[показать]
[показать]
[показать]
[632x843]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[1059x843]
[показать]
Деятели культуры и искусства:
Архитекторы и скульпторы:
Деятели спорта:
Общественные деятели, политики:
Деятели науки:
Полководцы и герои войны:
История Надпорожья - Приднепровья (от первых людей до XIII в.)
|
С 1927 г. в связи с постройкой Днепрогэса начинается активное изучение следов древних людей по всему Днепру. К 1990-м годам сделаны поистине революционные находки, позволяющие ответить на многие вопросы древней истории. Обзор культур Надпорожья можно представить по коллекциям Днепропетровского исторического музея им. Д.И. Яворницкого. В частности по уникальной коллекции каменных баб (более 70), которые знакомы каждому жителю города. Наиболее обжитыми являлись территории современной Игрени (район г. Днепропетровска на левом берегу реки Самара), - тут поселения появляются в неолите (7-3 тыс. до н.э.); острова Монастырского и урочища Аптекарской балки - поселения периода палеолита (более 10 тыс. лет до н.э.). Все памятники были сезонного характера и принадлежали, скорее всего, охотникам за крупной дичью. Катастрофа, последовавшая за таянием ледника (изменение климата и исчезновение крупных животных), заставила людей изменить характер хозяйства. В мезолите (10-7 тыс. лет до н. э.) состоялся переход от присваивающего (охота и собирательство) к возобновляющему способу ведения хозяйства. Усложнилась техника охоты (появляется лук), приручаются животные, появляется земледелие и рыболовство. Расширяются представления людей о мире. Так в Осокоровской балке Днепропетровской области в мезолитическом поселении найдены раковины из Средиземного и Красного морей. На территории области найдены еще два уникальных мезолитических памятника. В 1952 году возле села Волосское (18 км вниз по Днепру от Днепропетровска) был найдены захоронения людей в позе эмбриона. Захоронения были расположены по окружности, в центре которой находился скелет без головы. Некоторые скелеты носили элементы военных повреждений (найдены наконечники стрел, застрявшие в костях). Наиболее интересен вывод антропологов: захоронения на реке Днепр принадлежат негроидной расе! Какая драма разыгралась здесь 10 тыс. лет назад? Второй могильник был найден у села Войсковое ниже по Днепру. Скелеты этого захоронения также находились в позе эмбриона, на костях видны следы связки. В костях также обнаружены наконечники стрел, но захоронение принадлежит европеоидам. При этом как в первом, так и во втором случае отсутствуют захоронения женщин и детей. С VII тыс. до н. э. обживается территория современной Игрени. В IV тыс. до н.э. в Надпорожье появляется среднестоговая культура (поселения Демеевки, Игрени). Уже здесь формируются будущие кочевые культуры. В противовес существующей в лесостепном Правобережье Трипольской культуре земледельцев, выходцев с Балкан, степная зона Правобережья является родиной индоарийских племен. В III-II тыс. до н.э. Надпорожье - один из ареалов племен ямной культуры - проиндоевропейские племена скотоводов. Ареал их расселения - от Урала до Молдовы. Степи Украины именно при ямниках покрываются многочисленными курганами - связанный с солнцем культ, подобный пирамидам Египта и зиккуратам Месопотамии, которые также появляются в это время. С ямной культурой связана и уникальная находка - Керносовский идол. Он найден случайно в сентябре 1973 года в селе Керносовка Новомосковского района и в настоящее время экспонируется в Днепропетровском историческом музее. Это сакральное изображение, по всей вероятности, одного из верховных божеств (может быть, Индры) древнеарийских племен средины III тыс.до н.э. Интерес вызывает то, что на этой антропоморфной стеле объединены в единую композицию все известные ранее элементы: фаллическая сцена, сцена охоты, космогонические представления, символы власти. В середине II тысячелетия до н.э. древнеарийская общность распалась: часть ариев участвовала в захвате Индии, ямники же, очевидно, сформировали первый исторический этнос на Украине - Киммерийцев. На территории Днепропетровска известны их поселения в районе парка им. Шевченко и курган Сторожевая могила (заметка о находках поселений Киммерийцев и Сарматов в Приднепровье). Скифы, предпочитавшие широкие степи, не оставили здесь значительных памятников. Их богатые царские могилы расположены у гг. Никополя и Орджоникидзе. В Днепропетровске следы скифских поселений найдены при раскопках на улице Баррикадной и в районе Нагорного рынка (V-III вв. до н.