Крамской Иван Николаевич. Портрет В. М. Максимова. 1878
Василий Максимович Максимов (17 [29] января 1844, деревня Лопино, близ Старой Ладоги — 18 ноября [1 декабря] 1911, Санкт-Петербург) — русский художник, передвижник, живописец-жанрист.
Василий Максимов родился 29 января 1844 года в деревне Лопино Новоладожского уезда Петербургской губернии. Его родители были государственными крестьянами, и до десяти лет мальчик рос в деревне. В своих «Автобиографических записках» Максимов восхищался чудесным видом на противоположный берег Волхова с Георгиевской крепостью в Старой Ладоге, Успенским девичьим монастырем, садами усадьбы помещика А.Г. Томилова. Позднее Максимов побывал в его доме, где впервые увидел живопись А.П. Лосенко, В.Л. Боровиковского, О.А. Кипренского и удивился живости нарисованный людей. Отец и мать Максимова были единственными грамотными людьми в деревне. Прадед Василия также славился в деревне как грамотей. Отец рано стал учить сына читать. Столь же рано мальчик начал рисовать. В шесть лет Василий пережил смерть отца, а в десять - смерть матери.
Виктор Алексеевич Бобров. Портрет В.М. Максимова. 1864
Но мать успела определить сына в монастырскую школу, а затем в послушники Николаевского монастыря. В доме иеромонаха Антония Бочкова протекала вся его «монастырская духовная жизнь». Послушников, кроме пения, ничему не учили, и Максимов решил самовольно уйти из монастыря, уехал в Петербург и поступил в иконописную мастерскую Пошехонова, где столкнулся с невиданной жестокостью в обращении с учениками. Он убежал из этой мастерской к иконописцу К.А. Ярыгину, который преследовал его за чтение, сжигал книги, но Максимов оставался у него пять лет, поскольку на второй год работы разрешалось поступать в рисовальную школу при Петербургском Технологическом институте. Мальчик жил мечтой учиться в Академии художеств. Чтобы заработать деньги на одежду, он успевал писать иконы и портреты местных мелких торговцев.
Автопортрет и портреты товарищей. 1864
Осенью 1862 года Максимов сдал вступительные экзамены в Академию художеств, получив за рисунок отличную оценку, а 7 января 1863 года Максимов в качестве вольнослушателя (поскольку не имел отпускной от сельского общества) начал занятия в Академии. Для него началось время стремительных успехов. Сначала за рисунок в головном классе он получил последний 69 номер, но уже в ноябре 1863 года первым номером за рисунок «Бойцы» был переведён из класса гипсовых фигур в натурный. Затем, в продолжение всего обучения, среди талантливых соучеников, среди которых были Савицкий, Поленов и Репин, Максимов был одним из самых первых. 18-20 декабря 1863 года Максимов написал автопортрет, показанный на выставке 1877 года. С автопортрета на зрителей смотрел человек, осознающий свою внутреннюю незаурядность, натура которого тянулась ко всякого рода творчеству.
Максимов Василий Максимович. «Автопортрет». 1863/ Автопортрет.
Максимов увлекался офортом, самозабвенно занимался столярной работой - мастерил стулья, блюда и чаши. Создание автопортрета совпало с «бунтом четырнадцати». В ноябре группа выпускников Академии, осознав устарелость многих академических норм для русского искусства, во главе с И.Н. Крамским отказалась от условий конкурса на золотые медали и вышла из Академии, основав Артель свободных художников по типу бытовой коммуны. Как подтверждение широкого устремления к обновлению художественной жизни весной 1864 года в Петербурге появилась еще одна артель художников, руководимая П.А. Крестоносцевым. В эту артель входил юный Максимов. Артель Крестоносцева просуществовала немногим более года и не имела большого значения как идейное и организационное объединение. Молодые художники начала 1860-х годов, осваивая эстетику революционных демократов, впервые обратились к воспроизведению русской жизни, к поискам прекрасного в реальной действительности.
Максимов кончает Академию, является в усадьбу своей невесты уже признанным художником, и родители ее соглашаются выдать за него свою дочь. Он становится счастливым семьянином, вступает в кружок Крамского, делается активным членом Товарищества передвижников и приобретает известность своими картинами из крестьянского быта.
Репин Илья Ефимович. Портрет художника Василия Максимовича Максимова.
