ЧЕСТНЯКОВ ЕФИМ ВАСИЛЬЕВИЧ
1874 –1961
27 июня исполняется пятьдесят лет со дня кончины Ефима Васильевича Честнякова – художника, поэта, мыслителя, фотографа, театрального режиссера, скульптора, музыканта, педагога.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ
«Я пришел дать вам сказку»
Режиссер: Алексей Илюхин. Год выпуска: 2009
Сказка «Чудесное яблоко»
Картины Ефима Честнякова
Музыка Е.Фроловой, стихи Я. Симон.
Е.Фролова (вокал, гусли), Я. Симон (флейта)
Вход в город всеобщего благоденствия
Деревенский праздник
Деревенская свадьба
Грибники у зимницы
Детские забавы
Дети
Праздничное шествие с песней. Коляда
Свахонька, любезная, повыйди
Пастушка
Сказочный мотив
Слушают гусли
Тетеревиный король
Топят бани
Щедрое яблоко
КАРТИНЫ БЕЗ НАЗВАНИЯ
Фигурки кукольного театра Честнякова
Личные вещи Ефима Честнякова
Дарья Герасимова
«РЫЦАРЬ СКАЗОЧНЫХ ЧУДЕС»
Ефим Васильевич Честняков (19.12.1874, дер. Шаблово, Кологривский р-н, Костромская губ. — 27.06.1961, там же) — русский писатель, художник, философ.
Родился в семье крестьян всего через 13 лет после отмены крепостного права и с самого детства оказался в своеобразной атмосфере крестьянского быта, где бедность и тяжкий труд уживались с богатством духовной культуры, таинственностью сказок и посиделок, бесшабашной удалью народных гуляний и праздников. Этот мир был полон загадок, и жившие бок о бок с людьми кикиморы, лизуны да «соседушки» были почти членами семьи – никто не сомневался в том, что они существуют.
Большое влияние на будущего художника оказала бабушка Прокофья, которая рассказывала ему сказки «про старину». Да и остальные родственники, каждый по-своему, формировали душу мальчика…
Рисовать Ефим любил с детства: «У меня страсть к рисованию была в самом раннем детстве, лет с 4-х, точно не знаю. Мать моя отдавала последние гроши на бумагу и карандаши…
Когда идут в город, то со слезами молил купить «красный карандаш», и если привезут за 5 к. цветной карандаш, то я счастливейший на земле и готов ночь сидеть перед лучиной за рисунком. Но такие драгоценности покупались совсем редко, и я ходил по речке собирать цветные камешки, которые бы красили…».
После школы Честняков хотел учиться дальше, но родители были против. Только несколько лет спустя молодой человек «улепетнул» от матери с отцом и поступил в Кологривское художественное училище, причем попал туда через месяц после начала занятий, но по рисункам был зачислен безо всяких экзаменов. Продолжил образование в учительской семинарии в селе Новое Ярославской губернии (1889-1894), получил там звание народного учителя и был распределен в село Здемирово Костромского уезда. Через год его перевели в Кострому, в начальное училище при приюте для малолетних преступников, а еще через год — в село Углец Кинешемского уезда Костромской губернии.
Там художник впервые увидел театр и навсегда остался им очарован. Все эти годы… он много рисовал, и его картины обратили на себя внимание местных ценителей. В 1899 году, собрав немного денег и получив рекомендательные письма, Честняков отправился в Петербург поступать в Академию Художеств.
Он получил разрешение заниматься в скульптурном музее Академии Художеств. Учился в мастерской живописи и рисования княгини М. К. Тенишевой, где царила свободная творческая атмосфера…
Илья Репин очень высоко отзывался о работах молодого художника: «У вас талант. Вы идете своей дорогой, я вас испорчу. Это огонь, это уже ничем не остановишь. Вы уже художник».
Через некоторое время Честняков был принят вольнослушателем в Высшее художественное училище при Академии Художеств, но проучился лишь до января 1903 г. Скорее всего из-за материальных трудностей он вынужден был уйти. С осени 1903 до мая 1904 учился в Казани. Потом опять на несколько месяцев вернулся в столицу. К сожалению, устроиться там никак не удавалось. Не только из-за нехватки средств – все в городе было чуждо душе художника. И в 1905 году он вернулся обратно в Шаблово.
Дома на него свалились повседневные хлопоты и заботы. Он пахал, сеял, собирал урожай, валил лес… При этом каким-то образом умудрялся заниматься творчеством; придумывал и мастерил музыкальные инструменты; по вечерам учил детей письму, чтению и рисованию.
В марте 1913 года Честняков снова приехал в Петербург… Он познакомился с поэтом С. М. Городецким и писателем А. П. Чапыгиным. При их содействии в январском номере детского журнала «Солнышко» за 1914 год была опубликована его сказка «Чудесное яблоко», для которой художник выполнил рисунки пером. А затем в издательстве «Медвежонок» вышел целый сборник его сказок — «Чудесное яблоко; Иванушко; Сергиюшко».
Странно, но издатель решил выпустить книгу с черно-белыми иллюстрациями, и Честняков сделал их сам. Да и мог ли кто лучше передать тот волшебный мир, где на старой яблоне в лесу вырастает огромное яблоко, которое можно привезти домой только всей семьей, и старыми и малыми, и которое самим Богом дадено:
«Привезли домой яблоко, и вся деревня сбежалась, глядит:
— Кто вам дал? — спрашивают.
— Бог дал, — отвечает дедушко.
Почали. Стали пробовать: сладкое, душистое, рассыпчатое.
