• Авторизация


Шарманка. Инструмент души 23-07-2010 11:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


И так. Что такое шарманка, откуда она появилась, что она значила в те древние времена отсутствия МП3 плееров, телефонов с функцией МП3, да и вообще до появления граммофонов, патефонов, и магнитофонов.
Это была доступная душещипательная музыка на улицах многих городов в разных странах.

[306x550]

Ты усталый паяц, ты смешной балаганщик
С обнаженной душой ты не знаешь стыда !

Мчится бешеный шар, и летит в бесконечность
И смешные букашки облепили его
Бьются, бьются шуршат
И с расчетом на вечность
Улетают как дым, не узнав ничего

А высоко вверху в небе старый шарманщик
Как пылинки с цветов с них сдувает года
Замолчи, замолчи, замолчи, сумасшедший шарманщик
Этой песни нам лучше не знать, никогда, никогда"

[590x480]

В Западной Европе этот механический музыкальный инструмент появился в конце XVII века. Поначалу это был «птичий органчик» для обучения певчих птиц, а затем его взяли «на вооружение» бродячие музыканты.

Так появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть. Крутишь ручку — раздается музыка. Чаще всего звучал тогдашний шлягер «Прелестная Катарина» (по-французски «Сharmant Katarina») От названия песенки и произошло название инструмента — шарманка.
В Россию шарманка пришла в начале XIX века, и знакомство россиян с новым инструментом началось именно с французской песенки «Шарман Катрин». Песенка сразу всем очень понравилась, а к инструменту прочно пристало название «катеринка», или «лее шарманка».

Текст этой песни в переводе С. В. Максимова (около 1817 года).
Во всей деревне Катенька
Красавицей слыла,
И в самом деле девушка,
Как розанчик, цвела;
Прекрасны русы волосы
По плечикам вились,
И все удалы молодцы
За Катенькой гнались...

[504x698]

Есть ещё предположение, что первичным было название не шарманка, а ширманка.
«…И произошло от ширм, из-за которых Пульчинелла, почти всегдашний спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает зевак и любопытных появившиеся у нас органы были неразлучны с кукольною комедиею» (очерк «Петербургские шарманщики» из «Физиологии Петербурга» Д. В. Григорович).
Голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их родине. И было это лет 500 назад. Однако из вещественных доказательств у них есть только чертеж конца XV века — столь ветхий, что на нем трудно что-либо разобрать. Из тех образцов, что дошли до нас, самый древний был сделан во Франции в начале XVII века.
 

[555x700]

Зачастую нам кажется, что шарманка — это просто большая музыкальная шкатулка и мелодия рождается в ней с помощью валика со штырьками и железной пластинки с «хвостиками». Валик крутится, расположенные в нужном порядке штырьки задевают за «хвостики» — вот вам и «На сопках Маньчжурии». Однако не все так просто. Да, существуют шарманки с таким механизмом и даже с механизмом ксилофона, когда штырьки валика задевают музыкальные молоточки, ударяющие по металлическим клавишам, но это уже производные

[384x512]

Настоящая шарманка — почти орган, и ее устройство намного сложнее, чем мы думаем. Чтобы шарманка заиграла, нужно сначала повернуть ее ручку — ворот. Эта ручка приводит в движение сразу два механизма: штырек, закачивающий воздух в мехи внизу инструмента, и музыкальный валик с нанесенными углублениями — шпильками. Валик, вращаясь, приводит в движение рычаги, которые, цепляясь за шпильки, двигаются вверх-вниз в заданном порядке. В свою очередь, рычаги приводят в движение трости, которые открывают и закрывают воздушные клапаны. А клапаны контролируют подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодаря которым и звучит мелодия.

Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6−8 мелодий, записанных на валике. Такие «кулачковые устройства» были известны еще со времен античности: маленькие выступы-«кулачки» крепятся на вращающихся цилиндрах или дисках, попеременно включая звучание той или иной ноты.
 

[418x350]

На одном валике записывалась только одна мелодия, но валик было нетрудно заменить. В 20-м веке вместо валиков стали использовать перфорированные бумажные ленты, на которых каждому звуку соответствует определенное отверстие. Нередко шарманка снабжается приспособлением, которое делает специально звук прерывистым и дрожащим, чтобы лучше удавалось «выжать слезу» у слушателей.

[314x350]

Но еще бывали язычковые шарманки — сейчас они попадаются в качестве детских игрушек.

Интересно: со временем колки шарманки стирались, звук становился невнятным и навязчивым – отсюда «Ну, опять свою шарманку завел!..»

Репертуар шарманок составляли наиболее популярные песни старого времени, к примеру: «Матушка-голубушка», «Вдоль по Питерской».
Но шлягером начала прошлого века была песня «Маруся отравилась».

Песня вышла в 1911 году на пластинке Нины Дулькевич, с авторством Якова Пригожего, пианиста и аранжировщика московского ресторана "Яр".

Предположительно, Пригожий взял за основу сюжет какой-то ныне не известной народной песни.
Исследователь истории грамзаписи Глеб Скороходов пишет, что в том 1911 году "Марусю" записали на пластинки сразу несколько фирм, уже через год песня потеряла авторство и на пластиночных этикетках стала указываться как народная.
Песня сохраняла популярность на протяжении десятилетий. Есть запись цирковой клоунады 1919 года "Шарманка", где звучит песенка "Маруся отравилась" в исполнении знаменитого клоуна-акробата Виталия Лазаренко.

