• Авторизация


Без заголовка 11-09-2014 14:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения My_breathing Оригинальное сообщение

~ Свет Куинджи...~

 
 "Теперь, в дни шатаний и переоценки ценностей, - говорил Архип Иванович, - дошли бог знает до каких крайностей. Великих мастеров считают ничтожными, и наоборот. Утратилось всякое чувство меры в творчестве и в суждениях о нем. А между тем великое и прекрасное античное искусство потому сильно и нетленно, что древние, как никто, знали чувство меры. И вот за это дорогое чувство меры в искусстве, тайна которого в наши дни, к сожалению, позабыта, за его возрождение поднимаю свой бокал".... 
 


[показать]


После дождя. 1879

Мой любимый Куинджи... "Неограненный алмаз",  огромное стихийное дарование... Загадочный, оригинальный - до непонятности, чудаковатый самородок-"самоучка" ...Думается, он  сам не давал себе отчета, что  дело всей его жизни может оказаться столь значительно и столь богато содержанием...Но оно таковым было и есть...
 
Помнится,  в далеком прошлом, я  буквально "зависла" над  "Лунной ночью на Днепре"...
Не знаю, может быть поэтому,  ночь стала  моим временем суток...Все может быть...
 
 

Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. В детстве - сиротство и нищета и пастьба гусей, а под конец жизни - почти миллионное состояние, целиком отдаваемое на нужды родного художества... 
Первое прикосновение к краскам и кистям... при раскраске заборов, а затем - без помощи каких бы то ни было меценатов, покровителей, учителей и школ - завоевание такой художественной славы, блеск и шум такого успеха, какие немногим русским художникам выпадали на долю.
И все это - созданное исключительно собственными силами, собственными руками...  Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. «Сам-один» - вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни...

Выковав к 40-летнему возрасту свою славу и достигнув ее вершины при огромном спросе на его картины, при небывало напряженном интересе к нему публики, - он внезапно порывает всякое общение с нею. Нет больше выставок Куинджи. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Он заточается в своей мастерской и втайне даже от ближайших учеников и друзей отдается усиленной работе, новым исканиям...
 

 Лунная ночь на Днепре. 1880
 


Пейзаж. Степь. 1890-1895

Есть мнение - Куинджи это сущий анахорет-демократ, расходующий гроши на личную жизнь, и щедрый жертвователь на дело искусства... Непримиримый там, где дело коснется его художественных убеждений, исполненный бурной энергии, властный, ни на вершок не сворачивающий с намеченного пути, - и мягко-сердобольный, снисходительный, нежный к людям и животным, особенно к страдающим, вечно готовый прийти на помощь чужому горю... 
Таков был этот оригинальный человек... Целый клубок противоречивых на первый взгляд свойств, не вытекающих одно из другого, неожиданных биографических данных...
 
Березовая роща. 1879
 
Уже пятилетним ребенком, коренастым и мускулистым, Куинджи наводил страх на своих однолетков, товарищей по уличной жизни, когда им вздумается заняться обычным в этом возрасте мучительством над животными. Не один котенок и щенок были обязаны своей жизнью или здоровьем малышу Архипу: он не терпел этого мучительства, и только издали завидев его, мальчишки бросали свою жертву и разбегались.
Таким образом, уже в пятилетнем бутузе сказывается будущий «птичий доктор», изображенный на карикатуре Щербова, - уже тут проявляется и будущий покровитель всех слабых и нуждающихся, каким мы знаем его впоследствии... В полуденный час в стекла его мастерской в Петербурге будут потом стучаться голодные и больные голуби и вороны. И он будет вылезать на крышу, чтобы сделать перевязку пациенту; будет совершать хирургические операции (вроде трахеотомии и вставления трубочки в горло голубя), будет щедро отдавать свое время этой пернатой твари. Во всякие часы будут обращаться к нему - в письмах, в личных просьбах - нуждающиеся, настигнутые бедой товарищи, ученики, знакомые и даже незнакомые, и никто не встретит отказа... 

