• Авторизация


Сатка. Тоннель 06-02-2015 14:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1 февраля 2015. Из кордона "У трех вершин" мы отправились в Сатку. Точнее наш путь лежал через Сатку к интересному подземелью - дренажному тоннелю. Это было под лозунгом, который вот уже третий год подряд действует: "февраль - месяц подземелий".

Сатка необычный и техногенный город. При подъезде к городу все удивились обширному виду на отвалы, чья высота на одном уровне с горами!

[700x466]

Сатка основана в 1758 году с появлением чугуноплавильного и железоделательного завода. Завод несколько раз передавался из рук в руки, но в итоге в 1811 году отошел к казне. В 1898 году вблизи Саткинского завода на Карагайской горе были обнаружены залежи синего камня - магнезита, который обладает огнестойкими качествами и может применяться при выплавке металлов. Это открытие на века определило судьбу города и района. С открытием месторождения магнезита был построен завод по производству огнеупорных изделий "Магнезит". © Википедия

[700x466]

В Сатке находится администрация НП "Зюраткуль". А также "Сонькина лагуна". Сонькина лагуна - это один из проектов известного саткинского предпринимателя, ген.директора ЗАО "Зюраткуль" Юрия Ивановича Китова. Назвал он эту акваторию в честь внучки Сони. К слову, до 2012 года на берегу озера Зюраткуль была известная "Китова пристань". Но, из-за разногласий с директором нац.парка, "Китова пристань", которая всех радовала (причём бесплатно!), перестала существовать. Эх, а я так и не успел её посетить... Об этом писали журналисты: http://chelyabinsk.ru/text/weekend/537333.html.

Сонькина лагуна - это зона отдыха на территории Саткинского пруда, построена в 2010 году, т.е. параллельно (или чуть позже) с Китовой пристанью. Здесь удалось совместить воедино разные стили, эпохи и культуры.

[700x466]

На территории комплекса находится множество разнообразных статуй и фигур. Под лучами солнца переливается купол православного храма.

[466x700]

Утром в воскресенье было как-то безлюдно. Вход закрыт. Посещение стоило 300р./чел. Решили, что не будем заходить, а лишь осмотрим со внешней стороны и через забор (что увидим).

[700x466]

Вдалеке на территории городского пруда видно остров "Дупло орла" - тоже проект Ю.И. Китова. Фантазия создателя превратила остров в настоящий средневековый форт с комнатой пыток, комнатой кривых зеркал, гигантскими напольными шахматами, рестораном, домиками и пр. Пишут, что летом в стоимость билета входит поездка на катере до этого острова.

[700x466]

Паровоз. Неужели здесь есть железная дорога?

[700x466]

Смотровая башня.

[700x466]

Старый замок. Кажется в нем банкетный зал.

[700x466]

План-схема Сонькиной лагуны.

[700x466]

Сонькина лагуна является логическим продолжением единого архитектурного ансамбля, в который входят офис ЗАО "Зюраткуль", гостиница "Старый Город" и банкетный зал "Старый Замок".

[700x466]

[700x466]

[466x700]

Порадовали полуголые девушки-манекены на мотоциклах.

[700x466]

[700x466]

Я почему-то думал, что тут администрация нац.парка. Но теперь понял - это все владения Китова - ЗАО "Зюраткуль".

[700x466]

И чей тогда этот герб? Или это логотип?

[566x700]

Старинные пушки.

[700x466]

А этот товарищ Сталин вероятно "похищен" из поселка Тайгинка (что под Кыштымом).

[700x466]

Гостиница "Старый город".

[700x466]

[700x700]

Фасад гостиницы понравился разнообразными статуями и лепниной.

[700x466]

[700x700]

[700x700]

[700x700]

Чуть ниже по улице дымит старинный действующий завод. Почему я подумал что старинный? - примерно такой же завод-музей в Нижнем Тагиле.

[700x466]

Пародия на Ленина.

[700x466]

Дурачества Сержа.

[700x466]

Раскрашенный памятник фронтовику-гармонисту.

[700x466]

Затем мы поехали искать наше подземелье.

Краткая справка.
К середине 1930-х гг. в стране началось расширение сырьевой базы алюминиевой промышленности. В результате интенсивных поисков и разведочных работ в 1934-35 гг. были открыты месторождения бокситов на западном склоне Южного Урала в бассейне рек Ай и Юрюзань. А в 1936 году было образовано предприятие Южно-Уральские бокситовые рудники, которое начало вести горные работы на месторождении Кукшикской группы, с 1938 - на Ново-Пристанских месторождениях. Разработка бокситов велась открытым способом (число карьеров доходило до 40).

С вводом в эксплуатацию подземных рудников встала проблема большой обводнённости разработок. Одной из мер снижения притока воды в шахты стало отведение вод реки Каменки от района разработки бокситов. Русло реки было запружено, а вода была направлена по каналу в специально пробитый в известняках дренажный тоннель. В 1971 году тоннель был введён в эксплуатацию. Тоннель представляет из себя горизонтальный ход квадратного сечения 3,8 х 3,8 метра с арочным сводом, длиной 3345 метров, простирающийся в направлении с севера на юг и 5 вертикальных вентиляционных скважин диаметров 30-60 см. Начинается тоннель на берегу реки Ай бетонным порталом высотой 6 метров (нижний вход). На всём протяжении имеет ровный ступенчатый пол с одинаковым уклоном 2%, только на последних 250 метрах (перед верхним входом) круто уходит вверх.

