Вот мы с вами и добрались до финала моего интервью с коллекционером дамского белья XIX века Антоном Приймаком. Тут можно прочитать предыдущие три части: знакомство с коллекцией, корсеты, кринолины.
Тема нашей заключительной главы - турнюры.
Думаю, нужно объяснить для тех, кто не знает, что такое ТУРНЮР - (от фр. tournure — «осанка, манера держаться») — приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре. Также турнюр мог быть в виде сборчатой накладки, располагавшейся чуть ниже талии на заднем полотнище верхней части юбки, что формировало характерный силуэт с очень выпуклой нижней частью тела (Википедия).
[показать]
кадр из фильма "Людвиг"
( Collapse )
[показать]
Portrait de Madame Wallet Author, 1887 by Jacques-Émile Blanche (1861-1942)
[показать]
Платье и белье, которое сформировало такой силуэт. То, что вы видите на правом манекене сзади и есть турнюр. Фото из сети.
Интересно, что почти все русскоязычные источники в интернете, подразумевают под турнюром "подушечку" или "волосяную подушечку", хотя, на самом деле, турнюры изготавливали из различных материалов, в том числе, из проволоки.
[показать]
Коллекционер старинного дамского белья Антон Приймак прилаживает проволочный турнюр на манекен. Фото из архива А. Приймака.
Антон Приймак: "Турнюры были разными. Были большие складные конструкции и маленькие, поясные.
[показать]
Пояные турнюры из коллекции А. Приймака.
[показать]
[показать]
Сами по себе, и те и другие, не были тяжелыми. Вес добавляли ткань платья, задрапированная поверх турнюра, декоративные пуфы, складки и оборки. Большие конструкции были складными.
[показать]
Dress from 1873. Найдено на сайте metmuseum.org.
[показать]
1885 American silk dress. Найдено на сайте metmuseum.org.
[показать]
Dress 1877, American, Made of silk Найдено на сайте metmuseum.org.
[показать]
виды турнюров 1880-х гг.
[показать]
Турнюр в виде нижней юбки с вшитыми обручами. Хлопчатобумажная ткань, металлические обручи, пряжки и перламутровая пуговица, 1880-е гг. Из коллекции А. Приймака.
[показать]
Portrait of Mrs. Claus in Her Wedding Dress c.1886 - Emile Claus
Турнюры использовали на протяжении всего XIX века. В эпоху ампир, для того, чтобы заднее полотнище юбки не проваливались ниже уровня талии, с изнанки к платью подшивали либо воланы из присборенной жесткой материи, либо валик, наполненный ватой или конским волосом.
[показать]
http://www.australiandressregister.org/garment/319/
Позже, в первой половине XIX века, когда талия вернулась на естественное место, такого типа валики и подушки были очень популярны. В 1850-х гг., перед появлением каркасных кринолинов и, впоследствии, параллельно с ними, использовались каркасные турнюры. Затем, в 1860-х в моду вошли кринолины нового силуэта, вытянутые назад и создающие некоторый "турнюрный объем" сзади. 1870-е и 1880-е гг., - это время бытования турнюров самых крупных объемов, которые носили параллельно с узкими кринолинами.
[показать]
[показать]
Турнюр-клетка. Тонкие металлические обручи, хлопчатобумажная ткань, тесьма и опасная пряжка-застежка, вторая половина 1870-хгг. Из коллекции А. Приймака.
В 70-е гг женский силуэт диктовался модой. Турнюр, из пышного и огромного, уменьшался на протяжении всех 1870-х гг и, к концу десятилетия, практически, сошел на нет.
[показать]
1870, The Milliner and Dressmaker
[показать]
1874 England, The Englishwoman’s Domestic Magazine
[показать]
1876, Journal des Demoiselles et Petit Courrier des Dames Réunis
[показать]
1878, Journal des Dames et des Demoiselles
[показать]
Это турнюр конца 70-х начала 80-х гг увеличивает бедра. Ощущение такое, что он набит сеном и внутри имеет пружинки. (На фото Антон сжимает вертикальные пружинки турнюра)
[показать]
С изнанки турнюр имеет темно-красные тесемки, которые никто никогда не увидит, это деталь «для тебя!»
