Это цитата сообщения
Сын_Дракона Оригинальное сообщениеСтранная история доктора Джекила и мистера Хайда
Только Граф мог поехать в театр и вернуться домой с сумкой, набитой печатной продукцией ) Только Граф мог потащить народ за час до спектакля в книжный магазин, где полностью забил свой «чумадан» (с которым, как уверяла моя мама, меня должны были не пустить в театр )) Зато я купил сказку, которую давно ждал, третий и четвертый тома «Магазинчика ужасов» (жаль, что второй уже закончились () и еще первый том новой (для меня) манги «Юная королева Джун»
Но это, так сказать, пролог, прелюдия к главному событию вечера )
Пусть не все и не сразу, но мы все-таки собрались (вшестером) и, совершив марш-бросок до театра им. Моссовета, успели вовремя. А из-за того, что спектакль немного задержали, можно даже сказать, что и заранее )
Что я могу сказать о «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда»?
Зря я перечитывал повесть Стивенсона – вот уж действительно «по мотивам» )
На самом деле, перечитывал я ее для того, чтобы развеять мои сомнения: насколько я помнил, там музыкальный спектакль ставить… практический не на чем. Там в основном мысли – даже не чувства, ибо жанр не тот, а именно мысли. Действий немного, события – короткие и... как бы это сказать… театрально невыразительные.
Просматривая на сайте список ролей, я уже тогда понял, что «это будет что-то другое»: кроме главных героев (героя?) имен из повести было лишь двое: друг Джекила Джон Аттерсон (от имени которого и шло повествование у Стивенсона) и дворецкий Джекила Пул. Остальные 12 персонажей – придумка сценариста )
В книге Генри Джекил, пятидесятилетний дородный добродушный мужчина создал свой эликсир (прошу отметить этот момент: эликсир!) для того, чтобы мелкими грешками, которые его привлекали, могла заниматься его темная сторона, не впутывая в подобное приличного джентльмена. «Темная сторона» вышла почти в два раза моложе, гораздо ниже и худощавее, крайне отталкивающей внешности и получила имя Эдварда Хайда. Но увы, со временем Хайд начал одерживать верх. Если раньше требовалось пить эликсир, чтобы обернуться им, то чем дальше, тем чаще приходилось пить, чтобы хоть ненадолго снова стать Джекилом. В результате эликсир вскоре закончился, а нового создать не получилось. А так как Хайд успел совершить убийство и его разыскивала полиция, и надежды стать прежним не осталось, он покончил с собой. На этом заканчивается сия печальная история.
Но в спектакле цели Джекила куда более благородны. Его отец сошел с ума, и доктор ищет средство вернуть ему разум. Он предполагал, что разделив разум «на фракции», можно «выкристаллизовать» рассудок.
Собственно, с этого начинается спектакль – но только после того, как народ поет песню про «благопристойный фасад», которым мы все прикрываем всю тьму в своей душе (песня мне очень понравилась, но к музыке я вернусь чуть позднее).
Итак, Джекил занимается своими исследованиями. Эксперименты на крысах дали успех. Он просит Совет Попечителей местной больницы помочь ему с добровольцем, чтобы провести опыт над человеком. Однако те ему отказывают:
«А Вы продолжайте ставить свои опыты. Но – на крысах! А я Вам помогу. Я пришлю Вам крысоловку» - заявляет пожилая леди Энфилд.
Собственно, в Совете его и выслушали-то только потому, что один из его членов – отец невесты Джекила. По ходу действия ясно, что он не особо рад будущему зятю, однако его дочь Эмма крутит отцом, как хочет – а хочет она замуж за Джекила. Она твердо верит в него и в то, что он добьется успеха.
Но не только Эмма влюблена в Джекила. Аттерсон уговаривает сходить его в популярное кабаре «Красная крыса», где он встречает певичку Люси (песня про Добро и Зло, которую она поет – это нечто!!!). Он ведет себя с девушкой приветливо и дает ей свою визитную карточку.
