тяжкий труд уживались с богатством духовной культуры, таинственностью сказок и посиделок, бесшабашной удалью народных гуляний и праздников. Этот мир был полон загадок, и жившие бок о бок с людьми кикиморы, лизуны да «соседушки» были почти членами семьи – никто не сомневался в том, что они существуют.

 

Большое влияние на будущего художника оказала бабушка Прокофья, которая рассказывала ему сказки «про старину». Да и остальные родственники, каждый по-своему, формировали душу мальчика… 


Рисовать Ефим любил с детства: «У меня страсть к рисованию была в самом раннем детстве, лет с 4-х, точно не знаю. Мать моя отдавала последние гроши на бумагу и карандаши…

Когда идут в город, то со слезами молил купить «красный карандаш», и если привезут за 5 к. цветной карандаш, то я счастливейший на земле и готов ночь сидеть перед лучиной за рисунком. Но такие драгоценности покупались совсем редко, и я ходил по речке собирать цветные камешки, которые бы красили…».


После школы Честняков хотел учиться дальше, но родители были против. Только несколько лет спустя молодой человек «улепетнул» от матери с отцом и поступил в Кологривское художественное училище, причем попал туда через месяц после начала занятий, но по рисункам был зачислен безо всяких экзаменов. Продолжил образование в учительской семинарии в селе Новое Ярославской губернии (1889-1894), получил там звание народного учителя и был распределен в село Здемирово Костромского уезда. Через год его перевели в Кострому, в начальное училище при приюте для малолетних преступников, а еще через год — в село Углец Кинешемского уезда Костромской губернии.

Там художник впервые увидел театр и навсегда остался им очарован. Все эти годы… он много рисовал, и его картины обратили на себя внимание местных ценителей. В 1899 году, собрав немного денег и получив рекомендательные письма, Честняков отправился в Петербург поступать в Академию Художеств.


Он получил разрешение заниматься в скульптурном музее Академии Художеств. Учился в мастерской живописи и рисования княгини М. К. Тенишевой, где царила свободная творческая атмосфера…


Илья Репин очень высоко отзывался о работах молодого художника: «У вас талант. Вы идете своей дорогой, я вас испорчу. Это огонь, это уже ничем не остановишь. Вы уже художник».

 

Через некоторое время Честняков был принят вольнослушателем в Высшее художественное училище при Академии Художеств, но проучился лишь до января 1903 г. Скорее всего из-за материальных трудностей он вынужден был уйти. С осени 1903 до мая 1904 учился в Казани. Потом опять на несколько месяцев вернулся в столицу. К сожалению, устроиться там никак не удавалось. Не только из-за нехватки средств – все в городе было чуждо душе художника. И в 1905 году он вернулся обратно в Шаблово.

Дома на него свалились повседневные хлопоты и заботы. Он пахал, сеял, собирал урожай, валил лес… При этом каким-то образом умудрялся заниматься творчеством; придумывал и мастерил музыкальные инструменты; по вечерам учил детей письму, чтению и рисованию.


В марте 1913 года Честняков снова приехал в Петербург… Он познакомился с поэтом С. М. Городецким и писателем А. П. Чапыгиным. При их содействии в январском номере детского журнала «Солнышко» за 1914 год была опубликована его сказка «Чудесное яблоко», для которой художник выполнил рисунки пером. А затем в издательстве «Медвежонок» вышел целый сборник его сказок — «Чудесное яблоко; Иванушко; Сергиюшко».


Странно, но издатель решил выпустить книгу с черно-белыми иллюстрациями, и Честняков сделал их сам. Да и мог ли кто лучше передать тот волшебный мир, где на старой яблоне в лесу вырастает огромное яблоко, которое можно привезти домой только всей семьей, и старыми и малыми, и которое самим Богом дадено:


«Привезли домой яблоко, и вся деревня сбежалась, глядит:
— Кто вам дал? — спрашивают.
— Бог дал, — отвечает дедушко.
Почали. Стали пробовать: сладкое, душистое, рассыпчатое.
«И мне, просят, и мне!» Дедушко дает всем. Вся деревня наелась, похваливаеют: такого-де дива не слыхивали. И ели дедушко и бабушка, мужик и баба и ихние ребята — парнеки и девоньки… Кушали сырым, и печеным, и в киселе, и перемерзлым, когда пришли холода. Соседям всем завсегда давали, особенно кто захворает. И хватило им яблока на всю осень и зиму до самого Христова дня».


На этих рисунках в лесу среди деревьев растут огромные грибы, а сказочные гуси-лебеди — добрые, с ними можно просто полетать, а потом вернуться домой… Очень часто сюжеты сказок переходили у Честнякова в картины, в акварельные листы…


Увы, предложений от издателей больше не поступало. Шла первая мировая война, до сказок ли тут было?..


В 1914 году художник навсегда вернулся в родную деревню. Чтобы удобнее было заниматься творчеством, он реконструировал старую отцовскую избу. Достроил второй этаж и сделал там мастерскую.