э.). Следующий этап - период Великого переселения народов, в результате которого степное население было вытеснено. Письменные источники говорят о том, что этническая история степного Надпорожья во времена Великого переселения народов и раннего средневековья была крайне сложной и прослеживается лишь с помощью археологии. В районе Днепропетровска и его окрестностей исследованы остатки поселений славян на полуострове Игрень, острове Каменоватом, в с. Волосском и др. Здесь находилась зона контактов между народами степи и культурами славян. Период II-V вв. связан с племенами Черняковской культуры, которую, с некоторой осторожностью, можно назвать протославянской. Большая часть находок сделана на правом берегу Днепра (более 50), сплошной линии поселений от Кременчуга до села Кирилловка Запорожской области. Для Днепропетровского региона это остатки поселений в Лоц-Каменке и на Игрени, окрестности от с. Волосского до с. Войскового. Для поселений, преимущественно неукрепленных, было типичным размещение на склоне берега реки. Особенный характер имеет поселение у с. Башмачка (30 км к югу от Днепропетровска). Его центральная часть укреплена, на ней сооружено небольшое городище (60х40 м). Тут же найден гигантский горн. Очевидно, здесь была особая мастерская. Интересно, что местные жители поддерживали торговые отношения с греческими колониями Причерноморья. Найдены остатки амфор, а в Могильнике у с. Волосское - римские монеты. Городище у с. Башмачка в первое время, скорее всего, имело деревянные стены. Позже (видимо жители обогатились) - каменные, укрепленные башнями и рвом, выложенным камнем. В центре укрепления найдено основание наземного прямоугольного строения (6х4 м), видимо не предназначенного для жилья (отсутствует очаг). Возможно это один из первых храмов. Укрепление очень напоминает римское из северного Причерноморья - еще один след тесных контактов со средиземноморскими культурами. Поселение у с. Башмачка было, очевидно, центром одного из черняковских племен, местом проживания вождя и его дружины (II-сер. V вв. н.э.). Упадок черняковской культуры связан с появлением в Приднепровье гуннов (конец IV в.). С этого времени поселение у с. Башмачка переживает ряд нападений. Историк А. Смиленко предполагает, что именно здесь проживал антский вождь Бож и его 70 вельмож, о которых говорит готский историк Йордан, описывая войну готского короля Винитуария с антами (конец IV в.). Готов, в свою очередь, разбили гунны, воцарившиеся в этом регионе. В кочевом захоронении найденном на Игрени, была обнаружена золотая инкрустированная диадема. Новый период связан с расселением славянских племен (VI-VIII в.) в Надпорожье. Это период конфликтов земледельцев славян с кочевниками: в середине VI в. - с аварами, VII в. - с болгарами, с конца VII в. - с хазарами. В этот период вновь обживаются территории современных районов Игрени и с. Волосского. Последние даже становятся центром изготовления украшений из золота и серебра. Население этого периода отождествляют с летописными уличами, о которых Ипатьевская летопись сообщает, что они жили "по Бугу и по Днепру и приседяху к Дунаеви… оли до моря". С ними связывают так называемые "поля захоронений" в Надпорожье - обряд телосоженния, остатки которого обнаружены в поселении на Игрени, о. Сурском и др. В это же время появляется прообраз Запорожской Сечи - уникальный для Восточной Европы военный укрепленный лагерь возле с. Вознесенка (ныне на территории г. Запорожье). В X-XI вв. Надпорожье оказалось за границами укреплений Киевской Руси, которые проходили по реке Рось. Но к XII-XIII вв. начинается новый этап колонизации (древнерусские поселения обнаружены на Игрени, о. Каменоватом, у Лоц-Каменки, с. Волосское, с. Днепровское и др.). Их особенность - неукрепленность. Для многих поселений (Игрень) характерным является металлургический промысел, но основным занятием, очевидно, был перевоз через р. Днепр. По Днепру проходили важные торговые пути с севера на юг - соляной "из варяг в греки", и здесь был последний безопасный этап перед порогами. По этому пути шел киевский князь Олег. По легенде здесь Княгиня Ольга по пути в Константинополь спасалась от бури в стенах монастыря, основанного византийскими монахами еще в IX в. на Монастырском острове. В 972 г. недалеко от территории современного Днепропетровска на Ненасытенском пороге (у села Никопольского Солонянского района) погиб, возвращаясь после поражения в Болгарии, князь Святослав. В 988 г. к этому же острову пристали челны князя Владимира Великого, который шел в поход на Корсунь (Херсонес). Причины широкого заселения территории славянами связаны с усилением феодализма в Киевской Руси, неспокойным периодом феодальных войн и т.