[показать]
Кроме приятного знакомства этот вечер и эта песня добавляют Джекилу решимости: вернувшись домой, он решает, что уж один-то человек у него всегда под рукой – он сам.
Каюсь, в этот момент, несмотря на всю его серьезность, меня прошибло на пошловатый юмор:
Джекил:
- Три часа сорок восемь минут. Пять кубиков моего снадобья…
Я:
- Не фтыкает…
Хайд (уже после трансформации):
- Четыре часа утра…
Я:
- Фтыкнуло…
«Трансформация» заключалась в том, что Джекил себе волосы в хвост завязывал, а Хайд – распускал ) С другой стороны, театр – не кино, и там просто нет возможностей для моментальных преображений.
Зато менялся актер: голос, поведение, походка и даже просто жесты.
Опыт удался, однако Джекилу радоваться не стоит. Он стал раздражительнее, почти полностью погружен в себя и уже сам не знает, кто он.
В это время к нему приходит Люси – приходит как к врачу (увы, девочки из кабаре не только поют, но и оказывают другие услуги), хотя и надеясь на нечто большее. Пока Джекил залечивает ей следы от грубого обращения, девушка рассказывает, кто нанес ей эти удары: некий мистер Хайд.
[показать]
Первая часть спектакля заканчивается тем, что Хайд убивает епископа – одного из членов Совета Попечителей (да простят мне те, кто будет это читать, но хочу сказать, что убийство епископа было самым красивым. И уж, по крайней мере, не лишенным изящества).
Начинается вторая часть, и убийства продолжаются. За епископом следуют и другие члены Совета Попечителей: сперва генерал, а потом, через несколько сцен – Прупс, член парламента.
Эмма переживает за Джекила, Люси о нем мечтает и смертельно боится Хайда. Сам Джекил уже не знает, кто он, чего хочет и что со всем этим делать дальше.
А чем дело закончилось – рассказывать не буду О:-) Это надо смотреть, господа, это выглядит сильно именно когда ты там, все видишь своими глазами и слышишь своими ушами, это нельзя пересказывать.
Переходим ко всему остальному:
Может, конечно, мне показалось, но лейтмотивом спектакля звучит «Наркотикам нет!» Ибо здесь лекарство Джекила вводится внутривенно, его откровенно называют наркотиком. Также и признаки, которые упоминаются при употреблении, и «высвобождение темной стороны», и ломка, и отчаянье от безысходности – все это более чем откровенные намеки. Для тех, кто не понял, в финале поют песню, где практически прямым текстом обличают тех, кто «подсел на иглу». Сам-то спектакль, я считаю, все-таки не совсем об этом – но тема наркотиков выведена в нем очень ярко.
Костюмы, декорации – шикарные! Все очень красивое и этого «всего» очень много. Народ и высший свет, посетители и работницы кабаре, светлое и темное, а также немыслимо яркое – все сплетается в единый клубок на сцене, меняясь с потрясающей скоростью.
Песни мне в большинстве своем очень понравились. Особенно самая первая – про «Загляни за фасад», песня про «Добро и Зло», и я наконец узнал, что именно из этого мюзикла песня про джентльменов, которую я услышал более полугода назад и с тех пор она мне безумно нравится ) В общем, я бы с удовольствием слушал бы их снова и снова (интересно, в Сети это реально найти?)
[показать]
Единственная претензия: звук. Почему-то очень тихий, периодически «плыли» микрофоны, а Домогаров… Была высказана версия, что он или вчера… что-то отмечал, или ему зуб накануне вышибли. Ладно, когда он пел за Хайда – тогда голос становился ниже, более хриплым и жестким, и дефекты были незаметны, однако когда он пел за Джекила, некоторые слова было очень трудно разобрать. Очень надеюсь, что это именно нам так не повезло, и в дальнейшим с ним будет все хорошо.