«И мне, просят, и мне!» Дедушко дает всем. Вся деревня наелась, похваливаеют: такого-де дива не слыхивали. И ели дедушко и бабушка, мужик и баба и ихние ребята — парнеки и девоньки… Кушали сырым, и печеным, и в киселе, и перемерзлым, когда пришли холода. Соседям всем завсегда давали, особенно кто захворает. И хватило им яблока на всю осень и зиму до самого Христова дня».
На этих рисунках в лесу среди деревьев растут огромные грибы, а сказочные гуси-лебеди — добрые, с ними можно просто полетать, а потом вернуться домой… Очень часто сюжеты сказок переходили у Честнякова в картины, в акварельные листы…
Увы, предложений от издателей больше не поступало. Шла первая мировая война, до сказок ли тут было?..
В 1914 году художник навсегда вернулся в родную деревню. Чтобы удобнее было заниматься творчеством, он реконструировал старую отцовскую избу. Достроил второй этаж и сделал там мастерскую.
Все глубже и глубже проникал он в истоки фольклора, изучал обряды, сам принимал в них участие, писал картины с различными обрядовыми сценами («Ряженые», «Ведение невесты из бани») и повседневными делами крестьян («Пряхи», «Посиделки»). Лепил из глины. Собирал народные песни, частушки, записывал сказки…
У первого в округе у Ефима Васильевича появился фотоаппарат, и он активно фотографировал крестьян, детей, крестный ход…
Октябрьскую революцию художник принял двояко. С одной стороны, он писал так:
|
Свободны мы, цепей уж нет. |
И в то же время:
|
Где-то нищие дерутся — |
Выступая не столько против происходящих перемен, сколько против безбожия в самой идее коммунизма, он мечтал, что, наконец, осуществятся его идеи возникновения некой универсальной культуры, близкой всем, а жизнь станет стабильнее и благодатнее. Вместе с тем он искренне верил, что средством прогресса являются не революции и резкие социальные изменения в обществе, а скорее нравственное самосовершенствование человека.
В первые послереволюционные годы Честняков становится членом Кологривского отделения общества по изучению местного края (1918-1920), работает народным заседателем волостного суда (1920-1925), принимает участие в работе Дворца Пролеткульта, где преподает в художественной и театральной студиях, организует в Шаблово детский сад (1920-1925). В списке своих занятий с детьми он перечисляет: «Занятия детей: смотрели иллюстрированные книги, журналы и в перерыве — сказки, пословицы. Чтенье и рассказы, рисовали от себя карандашом и красками на бумаге. Работы их (листочки и тетрадки) хранятся все…».
Ефим Васильевич сам подбирал книги и учебные материалы для своих воспитанников.
|
И для кого я пою и играю на лире? |
Между тем жизнь крестьян в молодом советском государстве становилась все труднее. На руках у художника была старенькая мать, две племянницы-сироты, оставшиеся после смерти одной из сестер и зятя, другая сестра. Времени на творчество почти не оставалось…
Денег не хватало настолько, что зачастую не было возможности купить краски. Как в детстве, приходилось собирать камешки по берегу реки, а потом растирать их. Писал он на чем придется — на ситцевых тканях, домотканых холстах, иногда на матрацной ткани. Акварель для своих рукописных книжек использовал самую простую, дешевую, школьную…
Несмотря на все сложности, в Кологриве ему удалось устроить две свои выставки (1924, 1928). Но современники-искусствоведы настороженно относились к работам Честнякова, толком не понимая, в чем, собственно, его обвинять, — то ли в примитивизме, то ли в «буржуазном формализме», то ли в архаичности…
Впрочем, художник придавал мало значения тому, что говорят о его работах. Он — творил: придумывал романы и сказки, создавал музыкальные инструменты, делал, как в средние века, удивительные рукописные книги с рисунками, со своей двухколесной тележкой ходил в соседние деревни «устраивать театр», где разыгрывал сказки с музыкой и персонажами, в качестве которых выступали фигурки из глины.
Всю жизнь он придавал огромное значение красоте: «Красота – святое, что не свято, то не красота… Красота — свет, созидание, творчество, вечность, жизнь…»
А еще мечтал о Городе Всеобщего Благоденствия, обетованной сказочной стране, где все были бы счастливы. Недаром герой его «Сказки о крылатых людях» изобретает крылья и помогает своему народу улететь за море, в «благословенную страну».
В одной из его сказок (в поэме-сказке «Свадьба»), написанной уже в 1950-е годы, в образе главного героя проглядывают черты самого художника:
|
Фим трудился многи годы, ...
И проказ же наш Ефимко — |
Так в таинственном сказочном мире прожил он всю свою жизнь. «Фантазия – она реальна, – писал Ефим Васильевич, – когда фантазия сказку рисует – это уже действительность и потом она войдет в обиход жизни так же, как ковш для питья. И жизнь будет именно такой, какой рисует ее наша фантазия… Гляди вперед и покажи твои грезы и по красоте твоих грез ты займешь свое место…» .
Умер художник тихо, ясным погожим днем. Хоронили его всем миром, а гроб несли на руках четыре километра до кладбища…
От избы его постепенно остался только фундамент, но картины бережно сохранялись в крестьянских семьях, а иногда даже висели в красном углу вместе с иконами. Первое «открытие» Честнякова сделано было в 1968 году, благодаря В. Я. Игнатьеву и сотрудникам Костромского художественного музея...
(в сокращении)
http://bibliogid.ru/articles/1624