О Козьме Пруткове
Козьма Петрович Прутков — литературная маска, под которой выступали в 50—60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы (их коллективный псевдоним).
[300x334]
Это вымышленный «портрет» Пруткова, созданный Львом Михайловичем Жемчужниковым, Александром Егоровичем Бейдеманом и Львом Феликсовичем Лагорио.
Литературная карьера Козьмы Пруткова началась 20 января 1851 года с постановки в Александринском театре комедии "Фантазия". Пьеса была подписана буквами Y и Z. На премьере присутствовал сам император Николай I. Царь не понял истории пропавшей моськи Фантазии, и уехал со словами: "Много я видел на своем веку глупостей, но такой еще никогда не видел"…
Несмотря на провал "Фантазии", Козьма Прутков продолжал публиковать свои произведения: его басни и афоризмы выходили в журнале "Современник" в 1851 - 1853 гг. инкогнито, и полюбились публике. А в феврале 1854 появился, наконец, знаменитый псевдоним.
В этом образе иронически обыгрывались некоторые типичные черты крупного чиновника: — самоуверенность, ложный пафос, претензии на знание человеческого характера.
В наше время жанр пародии довольно широко распространен, но и в 19 веке людям был не чужд юмор, а произведения Козьмы Пруткова были одной из первых ласточек в жанре литературной пародии и юмористических афоризмов.
Немного об авторах
Коллективный портрет: А. Толстой, Алексей Жемчужников, Александр Жемчужников, Владимир Жемчужников, Козьма Прутков.
[310x282]
Алексей Константинович ТОЛСТОЙ [24 авг. (5 сент.) 1817 — 1875], граф, поэт, прозаик, драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1873).
Родители его разошлись, и вместо отца Алексея воспитывал дядя по матери А. А. Перовский, известный писатель, печатавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский.
Это для него Погорельский написал известную сказку «Черная курица».
Судьба самого А. Толстого не уступала в фантастичности биографиям его персонажей. Его изящность сочеталась с силой богатыря, гнувшего подковы и вилки винтом, но эти молодецкие забавы не мешали гражданским поступкам.
А. Толстой в молодости, портрет А. Брюллова
[220x286]
Он организовывал ополчение в Крымскую войну и вступил в стрелковый полк, где едва не погиб от тифа. Его заступничество спасло от ссылки его друга Тургенева, благодаря давней близости с царской семьей: с восьми лет он был другом детских игр наследника престола Александра II.
А в девять, сидя на коленках у Гете в Веймаре, видимо, получил благословение от творца Фауста.
Автор стихов, баллад («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»), сатирического «Очерка русской истории от Гостомысла до Тимашева» (1878), опубликованного посмертно.
Подробней об «Очерке…» см. здесь:
История государства Российского
http://www.liveinternet.ru/users/3109898/post174567974
Также автор исторического романа «Князь Серебряный», и драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).
В соавторстве с Алексеем Жемчужниковым в 1850г. написал пьесу «Фантазия» — первое творение Пруткова. Для Пруткова им написаны «Эпиграмма № 1», «Юнкер Шмидт», «Письмо из Коринфа», «Древний пластический грек», «Память прошлого», «Мой портрет» и другие.
Владимир Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ [1830 — 1884].
Ключевая роль в создании образа Козьмы Пруткова принадлежит именно Владимиру Жемчужникову, предложившему писать вместе под вымышленным именем, сочинившему биографию псевдонима, и ставшему автором или соавтором почти половины творений.
Алексей Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ [10 (22) февраля 1821 — 1908]
Русский поэт некрасовской школы, почетный академик Петербургской АН (1900), получивший это звание в числе первых четырех русских писателей вместе со Львом Толстым, Чеховым и Короленко.
В 1850 году в соавторстве с А. К. Толстым им написана пьеса «Фантазия», запрещенная к показу после премьеры, — первое творение Козьмы Пруткова еще до возникновения этого псевдонима.
Александр Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ [1826 — 1896), русский писатель. Отличался литературным озорством среди клевретов Козьмы Пруткова. Первая басня Пруткова «Незабудки и запятки», появилась еще без его подписи, придуманная Александром Жемчужниковым «для шутки».
