Описание приема:
Коллаж (от фр. collage – приклеивание, наклейка) – техника и вид изобразительного искусства, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов отличных от нее по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, камень, фольга, металл и др.). Педагогическая технология «Коллаж» предполагает изучение темы или проблемы путем создания обучающимися плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Цель технологии «Коллаж» - развитие абстрактного мышления обучающихся. Занятие проводится по группам, каждая из которых затем защищает свой коллаж перед остальными. При использовании современных средств информационных и коммуникационных технологий коллажи могут создаваться на компьютере, а затем публиковаться на сайте Интернета.
В отличие от аппликации коллаж допускает приклеивание объемных элементов в композиции, причем как целых объектов, так и их фрагментов. Автор коллажа работает как художник. Он может комбинировать разнообразные художественные техники, сочетать аппликацию и коллаж, чтобы создать неповторимый художественный образ, панно или картину. Существует несколько видов коллажа:
При разработке учебных занятий с использованием технологии «Коллаж» учитель продумывает следующие вопросы:
После проведения занятия с учениками нужно подвести итоги и полученные результаты. Например, можно сделать видеозапись проведенного урока, а затем проанализировать с ее помощью действия учителя и учеников во время ключевых этапов урока: начала, групповой работы, выступления групп, подведение итогов. Необходимо выявить моменты наибольшего эмоционального напряжения, творческие ситуации, проблемные, удачные, неудачные элементы урока и их причины.
Тематический коллаж (сатирический, политический, рекламный)
Материалы и инструменты: альбомный лист, иллюстрации журналов и газет, клей ПВА, фломастеры, ножницы и другое.
Алгоритм выполнения:
За основу берется определенный сюжет, явление, ситуация. Выбирается вид коллажа (политический, сатирический, рекламный и др.). Подбираются иллюстрации по теме коллажа (из газет, журналов, можно также использовать подходящие фотографии). Из выбранных иллюстраций составляется единая картинка и подбирается ключевая фраза.
Тематический коллаж – поздравительный «Дружные ручки» (по технологии Т. Клюевой) Такой коллаж можно выполнить ко Дню учителя, к 8 Марта и к другим праздникам. Материалы: цветная бумага, клей, краска (гуашь), ножницы, проволока, скотч. Алгоритм выполнения: Обучающиеся берут по листу цветной бумаги, кладут на него свою ладошку с сильно растопыренными пальчиками (часть из них кладут левую, а часть – правую руки) и обводят карандашом (рис.1). ![]() Аккуратно вырезается силуэт ладошки по контуру и прикрепляется к проволоке либо тонкому прутику (рис. 2.). ![]() ![]() Ладошки можно покрыть краской и отпечатать на листе в нужном месте как трафарет, а можно совмещать обе техники в одной работе. Этот же принцип можно использовать для создания коллективных работ на темы: спорт, экология и другие. |
Коллаж с использованием природного материала
Материалы и инструменты:
природный материал (мох, коряги, опилки, манка, соломка, желуди, орехи (скорлупа), песок и др.), ножницы, пинцет, клей ПВА, суперклей, картон для рамки, картон для фона, рамка.
Алгоритм выполнения:
Определяется форма будущей композиции (в круге, квадрате, овале, прямоугольнике). Далее из картона вырезаются верхняя и нижняя части коллажа (рамка по выбранной форме и фон композиции). Оформляется фон композиции с использованием различной художественной техники (набрызг, грунтовка, аппликация бумагой, тканью, драпировка и др.). Под рамку подставляется фон и составляется композиция из природного материала.
Коллаж в тарелке
Материалы и инструменты:
тарелка, шкурка, акварельные краски, кисти, иллюстрация, клей ПВА.
Алгоритм выполнения:
За основу берется определенный сюжет или явление. Тарелка зашкуривается по кругу. Рисуется пейзаж акварельной гуашью. Выполняется дальний план композиции.
Выполняется передний план композиции: ветка, камни, мох и другое. Добавляется песок, ракушки и другое по сюжету.
P.S. Мелкие детали устанавливаются при помощи пинцета на суперклей. Остальные детали приклеиваются на клей ПВА.
Предметный коллаж
Материалы и инструменты:
клей ПВА, ножницы, проволока, шило, нитки, иголка, предметы по теме, рамка.
Алгоритм выполнения:
Определяется тема предметного коллажа (все предметы должны быть натуральными и соответствовать одной теме). Выбирается фон композиции коллажа различными художественными технологиями (набрызг, аппликация и др.) на картоне рамки (фанере). В композиции размещаются все предметы, а далее приклеиваются или прикрепляются проволокой к картону (фанере). После завершения работы композиция художественно дорабатывается.
Пример плана урока с использованием технологии обучающего коллажа (По материалам книги: Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся)/Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Е.Б.Спасской. –СПб., 2002.) Занятие проводится по группам, каждая из которых защищает свой коллаж перед остальными. Тема урока: «Глобальные проблемы современности», 9-й класс. Цель урока: Развивать навыки диалогового взаимодействия человека в современной социокультурной ситуации. Оборудование и материалы:
В классе организовано 4 рабочих стола, за каждым из них — группа учащихся из 6 человек. На столах разложены квадраты из цветной бумаги — желтый, белый, красный, синий. При входе в класс учащиеся получают желтый, белый, красный или синий жетон и садятся за рабочий стол с соответствующим жетону цветом. Учитель задает вопросы:
— Какое место занимает человек в системе глобальных проблем? На доску вывешиваются таблички со словами «Антропоцентризм» и «Космоцентризм». Учитель предлагает объяснить значение этих слов и определить, какая из позиций — антропоцентрическая или космоцентрическая — более актуальна и почему? — Как вы считаете, нужно ли изучать в школе глобальные проблемы и все, что с ними связано? Почему? (Учащиеся высказывают свои суждения.) — А теперь перейдем к основной части нашего урока. У вас на столах есть листы ватмана, ножницы, фломастеры, клей и старый журнал. Вам необходимо за 12 минут создать плакат, в котором вы бы отразили тему нашего урока «Человек в системе глобальных проблем». Все материалы можно использовать по вашему усмотрению. Журнал можно разрезать, вырезать из него любые фрагменты. Через 12 минут каждая группа представит свой плакат. Главное, чтобы в процессе работы участвовали все члены группы, каждый должен найти свое место. Работа в группах. Учитель наблюдает за работой групп, фиксирует результаты своих наблюдений. В каждой группе может быть по одному наблюдателю — помощнику, который поможет проанализировать работу (распределение ролей, комфортная обстановка в ходе работы, отсутствие конфликтов, наличие или отсутствие лидера). Выступления групп. По окончании времени работы в группах проводится жеребьевка очередности выступлений групп: по цвету жетонов рабочих групп. Группы по очереди представляют свои плакаты (время на представление — не более 2 минут). Плакаты закрепляются скотчем на доске или на стенах класса. В каждой работе оцениваются идея, полнота представленной темы, оригинальность и т.д. В конце урока подводятся итоги, анализируются результаты занятия. |
Дополнительно:
Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. - СПб.: КАРО, 2002. - С. 80-83.