Сначала мы поехали в поселок Межевой. Именно там выход тоннеля (НИЖНИЙ вход), здесь река Каменка из тоннеля вытекает в реку Ай. Здесь построили каскадный водопад, разбили сквер, окультурили территорию. Отсюда начинаются многие сплавы по Аю. В нижнем входе - тонкий лед и глубина воды по "йети", а значит, мы не пройдем.

[700x466]

Решаем по рекомендациям зайти через верхний вход, который в 3,3 км отсюда где-то в лесу. Ищем дорогу, и по расчищенной грунтовке выезжаем на поляну с бревнами. Паркуемся (ювелирно).



До места остается 1,1 км. Переодеваемся, и выходим по нефтепроводу в лес к тоннелю.

[700x525]

От нефтепровода пришлось ломиться в лес по целине метров триста.

[700x525]

А вот и ВЕРХНИЙ вход.

[700x466]

Переодеваемся: кто-то в Л-1, кто-то в ОЗК, кто-то в болотные сапоги, а кто-то в обычные сапоги-сапожки.

[700x525]

Это волноломы. Здесь тоннель имеет вертикальный уклон вниз. Влажность высокая.

[700x466]

Первоначально было боязно из-за обилия воды. Даже подстраховывались веревкой. Но на первой большой водной преграде двое не пошли дальше из-за того, что они были в обычных сапогах. Потом решили идти без веревки, т.к. идем аккуратно.

[700x466]

Сейчас самый сезон ходить по подземельям. Это удобно тем, что в это время года мало воды, а для дренажного тоннеля это актуально. Средняя глубина воды "полколена", самое глубокое по-колено (50-70см). Обычные сапоги не подойдут, точнее не пройдут. Болотные сапоги оптимальный вариант, либо химзащита или гидрокостюм.

[700x466]

На удачу нашли тайник почти случайно. Шагомеры, накануне установленные на андройдофоны, показали разное значение, среднее расстояние от верхнего входа получилось ~2,2км. Фотографии все делали на обратном пути.

[700x466]

[700x466]

Это наверное та самая вертикальная вентиляционная скважина из немногих диаметром 30-60 см. Одну из таких мы видели на поверхности в лесу.

[700x466]

Раз уж тоннель прорублен в известняках, то тут много белых кальцитовых натеков. Но иногда встречаются натеки красного цвета. Есть предположение, что это нефть (вспоминая соседство с нефтепроводом).

[700x466]

Иногда в тоннеле есть бетонные перекрытия. Некоторые из них обрушились.

[700x466]

Вылезли довольные из тоннеля и вернулись к машине. Поужинали. И через Сатку поехали домой. Через час уже стемнеет. До темноты успели по М5 доехать до Златоуста. Доехали домой благополучно. Все было хорошо: и место, и время, и компания, и настроение. Спасибо всем!

Вот так закончилось путешествие 1 февраля и ничего не предвещало беды. 2 февраля поехал на работу и тоже было все хорошо. А вот вечером... Завожу машину и двигатель тарахтит как трактор. Поехал, и тут загорелась лампа давления масла. Остановился, посмотрел уровень масла - ниже нижнего. Удача: совсем рядом купил такое же масло, какое залито в двигатель. Залил, завел - не помогло. Двигатель застучал, а это значит что придется делать капитальный ремонт или замену, короче дорогое и большое дело. Позже увез на эвакуаторе... Итог - я пешеход, и это во многом предопределило мою дальнейшую деятельность и настроение...

---

Использованы фотографии Scout66'a и информация с сайтов:

З.Ы. Отчет Scout66'a об этой поездке на драйве.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
Anastasia_Noapte 06-02-2015-16:56 удалить
не отчаивайся, главное, съездили хорошо, не в дороге приключилось
k_lex 06-02-2015-16:58 удалить
Ответ на комментарий Anastasia_Noapte #
Исходное сообщение Anastasia_Noapte не в дороге приключилось
Да! Миловал Бог то что не в дороге случилось и не за тридевять земель от дома. Или Зюраткуль, или М5 меня не любят.
Scout66 07-02-2015-14:57 удалить
Можно только посочувствовать. У меня на сайдкике когда масло уходило это заметно было, и без того дохлый движок переставал тянуть.
k_lex 08-02-2015-09:08 удалить
Ответ на комментарий Scout66 # В том то и загадка: раньше подъедало, но не спешно. Чтобы так разом и без подтеков... И доливка не помогла.
Сочуствую тебе с машиной. Без неё нынче как без рук! Уже есть новости? Что показало вскрытие?
k_lex 13-02-2015-11:15 удалить
Ответ на комментарий Братишка_Горец # Вскрытие показало что напакостила какая-то метал. стружка в каком-то клапане, возможно со сорванной резьбы отверстия для сливки масла, и не было давления масла. Немного "шлифонут" коленвал и подберут вкладыши. Заодно для профилактики мы попросили поменять поршневые кольца и ремень ГРМ. Сам точно не знаю что и как, пересказываю как мне сказали через двух посредников. Потом эту историю напишу на драйве. Без машины, конечно, сложно. К машине сейчас многие привязаны и "жить не могут без нее", но это не про меня. Всего лишь неудобно теперь ездить на работу...
Буду ждать подробностей на драйве. Удачи в ремонте.
k_lex 13-02-2015-16:29 удалить
Ответ на комментарий Братишка_Горец # Братишка_Горец, Спасибо


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сатка. Тоннель | k_lex - Дневник lex | Лента друзей k_lex / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»