Все глубже и глубже проникал он в истоки фольклора, изучал обряды, сам принимал в них участие, писал картины с различными обрядовыми сценами («Ряженые», «Ведение невесты из бани») и повседневными делами крестьян («Пряхи», «Посиделки»). Лепил из глины. Собирал народные песни, частушки, записывал сказки…


У первого в округе у Ефима Васильевича появился фотоаппарат, и он активно фотографировал крестьян, детей, крестный ход…


Октябрьскую революцию художник принял двояко. С одной стороны, он писал так:

 

Свободны мы, цепей уж нет.
Сияет над страной невиданное утро,
И солнце новое, повсюду виден свет,
И люди все иные…

 


И в то же время:

Где-то нищие дерутся —
То российска революция…

 

Выступая не столько против происходящих перемен, сколько против безбожия в самой идее коммунизма, он мечтал, что, наконец, осуществятся его идеи возникновения некой универсальной культуры, близкой всем, а жизнь станет стабильнее и благодатнее. Вместе с тем он искренне верил, что средством прогресса являются не революции и резкие социальные изменения в обществе, а скорее нравственное самосовершенствование человека.


В первые послереволюционные годы Честняков становится членом Кологривского отделения общества по изучению местного края (1918-1920), работает народным заседателем волостного суда (1920-1925), принимает участие в работе Дворца Пролеткульта, где преподает в художественной и театральной студиях, организует в Шаблово детский сад (1920-1925). В списке своих занятий с детьми он перечисляет: «Занятия детей: смотрели иллюстрированные книги, журналы и в перерыве — сказки, пословицы. Чтенье и рассказы, рисовали от себя карандашом и красками на бумаге. Работы их (листочки и тетрадки) хранятся все…».

Ефим Васильевич сам подбирал книги и учебные материалы для своих воспитанников.

 

И для кого я пою и играю на лире?
Ах, и песен своих не могу я отдать
                            за сокровища в мире.
И славы не нужно, и мненья людей, 
И мила мне одна лишь улыбка детей
.

 

Между тем жизнь крестьян в молодом советском государстве становилась все труднее. На руках у художника была старенькая мать, две племянницы-сироты, оставшиеся после смерти одной из сестер и зятя, другая сестра. Времени на творчество почти не оставалось…


Денег не хватало настолько, что зачастую не было возможности купить краски. Как в детстве, приходилось собирать камешки по берегу реки, а потом растирать их. Писал он на чем придется — на ситцевых тканях, домотканых холстах, иногда на матрацной ткани. Акварель для своих рукописных книжек использовал самую простую, дешевую, школьную…


Несмотря на все сложности, в Кологриве ему удалось устроить две свои выставки (1924, 1928). Но современники-искусствоведы настороженно относились к работам Честнякова, толком не понимая, в чем, собственно, его обвинять, — то ли в примитивизме, то ли в «буржуазном формализме», то ли в архаичности…
Впрочем, художник придавал мало значения тому, что говорят о его работах. Он — творил: придумывал романы и сказки, создавал музыкальные инструменты, делал, как в средние века, удивительные рукописные книги с рисунками, со своей двухколесной тележкой ходил в соседние деревни «устраивать театр», где разыгрывал сказки с музыкой и персонажами, в качестве которых выступали фигурки из глины.

 

Всю жизнь он придавал огромное значение красоте: «Красота – святое, что не свято, то не красота… Красота — свет, созидание, творчество, вечность, жизнь…» 

А еще мечтал о Городе Всеобщего Благоденствия, обетованной сказочной стране, где все были бы счастливы. Недаром герой его «Сказки о крылатых людях» изобретает крылья и помогает своему народу улететь за море, в «благословенную страну».


В одной из его сказок (в поэме-сказке «Свадьба»), написанной уже в 1950-е годы, в образе главного героя проглядывают черты самого художника:

 

Фим трудился многи годы,
Окруженный хором муз.
И носился по народу
С грузами своих искусств.
Так в житейских недосугах
Красоту искусств смекал.

...

И проказ же наш Ефимко — 
Рыцарь сказочных чудес
Умудрился невидимкой
В сказке жить везде и весь
 (15).

 

 

Так в таинственном сказочном мире прожил он всю свою жизнь. «Фантазия – она реальна,  писал Ефим Васильевич,  когда фантазия сказку рисует – это уже действительность и потом она войдет в обиход жизни так же, как ковш для питья. И жизнь будет именно такой, какой рисует ее наша фантазия… Гляди вперед и покажи твои грезы и по красоте твоих грез ты займешь свое место…» .


Умер художник тихо, ясным погожим днем. Хоронили его всем миром, а гроб несли на руках четыре километра до кладбища…


От избы его постепенно остался только фундамент, но картины бережно сохранялись в крестьянских семьях, а иногда даже висели в красном углу вместе с иконами. Первое «открытие» Честнякова сделано было в 1968 году, благодаря В. Я. Игнатьеву и сотрудникам Костромского художественного музея...

(в сокращении)

 

http://bibliogid.ru/articles/1624


 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ефим Васильевич Честняков | painting_relief - Дневник painting_relief | Лента друзей painting_relief / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»