Это цитата сообщения
Juxare Оригинальное сообщениеИдти на режиссера
Этот театральный полусезон был посвящен
театру им. Вахтангова: мы посмотрели еще в конце весны там спектакль "Сирано де Бержерак" с Максимом Сухановым (2001, реж. Ю. Мирзоев), осенью - "Мера за меру" (2010, реж. Ю. Бутусов), еще раз "За двумя зайцами" (1997, реж. А.Горбань), "Дядю Ваню" (2009, реж. Р. Туминас) и, наконец, в прошлый четверг, - "Маскарад" (2010, реж. Р. Туминас).
У меня находятся неверные слова для того, чтобы описать впечатление, но тем не менее это клоунада. Несмотря на то, что ставили в разное время и разные режиссеры, какая-то странная общность у них всех есть. Сильные решения отдельных сцен, схематичность героев. Ладно, островские "Два зайца" допускают лубочность, но чтобы клоуном был Сирано?! Впрочем, я видела Суханова в "Тартюфе", он там такой же шут, может быть, это вообще фирменный знак дуэта "актер-режиссер"?.
На "Дядю Ваню" мы ехали, что называется, в предвкушении - лучший спектакль года, у С. Маковецкого, которого я нежно люблю с монолога Мармеладова, - приз за лучшую роль. Но впечатление мое было сродни мнению предводителя: "ладно мы бесплатно, но люди-то деньги за это платили!" (цитирую недословно).
Сложилось ощущение, что играли не роли, а какие-то образы этих ролей. Спектакль в половине своей решен в форме монолога, который актер произносит в зрительный зал, а остальные на сцене тактично ждут своего времени для своего слова и своей эмоции. Астрова так испортили, что стало обидно за этот образ: не негодяй, пристающий к замужней женщине, потому что делает это вроде как по обязанности (слова такие), не горит душой за те самые "леса", потому что тараторит этот текст такой скороговоркой, что услышать его слова невозможно, а эмоционально - любая скороговорка вроде "бык тупогуб" будет более насыщенной... Соня - не самостоятельная девица, а ребенок, которому в ее сценические немногие двадцать с чем-то быть там странно. Лучше всех на сцене одеты не дворяне, пусть и не очень состоятельные, а старая нянька - она в спектакле остается единственной женщиной. Вообще, женщин Туминас не очень любит, последовательно в обоих спектаклях выставляя их дурами.
Маковецкий... Мне почему-то даже было не обидно за то, что его несомненный талант не был раскрыт режиссером в полную меру.
Когда-то в Ленкоме за Дм. Певцова так переживала, а здесь - нет, прежде всего потому, кажется, что не было подано намека на то, что вообще можно ожидать чего-то большего.
И как в сравнении с вахтанговским "Дядей Ваней" был прекрасен прошлогодний "Дядя Ваня" в им. Моссовета в постановке А. Кончаловского.
Я, несмотря на то, что не хочу говорить о Кончаловском хороших слов, вынуждена это делать - он талантливейший режиссер! В его постановке и легкость, и серьезность безысходности положения, и все слова так подчеркнуты, что им удивляешься.
А А.Домогаров, играющий у него доктора Астрова - чудо как хорош: и негодяй, и профессионал, и бабник, и болеющий за уездные леса человек - главное, не равнодушный!
Из спектакля в постановке Кончаловского мы забрали себе на цитаты несколько фраз, из спектакля в постановке Туминаса - горькое разочарование... А слова были одни и те же...
Если Вы не любитель остраненного, через третьи руки - режиссера, актера, играющего роль и самое роли, - восприятия, не ходите в театр им. Вахтангова, Вам не понравится.
p.s. а еще, простите за интимную подробность, многие актеры этого театра не умеют говорить :( что простительно мне, хотя, думаю, для слушателей моих неприятно, то непозволительно им.