Орлов Пимен Никитич — (1812, хутор Мало-Фощеватый, Воронежская губерния — 24 сентября [6 октября] 1865, Рим, Папская область) — русский художник.
Автопортрет. 1851
Пимен Орлов родился на хуторе Мало-Хвощеватый Острогожского уезда Воронежской губернии в семье мельника. С раннего детства у мальчика обнаружились незаурядные способности и любовь к рисованию. Родители, однако, желали, чтобы сын продолжил семейное дело и не разделяли увлечение своего ребенка, к тому же из-за бедности крестьянская семья и не могла позволить сыну серьёзно учиться живописи. Однако юный Пимен твердо решил посвятить свою жизнь изобразительному искусству. В подростковом возрасте он уходит из дома и поступает в ученики к странствующему маляру. Случай однажды свёл его с местным предводителем дворянства Гладким, который, ознакомившись с искусством Пимена Никитича, счёл не бесполезным отправить его в Санкт-Петербург для определения в Императорскую Академию художеств, куда, после долгих усилий, Орлов и поступает в 1834 году.
В течение следующих трёх лет Пимен Орлов учится в Академии в портретном классе К. П. Брюллова. Постоянная работа над портретами способствовала значительному росту мастерства художника — в 1836 году Орлову была присуждена серебряная медаль 2-й степени. В 1837 году Пимен Никитич заканчивает обучение в Академии с серебряной медалью первой степени, полученной им за портреты с натуры князя Голицына, госпожи Тимофеевой и девицы Эссен и званием свободного художника. В 1841 году при содействии Общества поощрения художников и лично конференц-секретаря Академии художеств В. И. Григоровича, Орлов получил возможность отправиться в Италию. В 1849 году всем пенсионерам, а в том числе и Орлову, было велено вернуться в Россию, однако Орлов сумел убедить правительство разрешить продолжить ему оставаться в Италии в связи с болезнью глаз и необходимостью окончить заказанные ему картины, уже начатые им. Орлов останется в Италии ещё на 16 лет. За это время он напишет множество мастерски выполненных картин.
На Родину художник так и не вернулся — он умер в Риме 24 сентября (6 октября) 1865 года. Захоронение П. Н. Орлова на римском кладбище Тестаччо до настоящего времени не сохранилось, — прах перенесён в общую могилу у Аврелиевой стены; № 131; МК. В настоящее время картины Орлова представлены во многих музеях России и стран СНГ — Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее, Закарпатском областном художественном музее имени Й. Бокшая (Украина) и другие.
Children At Prayer (Дети в молитве).
Сцена из римского карнавала. 1859
Групповой портрет сестёр: писательницы графини Елизаветы Васильевны Салиас де Турнемир, художницы Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной и Евдокии Васильевны Петрово-Соловово. 1847
Октябрьский праздник в Риме. 1851
Портрет Ивана Александровича Балашова (1816-1841).
Портрет Евдокии Петровны Соколовой.
Портрет Соллогуб Софьи Михайловны. 1840-е.
Итальянка с цветами. 1853
Портрет неизвестного. 1841
Портрет А.И. Лорис-Меликова с женой и итальянским мальчиком.
Портрет генерал-майора Ивана Орлова.
Портрет Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (1817-1885), жены Владимира Петровича Толстого (1805-1875). 1835
Портрет Марии Аркадьевны Бек, ур.Столыпина (1819-1889), во втором браке Вяземская. 1839
Архитектурный пейзаж. 1850-е.
Портрет Натальи Павловны Паниной. 1840
Девушка итальянка, полощущая белье. 1848
Портрет неизвестного из рода Строгановых. 1836
Портрет княгини З.А. Волконской (1789 – 1862).
Портрет Ивана Александровича Балашова. 1843
Неаполитанка. 1839
Портрет графа де Кампанари. 1842
Портрет девушки с веером. 1859
Безопасное прибытие на берег (A Safe Arrival On Shore).
Портрет Княгини Марии Александровны Гагариной. 1847
Портрет молодого человека в чёрной накидке. 1846
Портрет итальянской девочки-пастушки с бубном.
Портрет итальянского мальчика-пастуха с флейтой.
Портрет Натальи Владимировны Оболенской. 1845
Portrait of Natalie Baggavut.
Портрет Абамелек-Баратынской Анны Давыдовны. 1850-е.
Убийство Михаила Тверского в Орде (фрагмент).
Портрет неизвестной в придворном русском платье. (Портрет фрейлины Анны Алексеевны Окуловой?). 1837
Женский портрет.
Портрет Марии Львовны Огарёвой (Ок. 1817–1853). 1844
Пифферари. Калабрийские пастухи, играющие на волынках. 1846