О том, что постичь Хампи не удастся и за два дня, я понял еще в Москве, когда пытался заочно подготовиться к постижению. И дело не только в объеме. Сложности возникли уже на уровне терминов: читая про какой-нибудь храм, уже через пару абзацев забываю, как он называется. А когда этих храмов бессметное множество, то вообще полная каша в голове образуется. И даже прием ассоциативных связей не помогает, потому что не удается найти ассоциаций в родном языке: Вирупакши, Хазарарама, Маханавами Дибба… Хотя, Хазарараму я запомнил. Кстати, во многих путеводителях большинство объектов наследия объединены термином «еще один небольшой храм», видимо, во избежание развития чувства неполноценности у иностранных туристов.
Но я не сдавался до последнего. И даже Рамаяну пытался читать в части, относящейся к событиям в Хампи. Правда, предвидя недоброе, чтение поручил супруге. Чтобы она потом мне изложила суть. Тем не менее, недоброе случилось, когда супруга передала мне электронную книгу, сказав загадочно: «Прочти это».
Буду краток.
… И так, Рама с братом Лакшманом отправился вызволять Ситу из плена. Они долго бродили у озера, поднимались на холмы, спускались в низины, вдыхали полными грудями и созерцали растения всякие. Перечень растений, которые они созерцали, занял целый книжный разворот. И так они бродили, вдыхали, пока Лакшман вдруг не сказал: «Слушай, Рама, хватит бродить, пошли спасать». Рама хлопнул себя по лбу, будто что-то вспомнил, и они пошли таки…
После прочтения этого сюжета я окончательно понял, что умом Индию тоже не понять, и их мерой длины не обмерить. Поэтому решил довериться гиду, а потом по факту уже разбираться, где были и что видели.
Что-то я разговорился, видимо, чтение Рамаяны даром не прошло.
И так, мы приехали в Хампи-Базар и отправились к храму Вирупакши.
Вообще, в Хампи меня не покидало ощущение того, что я нахожусь на площадке долгостроя: всюду сваи, фундаменты, балки с перекрытиями, будто строители ушли, не достроив объект из-за прекращения финансирования.
Но оказалось, что всё это тоже части наследия, в основном руины светских сооружений времен Виджаянагарской империи: торговые ряды, гостиницы и прочее. И демонстрируют они, как это ни странно, господствующий стиль архитектуры Виджанагара, который прослеживается и в большинстве храмов того времени.
Храм Вирупакши считается старейшим в Хампи. Посвящен он Шиве, божеству древнейшей, еще доиндуистской религии, корни которой, по мнению специалистов, прослеживаются до 1500 года до новой эры. Здесь же, в храме, находится алтарь его супруги Пампы, местной богини-покровительницы.
Современный облик храмового комплекса создан в начале 16 века, и приходится на период расцвета искусств Виджаянагары.
Но сохранились и более древние приделы.
А вообще в храме обнаружены надписи, относящиеся к 7 веку.
Храм действующий. Здесь проводятся ежедневные службы, совершаются таинственные индуистские обряды.
[700x393]
10
Неожиданно для себя, мы тоже приняли участие в таинстве.
[700x393]
11
Что ни говори, великолепием храма, этой витиеватостью можно любоваться бесконечно.
[700x393]
12
Но у нас этой бесконечности нет, поэтому идем дальше.
Храм Вирупакши лежит у подножья гранитного холма Хемакута. Сам холм включен в местную мифологию и считается кучей золота, насыпанной божественными небожителями для Шивы и Пампы в день свадьбы.
На вершине холма около трех десятков джайнистских храмов. Они заметно аскетичнее Вирупакши. Может потому, что относятся к довиджаянагарской эпохе, когда архитектура еще не достигла такой изощренности в деталях.
[700x393]
13
[700x393]
14
[700x389]
15
[700x393]
16
Два слова о джайнизме. Джайнизм близок к буддизму. Основан на вере в бесконечное перерождение и , как следствие, проповедует ненанесение вреда всему живому. Целью духовного совершенствования является прекращение цепи перерождений, которое произойдет по достижении всеведения: в этот момент душа покинет телесную оболочку и попадет в нирвану. Джайнисты никогда не занимаются земледелием, их удел – торговля, финансы.