Осенью 1866 года Максимов получил аттестат со званием художника 3-й степени и чин 14-го класса, после чего поселился в родной деревне. Он жил в избе, носил русскую рубаху и шаровары, брат-портной шил ему дубленый полушубок с вышивкой. Крестьяне приняли Максимова, он стал для них своим. Авторитет художника был так велик, что крестьяне шли к нему за советом, его приглашали на семейные разделы, со многими крестьянами он переписывался потом долгие годы. Жизнь в деревне и написание крестьянских картин стало настоящим подвижничеством глубоко убеждённого и сильного духом художника. Работа без передышки над двумя серьезнейшими, главными в его жизни произведениями, обернулась спадом сил и душевной депрессией. Доведя до предела работоспособность, художник почти исчерпал запасы своей творческой энергии. В дальнейшем он по несколько месяцев не брался за кисть. Редко бывал в деревне, почти все время проводя в Петербурге. Максимов вступил в кружок любителей хорового пения. Художник вынужден был хоть что-то писать, так как содержание семьи требовало средств. Однако работы плохо продавались, и Максимовы жили на поддержку Третьякова и на средства от продажи копий, которые делал художник со своих картин. Как живописец Максимов потерял цель и утратил перспективы. Оказавшись между двумя укладами жизни, он разуверился в необходимости своих крестьянских картин, и в важности своего места художника в деревенском мире.
Ярошенко Н. Портрет художника Василия Максимовича Максимова.
В дальнейшем у Максимова опять случился большой перерыв в работе, хотя тема, которую обычно долго ждут, созвучная душевному настрою художника, появилась в 1885 году, когда после смерти матери жены, генеральши Измайловой, Максимовым перешла по наследству усадьба Любша недалеко от родной деревни художника. Это был старый барский дом с черемухой под окнами, с большим запущенным садом, с кладовыми, полными старинных платьев, туфель и даже карет. Все это воскрешало образ жизни старого барства. Но, сделав эскиз картины, художник увлечённо занялся хозяйством и постройкой мастерской в Любше, надолго отвлёкшись от замысла. Только летом 1888 года в новой мастерской Максимов начал писать картину «Всё в прошлом». Сад усадьбы послужил пейзажем для картины, вещи, обстановка, костюм тоже были взяты в старом доме, натуру для картины он нашел в деревне, для барыни позировала состарившаяся невестка Варвара.
Всё в прошлом. 1889
Картина «Всё в прошлом» принесла художнику последний успех. Её также приобрел Третьяков, и она находится в Государственной Третьяковской галерее рядом с холстами «Бабушкины сказки», «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Семейный раздел» и «Больной муж». В год написания картины «Всё в прошлом» Максимову было всего сорок пять лет. Но он уже работал с трудом. После создания картины «Всё в прошлом» Максимов прожил двадцать лет, но это были годы постепенного угасания с редкими творческими просветлениями. Душевное состояние художника было очень часто упадническим, он подолгу не мог превозмочь депрессию. Основным источником существования в этот период было копирование картин - «Всё в прошлом» художник повторил сорок два раза, «Семейный раздел» и «Приход колдуна» - по пять-семь раз. Иногда Максимов создавал новые работы - небольшие картинки «После обедни» в 1891 году, «Лихая свекровь» в 1893 году, «Пережил старуху» в 1896 году и «Опять буянит» в 1898 году. При этом художник уделял время резьбе по дереву.
Передвижная выставка 1906 года стала последней, в которой участвовал художник. В 1910 году он начал свою последнюю жанровую картину из жизни купечества «Прощёное воскресение». 1 декабря 1911 года Василий Максимов умер в Санкт-Петербурге. Василий Максимов был похоронен на кладбище Васильевского погоста. В 1957 году на ней был установлен новый памятник.
Через год в Московском обществе любителей художеств был устроен вечер памяти Льва Толстого, Павла Третьякова и Василия Максимова. С воспоминаниями о Максимове выступили А.М. Васнецов, А.П. Брюллов, Е.Е. Волков и И.Е. Репин. Репину принадлежал некролог Максимову. Репинское чутье было верным, как он писал, в изображении быта крестьянской деревни не было никого, кто бы сравнился с Максимовым. Его образы отличала трепетная и взволнованная душевность, глубокая человеческая сердечность жила в его лучших картинах. Из первого поколения передвижников Максимов глубоко понимал поэтический склад русской натуры и ближе всех стоял к народным представлениям о красоте и народному творчеству. В 1870-е годы он одним из первых прикоснулся к художественному познанию национальной жизни, что нашло свое продолжение в творчестве следующего поколения русских художников.