Творческие искания Александра во многом сделали самого Пруткова. Именно он научил «неудачника» драматурга писать стихи и басни, способствовал философизации его мысли.
……………………
Итак, литературную личность и произведения Пруткова создали: граф Алексей Константинович Толстой, и братья Жемчужниковы.
Биография Козьмы Пруткова
Согласно биографии, представленной авторами личности Козьмы Пруткова, он начинал службу в гусарском полку, а затем в 1823 году вышел в отставку и определился на службу по министерству финансов, в Пробирную Палатку, где оставался до смерти.
Здесь он якобы удостоился дослужиться до действительного статского советника и получить орден Св. Станислава 1-й степени.
До случайного знакомства с небольшим кружком молодых людей, состоявшим из нескольких братьев Жемчужниковых и двоюродного их брата, графа Алексея Константиновича Толстого, — Козьма Петрович Прутков и не думал о литературной деятельности. Но молодые люди уверили его в литературных талантах, он начал писать и завоевал известность.
И многие читатели, в том числе Ф.М. Достоевский, поверили в реальность существования этого автора.
После 6-летнего перерыва (1854 - 1860) публикации возобновились и продолжались до "смерти" К.П. Пруткова в 1863 году.
От стихов и драматургии Козьма Петрович обратился к области государственного строительства: последним его опубликованным сочинением стал "Проект о введении единомыслия в России".
В январе 1884 года вышло подготовленное братьями Жемчужниковыми собрание сочинений Пруткова в одной книге.
……..
А теперь - известнейшие фразы и пародии Козьмы Пруткова.
Философские мысли
Нельзя объять необъятное.
Глядя на мир, нельзя не удивляться.
Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален.
Век живи — век учись и ты наконец, достигнешь того что подобно мудрецу — будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиною ещё большая. Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы ещё меньшая.
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Вопросы
Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
Как же подданному знать мнение правительства, пока не наступила история?
Единожды солгавши, кто тебе поверит?
Где начало того конца, которым оканчивается начало?
Если...
Если хочешь быть счастливым, будь им.
Если у тебя есть фонтан, заткни его: дай отдохнуть и фонтану.
Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", - не верь глазам своим.
Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц — ночью.
Но, с другой стороны: солнце лучше тем, что светит и греет; а месяц только светит, и то лишь в лунную ночь!
Наблюдения о жизни и нравах
Что имеем - не храним; потерявши - плачем.
На беспристрастном безмене истории кисть Рафаэля имеет одинаковый вес с мечом Александра Македонского.
Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.
Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння.
Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.
Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает.
В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.
Вакса чернит с пользою, а злой — с удовольствием.
Наука изощряет ум; учение вострит память.
Эгоист подобен давно сидящему в колодце.
Добрые советы
Бди!
Зри в корень!
Не робей перед врагом: лютейший враг человека - он сам.
Усердие все превозмогает.
Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
Люби ближнего, но не давайся ему в обман!
Рассчитано, что петербуржец, проживающий на солнцепеке, выигрывает двадцать процентов здоровья.
……………
Но не только краткие изречения сделали Козьму Пруткова известным.
Он выпустил и сборник стихов, в основном – это литературные пародии, хотя сам он считал их подражанием.
Пародии на поэтов того времени, в высшей степени удачные, это образцы в своем роде по меткости и тонкости. Пародии разнообразны: на Шиллера, Гейне, Хомякова , И. Аксакова , Щербину, Фета , Полонского, Бенедиктова .
Хотя, согласно образу, самим Прутковым могли быть написаны разве только пародии на последнего из названных поэтов. (Прутков был бы другой личностью, если бы умел так верно замечать отрицательные стороны чужой поэзии.)
Алогизм — один из основных приемов комического изображения Пруткова, — наряду с пародией и гротеском.
………………
Некоторые стихи и эпиграммы Козьмы Пруткова
Большинство стихов – в фрагментах
МОЙ ПОРТРЕТ
Когда в толпе ты встретишь человека,
Который наг;*
Чей лоб мрачней туманного Казбека,
Неровен шаг;
Кого власы подъяты в беспорядке;
Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке, —
Знай: это я!
