• Авторизация


Часовая магия (продолжение) 08-11-2021 17:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


О делении времени

Впервые разделение суток на часы (но с разной длиной часа) встречается в Древнем Египте около 2100 года до н. э., эту систему применяли египетские жрецы. 24 часа включали в себя один час утренних сумерек, десять дневных часов, один час вечерних сумерек и двенадцать ночных часов.

Около 1300 года до н. э. суточный счёт времени был реформирован: светлое и тёмное время суток разделили по 12 частей соответственно, в результате чего продолжительность «дневного» и «ночного» часа менялась в зависимости от сезона.

12 часов и никак иначе также и с точки зрения христианской религии. Христос вопрошал: «Не двенад­цать ли часов во дне?» (Ин. 11:9).

Указание на 12 часов находим и у Апостола Павла, который заповедо­вал христианам «непрестанно молиться» (1Фес. 5:17). Примером такой постоянной молитвы является молитвословие, принадлежащее святи­телю Иоанну Златоусту. Она имеет подзаголовок «Молитвы молебныя, числом двадесятым и четырем часам дневным и нощным». Таким образом, данная молитва со­держит двадцать четыре стиха-прошения, соот­ветственно числу часов в сутках. Данная молит­ва разделена на два абзаца. Первоначально идут дневные прошения, которым предшествует надписание «Дневи»: «Господи, не лиши мене не­бесных Твоих благ...». Перед вторым абзацем надписание: «Нощи». Абзац начинается проше­нием: «Господи в покаянии прими мя...» (источник).

В древнерусских источниках отсутствует, термин "сутаси". Вместо последнего употреблялось слово "день". При этом день (в значении суток) также делился на две части (светлую и темную): день в собственном смысле слова и ночь.

Сами часы же считались по-разному: косым и дневным часом. Обе эти системы счета, обращаю внимание, отличны от современной.

Самым важным источником в исследовании истории русского счета и древних представлений о времени является "Ѹче́нїе ѡ чи́слахъ" Кирика Новгородца 1136 года (·҂ѕхм҃д·). Оригинал не сохранился, но текст частично присутствует в списках, датируемых второй половиной XVI – началом XVII в.

Кирик пишет о многом: и о природе цифр как о учении, о гармонии и ритме сродни музыкальным. Невероятным эту работу делает еще и тот факт, что автору "Учения о числах" всего 26 лет.

Многое о трудах Кирика Новгородца известно сейчас благодаря работам историка Рема Александровича Симонова, на труды которого я также буду опираться в данной статье.
Косой час

По поводу истории возникновения и применения системы косого часа нет однозначного мнения. Считается, что косой час был переменной величиной. Светлое и отдельно темное время суток делилось на 12 частей. В зависимости от географической широты и времени года "косые часы" меняли свою длительность.

Это якобы прямое наследование системы счета времени, принятого в Византии, на Афоне, откуда в 1404 году Монах Афонской горы, именем Лазарь, родом Сербин, привез и установил в Москве первые часы, которые были поставлены на Великокняжеском дворе, за церковью Благовещения.

Трактат Кирика, как и ранние летописные свидетельства, указывает на применение в Древней Руси вплоть до начала XV в. косого (неравного) часа. Счет «косыми» часами велся в хронологических («Учение» Кирика) и в астропрогностических целях («Вопрошание»).

Что же касается равного часа, то он начал активно использоваться с появлением механических часов.

Равные часы

Эта система основывалась уже на фиксированном по длительности часе, равном 60 минут, но по-прежнему сутки делились по световому дню на дневные часы и ночные, что привело к увеличению часов в световом дне, но по-прежнему оставалось 24 часа в сутках.

В 1551 году в Великом Новго­роде случился пожар, о котором читаем в лето­писи:

«Да того же лета месяца маия в 9 на па­мять иже отца нашего чюдотворца Николы в третии час нощи по Московским часом, а по Новгородцким часом на шестом часе на ночном загорелось в Юрьеве манастыри».

В последующее время при переходе на равный по длительности час на «широте Москвы самый длинный день летом и самая длинная ночь зимой достигали 16 часов. Поэтому на круговороте старинных московских часов было 17 (с учетом нулевого, начального часа), а не 12 делений, как теперь».

Итого, часы, которые описывают Мейберг и Витсен, те самые загадочные русские часы на 17 делений - это не часы Лазаря по косому часу, а другие, более поздние, по часу равному.

В первом случае есть задача поделить светлое время суток (ДЕНЬ) на 12 часов. Как это сделать, если в разное время года и при различной широте длинна светового дня разная?

Часы отображали не текущий час как мы привыкли сейчас, а текущий час света и час тьмы. При "косом часе" менялась длительность самого часа, чтобы уместить ровно 12 часов от рассвета до захода. Во втором случае, час был равной длительности, но делений на круге часов было больше, чтобы суметь отобразить самый длинный день в году.

Но на этом различия с сегодняшним днем не заканчиваются.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Тема "Числа" меня интересуют более 10 лет, хотя мне не 26, а 73. С помощью проблемных чисел Ферма вида 3,5,17,257,... я нашел ответы на вопросы:
Почему на руке как правило пять пальцев?
Почему круг делят на 360 градусов, а циферблат часов на 12 частей, а затем еще на 60?
Почему в октаве 12 полутонов?
Почему красный, зеленыйи синий цвета образуют белый?
dara3 09-11-2021-12:19 удалить
Ответ на комментарий Петровичпротиввсех # Благодарю за комментарий. Где можно познакомиться с вашими находками?
Ответ на комментарий dara3 # Здесь в моем дневнике.
dara3 09-11-2021-12:46 удалить
Ответ на комментарий Петровичпротиввсех # Благодарю, буду читать..


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Часовая магия (продолжение) | dara3 - Дневник dara3 | Лента друзей dara3 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»