Крушение пассажирского лайнера «Титаник», во время которого погибли 1513 из 2224 пассажиров и членов экипажа (официальные данные немного разнятся), стало одной из самых масштабных морских катастроф мирного времени в истории человечества. Выживших пассажиров «Титаника» подобрало спасательное судно «Карпатия».
03:30 — из спасательных шлюпок замечают сигнальные ракеты, выпущенные с «Карпатии».
04:10 — «Карпатия» подобрала первую шлюпку с «Титаника» (шлюпку № 2). Луи Огден, один из пассажиров Карпатии, имел при себе фотоаппарат и отснял в то памятное утро уникальные снимки, обошедшие впоследствии весь мир.
[800x]
Этот снимок экспонировался на выставке документов, которые Уолтер Лорд завещал Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия. (National Maritime Museum/London)
[800x]
Фотография пассажирки первого класса (слева), которая была сделана до того, как «Титаник» отплыл из Ирландии. Справа вы видите первую женщину, спасенную из ледяных вод Атлантического океана кораблем «Карпатия».
[800x]
Выжившие пассажиры «Титаника» на борту спасшей их «Карпатии».
Люди в шлюпках, как правило, не спасали тех, кто находился в воде. Напротив, они старались отплыть как можно дальше от места крушения, боясь, что находящиеся в воде перевернут их лодки или что их засосёт в воронку от тонущего судна. Из воды было подобрано живыми всего 6 человек.
[800x]
Команда «CS Mackay-Bennett» вытаскивает из воды тела пассажиров.
Спаслось 24 % от численности экипажа, примерно столько же, сколько спаслось пассажиров 3 класса (25 %). У команды не было никаких оснований считать свой долг выполненным — большинство пассажиров оставалось на корабле без надежды на спасение, не было выполнено даже распоряжение спасать в первую очередь женщин и детей (несколько десятков детей, и более сотни женщин так и не село в шлюпки). Спаслись почти все женщины и дети из кают 1 и 2 классов. Больше половины женщин и детей из кают 3 класса погибли, поскольку им было трудно найти путь наверх через лабиринты узких коридоров. Погибли также почти все мужчины.
[800x]
Пострадавшие с «Титаника» на палубе «Карпатии».
08:30 — «Карпатия» подобрала последнюю (№ 12) шлюпку с «Титаника».
08:50 — Рострон, капитан судна «Карпатия» решил, что поиски можно прекратить. Не оставалось ни малейшей надежды на то, чтобы спасти кого-нибудь ещё. Он привёл рукоятки машинного телеграфа в положение "Полный вперёд" и повёл «Карпатию» в Нью-Йорк, взяв на борт 704 человека.
[800x]
Выжившие пассажиры «Титаника» Лаура Франкателли и её наниматели леди Люси Дафф-Гордон и сэр Космо Дафф-Гордон стоят на борту спасательного судна «Карпатия».
Четверг, 18 апреля 1912 года «Карпатия» прибывает в Нью-Йорк.
Этот большой город уже бурлил от возбуждения. Когда пришло первое известие о катастрофе, никто не знал, что и подумать. Краткая телеграмма агентства Ассошиэйтед Пресс с мыса Рейс явно нуждалось в разъяснениях, поскольку в ней говорилось только о том, что в 22 часа 25 минут по местному времени с "Титаника" был передан сигнал SQD, сообщение о столкновении с айсбергом и просьба о незамедлительной помощи. Затем появилось ещё одно сообщение - о том, что "Титаник" тонет с большим дифферентом на нос и производит посадку женщин и детей в спасательные шлюпки. Вслед за этим наступило молчание.
В 8 часов утра газетные репортёры уже штурмовали контору компании "Уайт стар лайн", расположенную в доме № 9 по Бродвею. Вице-президент компании Филип А. С. Франклин не придал серьёзного значения опубликованным в газетах сообщениям; даже если "Титаник" и столкнулся с ледяной горой, он может оставаться на плаву неограниченное время. "Надёжность "Титаника" абсолютно не вызывает никакого сомнения, - заявил он репортёрам. - Мы считаем, что это судно непотопляемо". В предполуденные часы контору начали заполнять друзья и родственники пассажиров "Титаника". Всех - и богатых, и бедных - встречали обнадёживающие улыбки должностных лиц и советы не тревожиться.
[800x]
Люди читают сводки возле конторы газеты «The Sun» в Нью-Йорке после крушения «Титаника».
[800x]
Огромная толпа людей собралась возле конторы пароходной компании «White Star Line» на Бродвее в Нью-Йорке, чтобы узнать последние новости о крушении лайнера «Титаник», 14 апреля 1912 года. (Associated Press)
Пресса тоже принялась рисовать радужные картины. Газета «Ивнинг сан» во всю ширину полосы поместила такой заголовок: "После столкновения все люди с «Титаника» спасены". В самом сообщении говорилось, что пассажиры пересажены на лайнеры «Паризиэн" и «Карпатия», а «Титаник» Буксируется лайнером «Вирджиниэн».
[800x]
Отдел новостей газеты «The New York Times» во время гибели «Титаника», 15 апреля 1912 года. (The New York Times Photo Archives)
[800x]
Люди стоят на улице, ожидая прибытия судна «Карпатия»
Но, печальные известия приходили медленно, но неумолимо, руша последние надежды:
20.00 - "Титаник" затонул, но пассажиры и экипаж спасены;
20.15 - не исключена возможность, что есть человеческие жертвы;
20.45 - мы серьёзно опасаемся, что человеческие жертвы весьма значительны;
21.00 - Никто уже не мог скрыть правду: человеческие жертве были "ужасными", и если лайнер можно было заменить другим, то "человеческие жизни вернуть невозможно".
[800x]
Репортеры берут интервью у пассажиров затонувшего «Титаника», которые сошли на берег с борта спасательного судна «Карпатия», 17 мая 1912 года. (American Press Association)
[800x]
«Карпатия» спускает шлюпки Титаника по прибытию в Нью-Йорк.
[800x]
Спасённые шлюпки, доставленные «Карпатией» в Нью-Йорк.
Гибель "Титаника" как нельзя лучше показала всё несовершенство существующих на тот момент мер безопасности:
Не было единой системы передачи сигнала бедствия;
Существовал приоритет спасения пассажиров (сначала первый класс, затем второй и уж в последнюю очередь третий);
Существующие правила мореходства не позволяли иметь на борту шлюпок более, чем на 1170 человек;
Были и другие ошибки, многие из них после гибели "Титаника" были исправлены,
НО КАКОЙ ЦЕНОЙ? Эта цена была равна 1513 (по другим сведениям- 1523) человеческим жизням.
[800x]
Экспонат, завещанный Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия, Уолтером Лордом, - телеграмма Маркони. Мисс Эдит Рассел (журналистка и выжившая с «Титаника» писала в журнал «Women's Wear Daily»: «Спаслась на «Карпатии», сообщите матери», «Карпатия», 18 апреля 1912 года. (National Maritime Museum/London) [324x]