• Авторизация


Музыка света Йозефа Судека. 29-09-2010 11:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения A-delina Оригинальное сообщение

Вот он - этот маленький, сутулый, однорукий старик, со смешно торчащими ушами, с огромной фотокамерой на плече. Он поднимается на вершину холма, чтобы оттуда сделать панорамные фотографии своего любимого города - Праги.

[470x594]

Йозеф Судек (Josef Sudek) родился в 1896 году в городе Колин. В 14 лет он приехал в Прагу, выучился на переплетчика, некоторое время работал в городе Нимбурк. Уже в то время он начал заниматься фотографией, которая, однако, уступала его главному увлечению - музыке. В 1914 году началась Первая мировая война, и Йозефа призвали в армию. На итальянском фронте он получил вроде бы и не очень опасное ранение в правую руку, но вскоре развилась гангрена, и рука была ампутирована.
Поскольку о работе переплетчика и карьере музыканта с одной рукой можно было забыть, Йозеф Судек возобновил свои занятия фотографией. «Затвор можно нажимать и одной рукой», – говорил он.
В 20-е годы 20 в. в Праге проводилась реконструкция главного храма Пражского Града - собора святого Вита. Йозеф Судек проводил много времени в этом храме. Таинственная аура средневековой архитектуры, преломленная через игру света и тени, навсегда остается запечатленной на фотографиях мастера.

[450x525]


Ни кучи строительного мусора, ни посторонние предметы (коробки, ящики), ничто не мешает фотографу. Для него самое главное - уловить атмосферу происходящего, остановить мгновение, насладиться самому и передать зрителю ощущение игры света и тени.

[463x479]


Современники говорили, что Судек мог установить штатив, настроить камеру, а потом часами ждать, пока лучи света упадут в нужном ему направлении. Иногда, дождавшись определенного момента, фотограф вскакивал и начинал размахивать плащом, добиваясь, опять таки, нужного ему пылесветового эффекта.

[499x600]


В 1928 году в Праге был издан фотоальбом Йозефа Судека "Святой Вит", который и принес мастеру популярность. А двумя годами ранее он приобрел в центре чешской столицы маленький деревянный домик, который до конца его жизни будет его единственным прибежищем, оазисом творчества, настоящим клубом чешских интеллектуалов.
В 30-е годы Йозеф Судек много занимается рекламой, что приносит ему неплохие доходы и известность.

[600x475]
Посуда, 1931 г.:


Одной из главных тем творчества для Йозефа Судека на всю жизнь осталась - Прага. Прага таинственная, укутанная сумерками, туманом, освещенная нереальным светом. Художник был уверен, что именно при таких условиях оживает архитектура, наполняются смыслом предметы и детали.

[427x425]

[620x250]


Судек был очень скромным человеком. Его никогда не интересовала финансовая сторона творчества, внешняя сторона жизни. Он не придавал никакого значения быту, одежде. Больше всего на свете любил музыку и жасминовый чай, и чрезвычайно ценил дружбу. Среди его друзей были известнейшие чешские интеллектуалы - художники, писатели, музыканты.
[460x308]

[441x651]

[700x558]


И сама мастерская, и небольшой садик во дворе стали объектами съемки для мастера. Особенно много он снимал здесь во время Второй мировой войны. Именно тогда и были созданы известнейшие фотосерии:"Окно моего ателье" и "Сад моего ателье".

[403x500]

[400x497]


Запотевшее, не всегда очень чистое стекло то ли разделяет, то ли объединяет два мира. Внутренний, который принадлежит художнику, и тот внешний, размытый и неясный, являющийся достоянием всех нас.

[542x397]

[600x445]


Сейчас той старой мастерской Судека уже нет. Домик сгорел в 1985 году. Правда, на этом же месте было построено новое здание, которое в общих чертах повторяет мастерскую художника. Сейчас здесь находится музей фотографа.

[495x355]

[522x372]


Это очень хорошо, но как-то все слишком чисто и упорядоченно. Исчезла аура космического беспорядка, артистического хаоса, которая так шла к образу великого маленького фотографа.
На доме, во дворе которого находится мастерская Судека, помещена мемориальная табличка:

[446x698]


В творчестве Йозефа Судека мне больше всего нравятся его натюрморты. В этих работах представлены самые простые вещи: яйца, стаканы с водой и пустые, яблоки, тарелки... Все очень просто и тем не менее потрясающе красиво.

[554x699]

[400x497]

[353x480]
[582x480]

[500x375]

[472x355]

[500x652]

[400x497]


Судек много снимал и в пленере. Удивительны его пейзажи, снимки деревье.

[473x600]
[700x550]


Фотохудожник-волшебник жил в своем особом временном измерении.Снимая натюрморты в студии, Судек не измерял экспозицию по часам, точнее сказать, измерял ее нетрадиционным способом. Время экспозиции могло равняться периоду заваривания и выпивания стакана чая или же прослушивания оперной арии.
Йозеф Судек всю жизнь пользовался допотопными, тяжелыми и неуклюжими камерами. В 1940 году он увидел фотографию 30 х 40 сантиметров, напечатанную контактным способом, без увеличения. Ему так понравилось высочайшее качество отпечатка и богатство полутонов, что с тех пор такая камера марки "Кодак" стала его основным инструментом.
Любимым выражением Судекабыло-"A hudba hrá" ("А музыка играет"). Вечно играет музыка, вечно струится свет... И мы никогда не устанем наслаждаться этим.
Маленький старик уходит:

[200x315]

Остается музыка и свет... Спасибо ему за это.
[показать]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Музыка света Йозефа Судека. | Oleg_siberman - АДлерСКИЙ Дозор | Лента друзей Oleg_siberman / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»