Ну а мы бросаем последний взгляд на храм Вирупакши,
[700x393]
17
переваливаем через вершину холма Хемакута и направляемся к следующей группе храмов.
[700x393]
18
Эти храмы созданы уже во время Виджаянагарской империи, как свидетельства её могущества и процветания.
Ближайший к подножию холма – храм Ганеши. Трехметровая фигура божества высечена из монолитного гранитного валуна, каких здесь множество.
[700x393]
19
После захвата Виджаянагары армией Великих Моголов Делийского султаната (1565г.). мусульмане, не приемлющие идолопоклонства, в ходе планомерного уничтожения мурти (статуя божества в той или иной форме), не обошли своим вниманием и фигуру Ганеши: отбили ему хобот, бивень, который и так был единственным. Короче, надругались. Кстати. После мусульманского нашествия не осталось целой ни одной статуи слона, даже не имевших отношения к Ганеши.
Два слова про Ганеши. Это то ли сын Шивы, то ли сын Парвати, его жены, то ли их совместный ребенок, а некоторые источники говорят, что они его «сделали» (каким-то образом). Парень рос шустрым, и однажды, когда родители собирались заняться своими взрослыми делами, он так достал Шиву, что тот оторвал ему голову. На это Парвати сказала, что негоже, если их сын будет без головы. Ну, Шива и приделал ему первое, что подвернулось под руку – голову слона. Ганеши отнесся к происшествию философски, не озлобился, как мог кто-то другой на его месте, и стал покровителем мудрости. Потом он подружился то ли с мышью, то ли с собакой, любил на ком-то из них покататься. Однажды он ехал вот так, верхом на друге и вдруг змея выползла на дорогу. То, на чем ехал Ганеши, испугалось и рвануло в сторону, а Ганеши упал. А так как он перед этим наелся до отвала сладостей , то у него чуть не лопнул животик. Поэтому он, во избежание, схватил змею и подпоясался ею. Именно этот эпизод изображает статуя Ганеши в храме.
Храм не действует со времени мусульманского нашествия, так как считается оскверненным.
Совсем рядом с Ганеши находится храм Бала-Кришны: Кришны младенца, божественного ребенка. В 1503 году в ходе победоносной военной кампании против Ориссы империя захватила в качестве трофея мурти (идола) бога Кришны в его младенческой ипостаси. Вот именно для него и построили дом-храм в 1516 году. Сейчас мурти Кришны находится в музее Мадраса.
Скажу сразу, что все храмы в Хампи похожи, построены в едином стиле. Храм Бала-Кришны не исключение,
[700x393]
20
тем не менее, здесь опять же обращает на себя внимание надвратный храм (гапурам) своими изваяниями
[700x393]
21
резными колоннами и барельефами, изображающими как сцены деяний бога Вишну и его ипостаси Кришны, а так же сцены жизни Виджаянагара.
[700x393]
22
[700x393]
23
«Это добрые женщины» - сказал наш гид с какой-то странной, мечтательной интонацией, покидая территорию храма.
[700x393]
24
[700x393]
25
Недалеко от храма Кришны почти 7-метровая статуя Нарасимхи, человека-льва, еще одной аватары бога Вишну.
[700x393]
26
Идол выточен из монолита. При захвате Виджаянагары Великими Моголами, мурти Нарасимхи тоже порушили: откололи руки, а так же фигуру сидящей у него на колене супруги Лакшми . Если присмотреться, то под левой рукой Нарасимхи можно заметить обломок руки обнимавшей его Лакшми.
От Нарасимхи на машине отправились в район королевского квартала. По пути останавливаемся у подземного храма Шивы. Его называют подземным потому, что он расположен в раскопе ниже уровня земли.
[700x393]
27
В сезон дождей его полностью заливает вода, но даже и в остальное время года вода здесь стоит.
[700x393]
28
Почему вода не уходит даже в сухой сезон и почему храм построен именно так - не известно. Но есть мнение, что, учитывая непосредственную близость его к кварталу знати – храм мог быть придворным.
Еще ходят слухи, что поземный храм Шивы старше храма Вирупакши.
Сейчас немного передохнем и отправимся в королевские кварталы древнего Виджаянагара