Вечная готовность к самой широкой помощи ближним была одним из самых трогательных и характерных свойств Архипа Ивановича до самого конца. А началось это еще там - на обожженных солнцем улицах мариупольского предместья, когда, как говорится, его еле от земли было видно... Сам Архип Иванович впоследствии объяснял следующим образом эту свою черту: 
 
- С детства привык, что я сильнее и помогать должен...
 
Вот еще почему я в него такая влюбленная...:-)
 
Днепр утром. 1881
 
Вообще, имя Архипа Ивановича Куинджи сопровождалось множеством легенд. Прежде всего, это происхождение.- Обучение и становление художника еще мало изучены. Загадки преследовали его от рождения до смерти...
 
Фамилия Куинджи турецкого происхождения, а не греческого. Так, может быть, Куинджи не грек? Почему, не успев вступить в Товарищество передвижных художественных выставок, вышел из него? Почему, достигнув огромной популярности у публики своими знаменитыми произведениями, замолчал на тридцать лет? Откуда возникло у художника богатство, которое он пожертвовал молодым дарованиям и на организацию общества художников его имени? 
 
 
Забытая деревня. 1874
 
Загадки биографии Куинджи начинаются с даты его рождения. Все имеющиеся документы противоречивы. В Центральном государственном историческом архиве в «деле Куинджи» хранятся три паспорта. Даты рождения в них соответственно обозначены 1841,1842 и 1843 годы. Наиболее вероятным представляется 1842 год. К такому выводу склоняют побочные документы, в разное время выданные Куинджи управой города Мариуполя, в котором он родился, советом Академии художеств и другими учреждениями. 
 
 

Море
 
Глубокую тайну хранит детство художника. При жизни Куинджи не любил высказываться о себе, вспоминать трудности. После его смерти Общество имени А.И.Куинджи направило двух своих членов - С.М.Дудина и И.А.Джанеева - на родину замечательного художника для сбора о нем сведений. Художники опрашивали родственников и земляков. Дудин попутно фотографировал места, связанные с детством Куинджи. Несмотря на недостаточность собранных документальных материалов, они ценны своей достоверностью, так как исходят от очевидцев. 
Нет сомнений, что Архип Иванович родился в семье грека-сапожника Ивана Христофоровича. Но Иван Христофорович был не только сапожником, одновременно он занимался хлебопашеством. ..

Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым. 1898-1908
 
В метрике Куинджи значится под фамилией Еменджи. Обе фамилии - Еменджи и Куинджи - турецкого происхождения. В среде мариупольских греков говорили по-татарски. Сам художник, будучи уже в зрелом возрасте, отлично объяснялся с крымскими татарами. Но понимал и греческий. Как известно, крымские татары долгое время являлись вассалами Турции. Поэтому перевод многих фамилий крымских татар и отатарившихся греков можно сделать посредством поисков основы в турецком языке. Понятие «трудовой человек» - Еменджи - не расходится с истинным социальным положением Ивана Христофоровича, сапожника, занимающегося к тому же и хлебопашеством...
 
 

Сумерки в степи. Последняя треть XIX - начало XX века
 
В семье Куинджи хранились воспоминания о лучших временах, когда дед Архипа Ивановича был золотых дел мастером. Куинджи - по-турецки ювелир, мастер, изготавливающий изделия из золота и серебра. По сведениям М.П.Неведомского, фамилия Куинджи появляется лишь в переписи 1857 года, когда Ивана Христофоровича уже не было в живых. Однако воспоминания о «благополучном» деде долго жили в большой семье Куинджи. Это обстоятельство нашло отзвук в переведенной на русский язык фамилии родного брата Архипа Ивановича Спиридона Ивановича Куинджи - Золотарева. В виде на жительство 1870 года фамилия Куинджи приведена в первоначальном звучании Куюнджи (золотых дел мастер). А.И.Менделеева вспоминает слова самого Архипа Ивановича, сказавшего однажды, будто настоящая фамилия его Шаповалов. Это утверждение, видимо, результат недоразумения. Шаповалова - девичья фамилия Веры Леонтьевны, жены Архипа Ивановича, гречанки по национальности, имевшей, кстати, и татарскую фамилию - Кетчерджи. ..
 

