Это произошло на экскурсии в Венский лес, огромной территории, заросшей лесом, сохраняемом с бог знает каких времён, так как венцы понимают, что это «лёгкие» для огромного мегаполиса. Собственно не сам лес, а посещаемые монастыри, замки, курортные городки – цель таких экскурсионных поездок. Вот как раз в одном таком действующем монастыре - Аббатстве Хайлигенкройц, принадлежащему ордену цистерцианцев и случилось со мной кое-что прояснившее интересующий нас вопрос.
Аббатство Хайлигенкройц - католический монастырь Святого Креста основанный в 1133 году, один из самых старых и крупнейший из действующих цистерцианских монастырей Европы. Монашеская братия насчитывает около 70 человек. При монастыре образована Философско-Богословская Высшая школа. В настоящее время это заведение насчитывает более ста студентов как из числа монашествующих, так и из мирян. Сами монахи и ученики представляются людьми весьма современными вне рамок обычного представления о монахах, как о людях, живущих при жёстких материальных ограничениях. Как нам сказали, они смотрят любые каналы спутникового ТВ, чтобы быть в курсе всех мировых событий, пользуются мобильной связью и интернетом, ездят на автомобилях престижных марок. Ну да мы и сами видели на парковке, на чём ездят монахи. То есть вполне - как обычные люди в миру. Но та часть жизни, которую причисляют к ДУХОВНОЙ (молитвы, службы, посты, монастырские обязанности), конечно, происходит у них очень напряжённо.
Мы осмотрели все достопримечательности монастыря, выслушали экскурсовода, и получили немного свободного времени на личные дела. Немного слов о том, как нами (русскими, в большинстве своём – православными) воспринимаются экскурсии в такие места, как святыни «соседней» по христианству религии. А это интересный момент, ведь в сущности религиозная атрибутика та же, святые и святыни те же, а вот священного трепета почему-то не возникает, только эстетический интерес и восхищение произведениями гениев мирового искусства (барокко, рококо, эпоха Возрождение). Вот и держа краем уха рассказы экскурсовода, ещё пытаемся орудовать фотоаппаратом и камерой. Наконец ключевой момент про фотоаппарат – очень быстро в нём садились батарейки, и покупать их было постоянной заботой. Когда мы уже все пошли в автобус, я решила заскочить в монастырскую лавку-магазин как раз за этими батарейками. И хотя в магазине на полках было много чего интересного, чего хорошо рассмотреть не хватало времени, батареек я не нашла и поскорее поддалась к выходу. В дверях я столкнулась, почти налетев, на входящего человека, по характерному одеянию признав в нём монаха. Я почему-то невольно шарахнулась в сторону, немного смутившись. Почему? Он стоял такой строгий и правильный в ЭТОМ месте, а я такая праздная, распалённая удовольствием, растрёпанная и легкомысленно одетая почувствовала себя совсем неуместной пусть даже в лавке, но церковной. Монах что-то негромко сказал на немецком языке и почтительно придержал дверь передо мной. Говорю почтительно потому, что галантно – это совсем не правильно употребить по отношению к монаху. И мы посмотрели в глаза друг другу. Тут что-то произошло со мной… мне даже почудился звон в ушах. Я никогда не смогу этого объяснить. Это как бессловесный контакт, обмен (возможно односторонний) информацией. Не информацией – как раз Знанием, для которого не придумано слов. Что-то ураганно пронеслось в голове и озарилось вспышкой. Где-то там, на уровне Немышления, всколыхнулся пласт, куда мне ещё никогда не приходилось заглядывать и пришло Понимание. Понимание чего? Вот именно, что это нельзя перевести на слова.
Знаете, в восточной духовной практике есть такое учение шактипат-дикша. Дикша – это есть знания, передающиеся от учителя ученику непосредственно при контакте вне вербальных форм. Вот просто учитель прикасается к ученику или возложит на его голову руки… и всё - ученик уже посвящён, уже обладает Знанием. В моём случае может быть произошло что-то похожее. И что мне было теперь делать? Как во сне я приплелась в автобус и даже не сразу поняла, о чём меня спросили:
- Ну что, купила батарейки?
- Ааа…? Нееет.
А потом, когда мы поехали, я специально закрыла глаза и притворилась спящей, чтобы мне не мешали обдумать этот случай. Потому, что знала, что если сейчас я не разберусь во всём, то потом уже не уловлю это состояние и никогда к этому не вернусь.
Так какая всё-таки связь между этим загадочным случаем и понятием «духовность», к чему я веду и что всё-таки мне удалось понять и перевести на человеческий язык?
Весь секрет заключался во взгляде монаха, в его глазах. Они смотрели на меня так спокойно, так проникновенно-глубоко, и в то же время с каким-то непостижимым одобрением (я тут как-то не хочу употреблять слово «ласково»). Когда о таких людях говорят «не от мира сего» - это одновременно правильно и не правильно. Дело в том, что у них кардинально другое отношение к миру, чем у нас. Такие просветлённые (я почему-то уверена, что встретившийся человек был именно им) не испытывают ни малейшего неудовольствия - ни по отношению к людям, ни к миру в целом. Они принимают весь мир, как законченное и совершенное творение бога не разумом, а всем сердцем. И всё, что имеет место быть в мире для них совершенно оправданно и одухотворенно создателем. Всё! Абсолютно всё. И нет никакого деления на духовное и не духовное.
Когда мы начинаем спорить о духовности, мы априори делаем разделение на категории – духовно-недуховно. Чего греха таить, когда мы читаем молитвы, считаем, что это духовно, но выйдя из храма, тут же словно опускаемся на землю со всеми её материальными неприглядностями. Также в наших занятиях, раз чего-то практикуем в целях самосовершенствования, то начинаем считать себя отчасти личностями, устремлёнными к духовности в противовес повседневной жизни, которую к духовности по нашему никак не отнесёшь. Все эти установки вдребезги разбил для меня один взгляд монаха.
Так вот и мой вывод - по настоящему духовными людьми являются те люди, которые не делят единый цельный мир на духовное и недуховное. Для них духовным является всё.
Для этого не надо огромной суммы знаний, продвинутости в эзотерических практиках и не обязательна принадлежность к церкви, так же как и не все церковники являются духовными. Просто в таких людях уже горит неугасимый огонь любви и назад пути нет.
Фото аббатства
1.
[600x450] 2.
[600x450]