Кого язвят со злостью вечно новой,
Из рода в род;
С кого толпа венец его лавровый
Безумно рвет;
Кто ни пред кем спины не клонит гибкой,
Знай: это я!..
В моих устах спокойная улыбка,
В груди — змея!
* Вариант: «На коем фрак». (Примечание К. Пруткова.)
…………………………
ЮНКЕР ШМИДТ
Вянет лист. Проходит лето.
Иней серебрится...
Юнкер Шмидт из пистолета
Хочет застрелиться.
Погоди, безумный, снова
Зелень оживится!
Юнкер Шмидт! честное слово,
Лето возвратится!
……………
ШЕЯ
Моему сослуживцу г. Бенедиктову*
Шея девы — наслажденье;
Шея — снег, змея, нарцисс;
Шея — ввысь порой стремленье;
Шея — склон порою вниз.
Шея — лебедь, шея — пава,
Шея — нежный стебелек;
Шея — радость, гордость, слава;
Шея — мрамора кусок!..
Кто тебя, драгая шея,
Мощной дланью обоймет?
Кто тебя, дыханьем грея,
Поцелуем пропечет?
.
Это пародия на стихотворение В. Г. Бенедиктова «Кудри»:
Кудри девы-чародейки,
Кудри — блеск и аромат,
Кудри — кольца, струйки, змейки,
Кудри — шелковый каскад…
…………
ДОБЛЕСТНЫЕ СТУДИОЗУСЫ
Как будто из Гейне
Фриц Вагнер, студьозус из Иены,
Из Бонна Иеронимус Кох
Вошли в кабинет мой с азартом,
Вошли, не очистив сапог.
«Здорово, наш старый товарищ!
Реши поскорее наш спор:
Кто доблестней: Кох или Вагнер?»
Спросили с бряцанием шпор.
«Друзья! вас и в Иене и в Бонне
Давно уже я оценил.
Кох логике славно учился,
А Вагнер искусно чертил».
Я комнату взглядом окинул
И, будто узором прельщен,
«Мне нравятся очень... обои!» —
Сказал им и выбежал вон.
Понять моего каламбура
Из них ни единый не мог,
И долго стояли в раздумье
Студьозусы Вагнер и Кох
……………………
ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ ИСПАНЦЕМ
Тихо над Альгамброй.
Дремлет вся натура.
Дремлет замок Памбра.
Спит Эстремадура.
Дайте мне мантилью;
Дайте мне гитару;
Дайте Инезилью,
Кастаньетов пару.
Закурю сигару я,
Лишь взойдет луна.
Пусть дуэнья старая
Смотрит из окна!
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
НЕМЕЦКАЯ БАЛЛАДА
Барон фон Гринвальдус,
Известный в Германьи,
В забралах и в латах,
На камне пред замком,
Пред замком Амальи,
Сидит принахмурясь;
Сидит и молчит.
Отвергла Амалья
Баронову руку!..
Барон фон Гринвальдус
От замковых окон
Очей не отводит
И с места не сходит;
Не пьет и не ест.
Года за годами...
Барон фон Гринвальдус,
Сей доблестный рыцарь,
Все в той же позицьи
На камне сидит.
(Пародия на перевод Жуковского
баллады Шиллера «Рыцарь Тогенбург».)
………………
ЭПИГРАММА
№II
Раз архитектор с птичницей спознался.
И что ж? — в их детище смешались две натуры:
Сын архитектора — он строить покушался,
Потомок птичницы — он строил только «куры».
………………….
Справедливо ли укорять опекунов Козьмы Пруткова за то, что они выставили его с забавной стороны? Ведь таким образом они доставили ему славу и симпатию публики; а Козьма Прутков любил славу.
Интересно, что в нескольких произведениях Пруткова соавтором выступил Пётр Ершов, автор «Конька – Горбунка».
А советским вариантом Козьмы Пруткова считается Евгений Сазонов
из « Клуба 12 стульев» Литературной Газеты.
………………………
И опять-таки: Никто не обнимет необъятного.
…………………….
Источники
http://www.rulex.ru/01160710.htm
http://www.kozma.ru/archives.htm
А также Википедия и Интернет
.......