У Леонида Соловьева в «Повести о Ходже Насреддине» есть замечательная притча о старухе-цыганке. Надо сказать, что истории, на которых построена повесть – это старинные узбекские анекдоты и предания, так что сказки тут никакой нет – только вековой народный опыт.
Вместе с другими мальчишками маленький Хаджа дразнил старую цыганку-нищенку, которая вместе с облезлым котом побиралась на базаре. Мальчишки смеялись, кидались землей, издевались над этой мерзкой старухой – развлекались, короче, пока не надоело. А ночью Насреддин вдруг увидел страшный сон – старая ведьма преследовала его вместе с огромным страшным котом... Он в ужасе проснулся. Что значит этот сон? А это просто совесть царапала его изнутри похлеще любого кота.
В другом произведении, в романе «Убить пересмешника», американская писательница Харпер Ли прекрасно описала проблему. Общаются двое детей, сестра постарше, брат помладше. И сестра с высоты своей двенадцатилетней мудрости растолковывает братцу – чтобы понять другого человека, надо влезть в его шкуру и немножко в ней походить.
Вот и Ходжа «влез в шкуру» этой старухи и немного в ней походил. И произошли с ним удивительные метаморфозы. Он на себе почувствовал, как несчастен и одинок этот человек, он понял, что нет для старой женщины ни одной близкой души во всем мире, кроме облезлого кота. Но разве она виновата, что родилась в племени изгоев? Разве она сама сделала себя безобразной? За что же она несет пожизненную кару?
Ходжа вспоминал, как мимо старухи идут безразличные жители Бухары. Никто, кроме жестоких мальчишек, попросту не видел, не хотел замечать ни эту отвратительную нищенку, ни ее голодного, шелудивого кота.
Но маленький Ходжа не стал бы блистательным Насреддином, если бы просто решил – «все бухарцы козлы» и снова заснул. Он понял – если люди не хотят быть милосердными, значит, надо их к этому принудить. Определив задачу, он определил и дальнейшее направление мыслей – найти такую игру, в которой он имел бы над ними перевес.
Чтобы не затрудняться раздумьями обо всех жителях Бухары, Ходжа представил их всех вместе – как одного Большого Бухарца. А потом задумался – как найти брешь в «щите», которым он прикрывает свое сердце от проникновения праведной жалости. И такая брешь нашлась – помимо всего прочего, Большой Бухарец был, цитирую, «суетно любопытен и страшно падок на всякие чужеземные диковины». И Ходжа ясно понял, как привлечь внимание Большого Бухарца и как заставить его раскошелиться.
...Коллеги, вам это, кстати, ничего не напоминает? Это же азы работы маркетолога с клиентским брифом – описание Целевой Аудитории, вычленение ее вкусов и пристрастий.
Наутро Ходжа пришел к старухе и, преодолевая робость, изложил свою провокационную бизнес-идею. Старая женщина расплакалась от умиления, а затем решительно выгребла свои скудные сбережения и вручила Ходже этот стартовый капитал. И денег цыганки вполне хватило на реализацию «стартапа» Насреддина.
Представьте: на людной площади стоит шатер с отдельными входом и выходом. А в шатре – клетка. А в клетке – кот. А над входом надпись – «Зверь, именуемый кот».
Ходжа встал рядом с шатром и завопил что было силы – «Зверь, именуемый кот! Находящийся в клетке! Он имеет четыре лапы с острыми когтями, подобными иглам! Он имеет длинный хвост, свободно изгибающийся вправо и влево, могущий принимать любые очертания! Не проходите мимо! Всего две таньга! Зверь, именуемый кот!»
Обратите внимание, коллеги – мои крики уже привлекли внимание посетителей выставки… Вон сколько людей заглядывают в наш зал… Девушка в красном! Заходите скорее сюда! Заходите, иначе я подключу микрофон к аудиосистеме всей выставки, и мой голос будет преследовать вас везде! Зверь, именуемый кот!!! Заходите-заходите, у нас тут становится страшно интересно! Только приготовьте два таньга!..
...В общем, через пару минут подобных воплей к Ходже подошел первый клиент. Он отдал две таньга, зашел внутрь шатра и через некоторое время вышел с возмущенным видом. Он хотел уже хорошенько отлупить этого маленького негодяя, но... Но не стал этого делать, потому что в этот момент у входа в шатер несколько новых клиентов громко ссорились — кому первому созерцать зверя. Знаете такую поговорку – «Сидорову стало хуже, и Петрову полегчало»?
Цитирую: «Следующий оказался подогадливее: выходя из палатки, он заливался безудержным смехом. Любому одураченному свойственно желать, чтобы все другие не оказались умнее, поэтому он ни словом не обмолвился остальным, стоявшим у входа».
Когда я эту историю поведал дочке, Вита, уже засыпая, сказала мне: «Прикольно… Но ведь этот Хаджа вообще-то врун какой-то… Или кто?»
Я ответил: «Витась, он не врун, он гениальный рекламщик. Я бы этого Ходжу Насреддина обязательно на работу взял.»
И тогда она неразборчиво пробормотала: «Не взял бы, он ведь уже умер давно… Пап, я уже вообще-то ничего не понимаю, я засыпаю… Не понимаю, чем рекламщики отличаются от врунов? Ладно, пап, спокойной ночи...»
Замечательный вопрос. Она уснула, а я всю ночь искал ответ на этот вопрос в интернете и сейчас ищу.
ИСТОЧНИК: http://kak.ru/columns/masterclass/a9375/