Мне прыгать что-то надоело
И, граждане, признаюсь вам,
Я за другое взялся дело:
Хожу с шарманкой по дворам.
Шарманки звуки-то тоскливы,
А то бравурны иногда.
Вам всем знакомые мотивы
Она играет хоть куда!

Кукольники для своих представлений объединялись с шарманщиками, и с утра до вечера ходили с места на место, повторяя помногу раз приключения Петрушки. Актёр таскал на плече складную ширму и узел, или сундучок с куклами, а музыкант – тяжёлую, до тридцати килограммов, шарманку.
Остановившись на сельской базарной площади, музыкант опирал на ногу-подставку шарманку, и начинал играть, собирая зрителей. Петрушечник же в это время, зайдя внутрь ширмы, перекладывал кукол в большой карман, нашитый на уровне его груди на ситец одной из рам, брал в рот «пищик», и представление начиналось.
 

[520x333]

Шарманщик всегда был партнером по очень важной причине – речь Петрушки из-за пищика была недостаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял фразы, помогая таким образом зрителям понимать смысл его слов.
Ещё шарманщик выступал и в роли «понукалки» — представлял зрителям Петрушку, спорил с ним, подсказывал, предупреждал или пытался отговорить от дурных поступков, играл на шарманке или других музыкальных инструментах, когда по ходу действия были необходимы музыкальные вставки.
 

[518x699]

Когда представление заканчивалось, музыка смолкала, редкие медяки падали в шапку, положенную на землю возле ширмы; потом актёры собирали свои пожитки, и шли дальше, в следующий двор, или следующую деревню.

100—200 лет назад шарманщики ходили по дворам и играли популярные романсы, вальсы или любимые в народе массами песни вроде «Разлуки» Жители окрестных домов слушали уличную музыку и бросали шарманщику из окон мелкие монетки. Иногда у шарманщика на плече сидела обезьянка, которая участвовала в выступлении, — она строила рожицы, кувыркалась на земле и даже танцевала под музыку.

Peter Jackson

[600x538]

Николай Асланович Пиросманишвили "Первый шарманщик" 1906

[600x310]

Или же компаньоном был большой попугай, который за копеечку вынимал из коробки свернутые в трубочку билетики «со счастьем» – на бумажке было написано, что ожидает человека в будущем. И ведь верили… Часто вместе с шарманщиком ходил совсем маленький мальчик и тоненьким голоском пел жалобные песни (о судьбе уличных музыкантов лучше всего почитать роман Гектора Мало «Без семьи»).

Другие имена шарманки - ручной орган, органчик; «Barrel-organ», «Street organ», «Hand organ». Очень часто шарманкой служила колесная лира («hurdy gurdy», «Хали-Гали» в русской транскрипции)
 

[600x479]

Казимир Похвальский «Лирник» 1885 г.

[600x471]

Колёсная лира (англ. «hurdy-gurdy»; нем. «Drehleier»; фр. «vielle a` roue») - народный струнный музыкальный инструмент с крупным удлинённым корпусом, иначе называемым, например, на Украине «рыле», а в Белоруссии – «лёра». Французское название, «Vielle a` roue» (колесная скрипка), описывает метод, которым извлекается звук. Скрипичный смычок заменен колесом, которое вращается при помощи ручки. Колесо касается струн и заставляет их колебаться.

Norman Rockwell

[600x600]

Jean-Honoré Fragonard

[600x593]

Париж 2009г.

[600x450]

Париж. 10 июля 2010. Современный шарманщик на Мон Мантр.

[600x600]

[600x450]

Париж. 10 июля 2010.

[600x401]

[600x450]

[600x600]

Шарманка старая крутилась, катилось жизни колесо.
Я пил вино за вашу милость и за минувшее за все.
За то, что в прошлом не случилось на бранном поле помереть,
А что разбилось - то разбилось, зачем осколками звенеть?

Шарманщик был в пальто потертом, он где-то в музыке витал.
Моим ладоням, к вам простертым, значенья он не придавал.
Я вас любил, но клялся прошлым, а он шарманку обнимал,
Моим словам, земным и пошлым, с тоской рассеянной внимал.

Текла та песня как дорога, последних лет не торопя.
Все звуки были в ней от бога - ни жалкой нотки от себя.
Но падали слова убого, живую музыку губя:
Там было лишь одно от бога, все остальное - от себя.

Булат Шалвович Окуджава,1979г.

[445x625]

Фото из Парижа Le Français ordinaire

/www.liveinternet.ru/users/kykolnik/post103302568/" target="_blank">http://www.liveinternet.ru/users/kykolnik/post103302568/, http://www.orgues-de-barbarie.com/">christian.bigaud.free.fr/, http://www.liveinternet.ru/users/kykolnik/post103302568/, http://www.orgues-de-barbarie.com/


 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Вельта 03-08-2010-18:55 удалить
Спасибо за информативный пост)))


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Шарманка. Инструмент души | Dragomir - Дневник Dragomir | Лента друзей Dragomir / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»