На протяжении всех 1880-х гг не было четко регламентированного объема турнюра, он менялся в зависимости от костюма и от его назначения (вечером на бал или в театр женщина могла надеть платье с огромным турнюром, а дома или на прогулку, платье с небольшим турнюром).
[показать]
L’ebauche, by Emile Friant, 1885
[показать]
Firmin-Girard, Marie-François - Picking Wildflowers
[показать]
Турнюр-клетка. Тонкие металлические обручи, хлопчатобумажная ткань, тесьма и опасная пряжка-застежка, вторая половина 1870-хгг. Из коллекции А. Приймака.
Патентованные американские турнюры 80-х гг имеют опасную застежку: у нее очень острые зубцы, которые прокалывают рыхлую ткань пояса. Талия у всех была разная, и такая застежка позволяла фиксировать турнюр на любой объем.
[показать]
[показать]
[показать]
Легкий поясной турнюр. Валики из металлической сетки, хлопчатобумажная тесьма и опасная пряжка-застежка, 1880-е гг. Из коллекции А. Приймака.
В 1890-х гг., использовали небольшие поясные турнюры, которые помогали создавать изящный силуэт, с небольшим объемом сзади.
Чаще всего, это были турнюры из легкой металлической сетки.
[показать]
Поясные турнюры, за основу конструкции в которых взята жесткая металлическая пружина. Также использованы ткань, кружево, люверсы и опасные пряжки-застежки, 1880-1890-е гг. Из коллекции А. Приймака.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Небольшие поясные турнюры. Металлическая сетка, хлопчатобумажная тесьма, ткань. На поясах завязки из тесьмы, 1890-е гг. Из коллекции А. Приймака.
[показать]
[показать]
[показать]
В Эпоху модерн, в первом десятилетии 20 века, использовали небольшие плоские турнюры, в виде подушек, наполненных конским волосом, добавляющих деликатный объем, при необходимости, сзади и на бедрах.
[показать]
[показать]
Мягкие и плоские поясные турнюры. Хлопчатобумажная ткань, конский волос, люверсы и завязки из тесьмы, 1900-е гг. Из коллекции А. Приймака.
[показать]
Это английские турнюры набитые конским волосом. И американский аналог, «гигиенический турнюр» - в них не конский волос, а металлическая сетка в чехольчике, который можно было постирать.
[показать]
[показать]
Это последние, маленькие турнюры эпохи модерн для создания s-образного силуэта.
[показать]
Сначала их набивали конским волосом, но решили, что поясница от них преет, и производитель снабдил турнюры люверсами, которые, якобы, позволяли пояснице дышать. Такой турнюр надевали как под корсет, так и на него. Модный прогиб в пояснице создавался не только корсетом, но также должна была быть очень пышная, низкая грудь (для не обладающих таким достоинством имелась накладка).
[показать]
Ну а для тех, у кого и попа была небольшая, создавался вот такой турнюр.
Около 1910 года, по мере выпрямления силуэта, турнюры окончательно вышли из употребления".
И последнее о турнюрах (уверена, этот вопрос неизбежен): удобно ли было в них сидеть? Как-то в одном сообществе, посвященном костюму, поднимали этот вопрос и решили, что сидеть в турнюрах можно было только боком. Ничего подобного! Не верите, посмотрите на эти фотографии и репродукции картин:
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
"Portrait of Alaide Banti" by Michele Gordigiani Gordigiani, 1872.
[показать]
[показать]
Frederik Hendrik Kaemmerer Junge Dame am Kamin
[показать]
Sir John Everett Millais, Bt, Hearts are Trumps 1872
[показать]
[показать]
Sir Samuel Luke Fildes - Portrait of Mrs Lockett Agnew
источник