17 июля 2015. В этот день мы покатались на уникальной узкоколейной железной дороге в горы из Боржоми в Бакуриани, и обратно.
Подъем в 5:30. В начале седьмого часа утра выходим и идем пешком около 4-5 км до ж/д-вокзала станции Боржоми-Грузовая. Здесь грузовая станция, на которой отгружают минералку на экспорт, и отсюда же отправляется узкоколейный поезд до Бакуриани. Поезд отправится в 7:15.
УЖД Боржоми-Бакуриани - это своего рода памятник железнодорожной техники конца 19 - начала 20 веков. Ширина колеи 911 мм и длиной 38 км. УЖД соединяет два населённых пункта в Боржомском районе Грузии (Боржоми и Бакуриани) по горной местности со сложным рельефом. По высоте состав поднимается на 870 м.
Поездка по этой уникальной горной УЖД и единственной в Грузии это уже своего рода достопримечательность. Почему-то этот поезд местные называют "кукушкой".
УЖД построена для подвоза отдыхающих к минеральным источникам Бакуриани в 1898-1901 годах. Трасса узкоколейки проходит по горной местности со сложным рельефом, из-за чего в 1966 году она была электрифицирована на напряжение в 1500 Вольт (постоянный ток). До этого на дороге использовались паровозы. После электрификации железной дороги вместо паровозов началась эксплуатация чехословацких узкоколейных электровозов серии ЧС11.
В поезде всего два вагона. Один стоит 1 GEL.
И он с мягкими сиденьями и обычными окнами.
Второй стоит 2 GEL.
И в нем жесткие сиденья, но большие окна. Популярностью, конечно же, больше пользуется более дешевый вагон. И мы сначала поехали в вагоне за 1 GEL.
Между вагонами можно свободно ходить.
Поезд отходит по расписанию. Вскоре по пути увидим на постаменте паровоз 1914 года выпуска, который курсировал до середины 20 века (до электрификации).
На УЖД Боржоми-Бакуриани снимался фильм Геогрия Данелия "Не горюй" в 1969 году. Вот несколько кадров из того фильма. Узнаете паровозик?
Раньше были другие вагоны.
Кондуктором был этот приветливый седой грузин, который многим объяснял, почему в вагонах стоимость проезда разная. Кстати, оплата производится внутри вагона по ходу движения.
Поскольку погода была влажная и дождливая, и ехали среди леса, то видов из окна мы особо не наблюдали. Добавив к этому ранний подъем, мы задремали и спали до самой станции Бакуриани. Время поездки было 2,5 часа.
Электровоз быстро отцепился по прибытии и начал совершать маневр по перестыковке к другому концу состава.
У грузин я заметил одну особенность - они не слишком торопливые (возможно из-за вина? :). Вспомнилась моя поездка по другой уникальной и родной Алапаевской УЖД, там машинист такой маневр осуществлял очень быстро...
Бакуриани встретил нас уныло. Погода не радует: морось и все небо затянуто. У нас было всего полчаса, чтобы уехать этим же поездом. Решили мы уехать пораньше, ведь нам еще ехать в Тбилиси.
За полчаса решили быстренько прогуляться до центра Бакуриани.
В одном из магазинов купили грузинский йогурт. Встретили грузина, который вырос в Верх-Нейвинске, сказал, что занимался там саночным спортом. Хм, странно, но горнолыжный объект я знаю есть только (?) в Новоуральске, а это город закрытый. Странно, но слово Новоуральск (закрытый город) у него вызвали удивление...
Бакуриани - это горнолыжный курорт, второй по популярности в Грузии после Гудаури, расположенный на высоте около 1700 м над уровнем моря на северном склоне Триалетского хребта. С вершин бакурианских гор берут начало Боржомские источники. Здесь развит как зимний, так и летний туризм. В советские годы Бакуриани являлся традиционным местом проведения соревнований по зимним видам спорта: слалом, бобслей, биатлон и прыжки с трамплина. Это место было излюбленным местом отдыха русской царской семьи.
В принципе в Бакуриани смотреть нечего, если ты не "горнолыжный турист". Говорят, есть еще где-то дворец царской семьи, ботанический сад и минеральный источнике на окраинах...
Мы возвращаемся назад к вокзалу и садимся в тот же поезд. На этот раз решили поехать в другом вагоне за 2 GEL. Особой разницы я не почувствовал.
Влажные массы в горах не отступали. Лишь когда мы приближались к Боржоми, погода чудесным образом улучшалась.
На обратном пути, где-то на середине маршрута, кондуктор разбудил нас и предложил нам выйти в конец поезда в тамбур и посмотреть на так называемый "эйфелевый мост". Этот мост был спроектирован в ателье Гюстава Эйфеля (создателя эйфелевой башни в Париже) специально по заказу Романовых. Возведен в 1902 году через ущелье, на глубине которого протекает горная речка Цемисцкали.
Сверху мы не могли полностью оценить архитектуру моста. Но решили до конца ехать в тамбуре (на улице) и любоваться видами вживую, а не через окно. И пусть мы обратно ехали (изначально) в вагоне за 2 GEL.
На одной из станций был разъезд со вторым поездом, на котором изначально планировалось уехать.
Уже перед Боржоми разглядели галерею в которой ехал поезд.
Чем-то напомнило прошлогодние галереи на кругобайкальской железной дороге. Но они не похожи по архитектуре.
Непосредственно перед городом увидели колесо обозрения, на котором катались вчера.
Бакуриани вместе с Боржоми претендовал на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года.
Примерно в обеденное время 12-13 часов мы прибываем обратно в Боржоми.
Пообедали снова в ресторанчике OLD BORJOMI. Прогулялись до инфоцентра, там немного разузнали про экскурсию в Вардзию, про Чайсковского, чей памятник стоит напротив и то, что рядом развалины крепости Гогиасцихе. Пошли искать развалины, но ничего похожего не нашли. Зато прошлись по горной тропе сквозь кусты. Зашли в гест-хаус, перетусовали свои вещи в рюкзаке, снял стресс. Уехали на маршрутке в Тбилиси за 7 GEL.
Заметка на будущее. Оказавшись в Боржоми, стоит здесь задержаться минимум на два дня и съездить в Вардзию, это стоит недорого. В инфоцентре нам предложили за 20 GEL отвезти, подождать и привезти обратно. Как уже говорил, Боржоми это рай для интровертов. Здесь горы (пусть и не такие красивые), чистый воздух и минеральная вода. Тихо и спокойно, никаких громких тусовок. Рядом с Тбилиси.
---