Облако над горной долиной. 1898-1908
 
Куинджи считал себя русским, предками своими называл греков, которые со времен античности населяли Причерноморское побережье, а затем горно-степные районы Крыма. 
В мариупольском предместье Карасевке (от татарского наименования Кара-су), в маленьком доме, притулившемся на краю обрыва, открывавшего широкие горизонты долины Кальчика и Азовского моря, родился Архип Иванович Куинджи. 
В 1845 году неожиданно умирает отец, вскоре мать. Осиротевшие дети, в том числе и трехлетний Архип, воспитываются попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Будущему художнику не удалось получить регулярного образования. Родственники пытались сначала обучить его у «вольного» учителя, слегка знавшего греческую грамматику. После этого Архипа отдают в городскую школу.
 
Вероятно, это было то начальное учебное заведение, которое в первые годы переселения греков в Мариуполь организовал для паствы митрополит Костанжоглу По воспоминаниям школьного товарища Куинджи, Каракаша, Архип учился плохо, зато рисовал постоянно. К десятилетнему возрасту неполный курс наук был окончен, вернее, прекращен. Малолетнего Архипа определили к строительному подрядчику, у которого будущий художник исполнял обязанности «казачка», а затем вел записи приема кирпича...
 
От строительного подрядчика Куинджи переходит к хлеботорговцу Аморетти комнатным мальчиком. В биографии Куинджи 1855 год явился рубежом, когда тяготение его к рисованию, к искусству явно усилилось...
 

Дали. Крым. 1898-1908
 
В семье Куинджи бытовала правдоподобная версия, что Архип Иванович поступил на работу ретушером в фотографическое ателье своего старшего брата. 
Далее сведения о биографии Куинджи еще более отрывочны. Известно, что он переселяется в Одессу, где художественная жизнь была интенсивней, чем в Мариуполе. Здесь он работает несколько лет ретушером, благо профессия приобретена. 
 
В Петербург Куинджи прибыл, вероятно, после 1866 года с надеждой поступить в Академию художеств. Прежде чем сдать экзамены на звание художника, Куинджи работает ретушером в фотоателье. Н.К.Рерих вспоминал впоследствии слова учителя: «Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до десяти было в моем распоряжении»6. Ретушерами в то время работали некоторые ученики Академии художеств - И.Н.Крамской, В.М.Васнецов. С ними, а также с И.Е.Репиным, М.М.Антокольским, В.Е.Маковским Куинджи познакомился в конце 1860-х годов, когда он стал вольноприходящим учеником Академии художеств...
 
Не буду отнимать у вас  время ... Кому интересно почитать о художнике,
посетите этот сайт :  http://kuinje.ru/
Этот Человек заслужил , чтобы о нем Помнили...

Радуга над болотом

 Ночное. 1905-1908

Крым. 1900-1905

 Вечер на Украине. 1878

 Эльбрус. Лунная ночь. 1890-1895. Этюд

Кипарисы на берегу моря. Крым. 1887

 Закат в степи. 1900

 Цветник. Кавказ. 1908

Туман в горах. Кавказ. 1898-1908

Подсолнухи. Крым. 1880-е

 Берег моря. 1887

Ночной пейзаж

Степь вечером

 Ай-Петри. Крым. 1898-1908

 На острове Валааме. 1873

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. 1890-1895

Снежные вершины. 1890-1895
 
Ночь
 
 
Ладожское озеро. 1873
 
 
 
Север. 1879
 
 
 
Сайт посвященный Куинджи: 
 
 
 Виктор Васильевич Шутов."Свет Куинджи" Роман:
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Misstral - Дневник Misstral | Лента друзей Misstral / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»