д. Летописи сообщают о появлении в степях воинственных "бродников" - прототип казачества. Надпорожье возможно было также связано с ними. С кочевниками-половцами, которые в XII в. доходят до реки Орель, "бродники" поддерживали мирные отношения, сохранив связи и с Надднепрянщиной. Надпорожье стало ареной борьбы между русинами и степняками (печенегами, а позже половцами) за господство над торговым путем. Через пороги челны приходилось переволакивать, и степняки поджидали богатую добычу. В 1152 г. русские дружины разбили половцев у рек Орель и Самара, а в 1183 г. там же хана Кобяка. В 1185 г. там закончился поражением поход князя Игоря Святославовича - хан Кобяк отыгрался за свое поражение. Во второй половине XII столетия на реках Орель и Самара утверждаются половецкие кочевища. От порогов в 1223 г. двинулось в последний раз объединенное русское войско в степь, чтобы сложить головы в битве с монголами у реки Калки. И отсюда же осенью 1240 г. хан Батый начал свой поход на Киев и далее - в Западную Европу. В это время гибнут поселения, располагавшиеся на территории Днепропетровска: на острове Монастырском и на Игрени, где вдоль реки Самара в XIII в. располагался важный торговый центр (раскопан археологом Д. Телегиным в 70-х гг.). © Юрий Пахоменков |
|
Киммерийцы В районе г. Днепропетровска исследованы курганы киммерийцев у пос. Александровка (расположено в 2-х км от Игрени на берегу оз. Ленина). По элементам погребального инвентаря захоронения датируются IХ - VIII вв до н.э. Интересно, что обряд захоронения совпадает в курганах киммерийцев Запорожской области. Это дает повод предположить существование первого единого племени. Погребения у с. Александровка - основные, т.е. такие, над которыми специально насыпался курган (большинство киммерийских захоронений - впускные в более ранние курганы ямной и других культур). Ямы под захоронения необычайно велики и во всех случаях имели мощный накат из обтесанных или необработанных бревен. Сарматы О сарматах в нашем регионе можно судить по находкам погребений у поселков Александровка и Соколово (район Татарка, в 10 км от Игрени), которые датируются I в. до н.э. - I в. н.э. В погребальном обряде зафиксировано яркое проявление культа огня, что связано с общими индоевропейскими представлениями. Сарматы поклонялись солнцу и его земному воплощению - огню, и можно говорить об огромной роли огня в вере этого индоевропейского народа. Погребения у пос. Соколово и Александровка отличаются большими размерами могильной ямы, что дает возможность предположить захоронения жрецов, хранителей культа огня. |
Коллекция древних каменных изваяний, или "каменных баб", как их называют в народе, несомненно, относится к числу наиболее ярких и своеобразных собраний Днепропетровского исторического музея. Это одна из самых больших коллекций древней каменной пластики на Украине - 80 статуй! Поражает не только количество изваяний, но и их хронологическое и культурное разнообразие.
В коллекции есть антропоморфные стелы эпохи энеолита (III тысячелетие до н.э.), причем, как простейшие, так и уникальные, аналогий которым нет ни в одном европейском музее - Натальевское и Керносовское изваяния. Оригинальные скифские статуи VI - IV вв. до н.э.
Но господствуют в коллекции, конечно, средневековые половецкие статуи - 67! Именно их облик, своеобразные черты, прежде всего, остаются в памяти посетителей музея, именно им все каменные статуи южноукраинских степей обязаны своим названием - "бабы", (от тюркского "вава" - предок, дед).
Самым уникальным памятником в коллекции каменной пластики музея является Керносовское изваяние, или Керносовский идол - антропоморфная стела эпохи энеолита (середина III тысячелетие до н.э.). Оно уникально во всех отношениях: и древностью своего происхождения, и совершенством техники изготовления, и удивительным изяществом очертаний, и соразмерностью пропорций, и, наконец, необыкновенным богатством изображений на поверхности. Керносовский идол заслуживает даже не отдельной статьи, а целой книги, которую еще предстоит написать будущим исследователям.
Если попытаться рассказать о нем коротко, то, по всей видимости, это - запечатленное в камне изображение протоарийского божества - создателя мира, подателя жизни и благополучия. Обозначен лик божества, строгий и аскетичный, показаны поднятые вверх руки с атрибутами верховной власти. На гранях стелы, в отдельных рисунках и целых композициях изображены, по всей вероятности, сцены из мифов, посвященные временам сотворения и освоения мира. В облике Керносовского идола прослеживаются зооморфные черты: хвост на спине, часто встречающееся изображение быка на поверхности самой статуи.
В пантеоне древнеарийских богов чертами образа быка, яростного, сильного, чаще всего наделялся Индра - грозный воин, хранитель и умножитель стад, бог грозы.
Удивительно разнообразны по стилю скифские статуи. Здесь есть и архаичные стелы, и более совершенные статуи, почти образцы круглой скульптуры.Несмотря на стилевое разнообразие, объединяет их одно: все они изображают воинов с оружием: мечами, кинжалами, луками. Причем, не просто воинов как таковых, а, учитывая стильный характер статуй, прародителя всех воинов-скифов, "скифского Адама" - Таргитая.
Серия сообщений "