[показать]
И, раз уж мы перешли к актерам: из всего состава я знал лишь одного человека – это Александра Бобровского. Он играл Джона Аттерсона, друга д-ра Джекила. Но я-то его помнил Пилатом из «Иисуса Христа – Суперзвезды» )))))) Так странно было видеть его вместо римской тоги в костюме конца девятнадцатого века…
Но «странно» - это отнюдь не в плохом смысле! Я с удовольствием на него смотрел, благо, появлялся Аттерсон на сцене куда чаще Пилата. Мне нравится и как он поет, и как он играет, так что я получил море наслаждения.
[показать]
А еще мне очень понравился Евгений Ратьков – он играл Спайдера, управляющего кабаре. Правда, кроме «управления кабаре» он еще является и «в каждой бочке затычкой»: появляется в самых неожиданных местах и моментах. Очень подвижный и энергичный молодой человек, замечательно поет. Позабавило, что он оказывался на месте всех трех убийств, спокойно забирал часы у покойных джентльменов – а потом сам же поднимал шум (вот что значит Британия – законопослушная страна. У нас бы его при таких обстоятельствах бы сразу посадили )). А еще что стало плюсом лично для меня – он мне чем-то напомнил Никиту Каледина из «Тампля», и внешне, и по поведению… В общем, он меня очаровал )
[показать]
Далее меня порадовала та самая пожилая леди Энфилд. Порадовала своей легкой помешанностью. Думаете, на том, что она пообещала Джекилу крысоловку, дело закончилось? ) Как бы не так! Эта крысоловка красной нитью шла через весь спектакль, и на третьем упоминании мы уже хохотали, а на пятом – рыдали!
Вот список:
Джекилу:
- Я так жду Вашей свадьбы с душечкой Эммой! А на свадьбу я вам пришлю замечательный подарок: крысоловку!
Саймону Страйду, фармацевту, неудачливому поклоннику Эммы:
- О, как хорошо, что Вы фармацевт! Вы наверняка знаете, где продаются крысоловки!
После второго убийства, в разговоре с Аттерсоном:
- Что происходит? Либо я сошла с ума, либо Англия гибнет!
Аттерсон (тоном истого джентльмена):
- Разумеется, это Англия, леди.
Леди Энфилд (успокоено):
- Слава Богу, а я думала, это я…
Но тогда Англию надо спасать! А я помогу: пришлю крысоловку.
Во время свадьбы:
- Вы получили мою крысоловку?
- Да, благодарю.
- Слава Богу! Теперь я спокойна за судьбу Англии.
И главное, актриса – Мария Кнушевицкая – так замечательно играла эту леди, так… убежденно и искренне, что я был очарован ) Куда там молодым женщинам, игравшим Эмму и Люси, хотя, конечно, и они были очень хороши О:-)
И напоследок еще несколько забавностей:
После песни про джентльменов, исполняемой Люси в мужском костюме, епископ (который, несмотря на ОЧЕНЬ преклонный возраст), выходя от девочек, понимает, что опоздал на выступление. Люси смущенно предлагает:
- Если Ваше преосвященство желает, я могла бы повторить…
Епископ:
- Да, лично для меня, в моих покоях… Но в образе кающейся Марии Магдалены!
Хайд убивает Прупса. Тот:
- Вы не смеете! Я член парламента!
- Здесь парламент – это я!
Хозяйка кабаре – Саймону Страйду, подбивая отравить Джекила:
- В конце концов, Вы мужчина или всего лишь фармацевт?!
Тот (подумав):
- Я – мужчина-фармацевт!
Подвожу итоги: спектакль мне очень понравился. Буду рад примерно через полгода сходить на него еще – на такие вещи надо ходить не раз, а может, и не два. И, разумеется, открываю сезон охоты на песни )
PS Все картинки взяты мною с различных сайтов – я на них не претендую )