Город Лебедянь Липецкой области известен тем, что здесь расположен крупнейший в Восточной Европе завод по производству соков, но не все знают о том, что здесь живет и трудится, пожалуй, самый уникальный метростроевец Леонид Мулярчик.
Знакомство с метрополитеном начинается с единственного на данный момент павильона. Снаружи установлен киоск, задел под скамейку и рама – туда Леонид планирует подвесить телевизор. Площадку перед киоском Мулярчик насыпал своими руками – здесь, по его проекту, будет летнее кафе с видом на берег Дона. Вход в метро заперт на замок – больше всего Леонида беспокоят вандалы, которые постоянно воруют все, что ему не удалось намертво привинтить к земле.
Сразу от входа: направо комната за киоском, налево – зал площадью метров 15. Изначально, рассказывает Леонид, здесь планировалось что-то вроде пожарной станции – с системой управления гидрантами, чтобы в случае пожара подавать воду к каждому дому. Потом планы изменились – пожарные передумали. После этого Мулярчик решил, что помещение должно приносить прибыль, и начал выбивать разрешение открыть тут кафе. «Человек 10 здесь поместится, а больше и не надо», – рассказывает он.
Предварительное согласие от чиновников он получил, а когда дело дошло до открытия – бумаги подписывать отказались. «Уперлась тетка из МУП «Экология» – «Я эти документы не принимала, я их подписывать не буду, – вспоминает Леонид. – А вообще ко мне очень пристальное внимание чиновников. Санэпидстанция обязала меня провести в киоск канализацию, водопровод и прочее. Я говорю – ни в одном киоске такого нет. Я, конечно, сделаю, мне не сложно, лишь бы вы мне голову не морочили. Когда принимали, пришли, спрашивают – а горячая вода есть? Санэпидстанция мне большое внимание уделяет».
Работу киоска, к слову, Мулярчику тоже не разрешили – над площадкой проходит линия электропередачи, а, значит, никакой торговли в охранной зоне быть не может.
Вообще с местной властью у Леонида отношения сложные. Вероятно, отторжение у чиновников вызывает самостоятельность Мулярчика – как так, без «райкома» и «горсобеса» (здесь люди в кабинетах со сменой строя не меняются) решил построить свою естественную монополию! Леониду приходится по нескольку раз согласовывать каждый свой проект – и не всегда поход по инстанциям заканчивается успешно.
Свои тоннели ему пришлось согласовывать несколько раз. Разрешительной документации накопилось несколько томов. Последний раз пришлось нести все бумаги мэру – тот после вопроса журналиста о Лебедянском метрополитене вдруг заинтересовался проектом. Документы посмотрели, изучили – и не нашли, к чему бы придраться. Вернули со словами – «ладно, пусть будет».
Как и большинство строителей, работы Леонид ведет «тайком» - подает документы, и пока чиновники «согласовывают», он копает. Работает синхронно с бюрократами: заканчивает очередной этап как раз тогда, когда чиновник наконец-то ставит последнюю подпись. «Как они во мне заинтересованы? Очень заинтересованы. Чтобы насыпать площадку перед павильоном, я ходил с бумажками год и восемь месяцев. Они заинтересованы в том, чтобы я не работал», – разъясняет Леонид. Уже выполненные постройки заставили защищать в Липецке, в институте. «Когда проверяли мои тоннели на прочность, спрашивают – а почему у тебя так прочно? А потому что я сам у себя цемент не воровал».
«Работаю я в основном зимой – летом хватает дел на поверхности». Огород, ремонт дома, верфь
– как мужик с руками, он востребован соседями и родственниками. Сейчас Мулярчик планирует уехать в Москву – его пригласили помочь с ремонтом.
Кроме подземного проекта, у Мулярчика есть верфь и колесный буксир. Буксир валяется на земле – Леонид вытащил его на сушу, чтобы не утопили местные вандалы. Раньше был настоящий двухпалубный корабль, его купил владелец одного из липецких рынков. Новому владельцу судно счастья не принесло. Пока корабль был на суше, вандалы разорили «систему непотопляемости» - механизм откачки воды, и он лежит полузатопленный где-то на берегу Липецкого водохранилища
Вход в «метро» и подземную котельную прямо из дома
Глубина залегания «метро» - всего 2 метра от поверхности земли. Строительство началось в 1984 году. Леонид создал кооператив, куда с радостью записалось 166 человек, однако узнав, что оплата за работу предполагается только после того, как построенное метро будет приносить дивиденды, все моментально отказались от работы. Последнее время работа идет медленно и тяжело, ну подумайте сами — все построил один человек. Вот входной вестибюль на «станцию», здесь высокие потолки и оштукатуренные известняком стены.
Самодельная бетономешалка для замешивания раствора. Везде проведено рабочее (12 вольт) и постоянное (220 вольт) электричество для бетономешалки и электроинструментов.. Вообще, у этого метро есть все необходимые документы и разрешения. Помимо транспортной функции здесь предполагается провести водопровод, канализацию и пожарные краны для всех жителей района.
Магистральный тоннель. Конструкция сводов выдержит проезд по поверхности 60-тонного грузовика (есть заключение экспертной комиссии). В магистральном тоннеле высота сводов примерно 150 см.
Здесь оставлено место в стене для строительства шахты из дома соседей (когда они тоже захотят провести метро в свой дом). Хотя это напоминает технологическую нишу, для персонала, что бы прятаться от подвижного состава во время движения.
Температурный шов и самодельный щит, предназначенный для цементирования сводов. Весь цемент закупался на пенсию Леонида, кирпич из известняка обжигался здесь же в котельной.
Вдали виднеется забой. Поскольку на поверхности в этом месте находится овраг, то пришлось углубится под землю. В среднем на проходку 1 метра тоннеля уходит один день, и еще 3 дня на бетонирование свода.
Специально созданная шахта для выемки грунта. Как только будет пройден овраг (осталось еще около 20 метров), там будет поставлен вестибюль для входа.
Магистральный тоннель. Здесь по замыслу строителя должны будут двигаться специально созданные вагонетки для перевозки 3-4х пассажиров. Они должны быть полностью автоматизированы — нажал кнопку, доехал до нужного места.
Технический тоннель. Здесь расположена насосная станция, которая качает воду из скважины расположенной в 70 метрах отсюда. Прицепленные герконы на трубке включают и выключают насос автоматически. Чуть подальше видна котельная. Это малая котельная, способная обогреть всего 4 дома. Место под большую котельную на 20 домов оставлено справа.
Пройдя еще метров 20 по магистральному тоннелю, можно посмотреть на электрифицированную эстакаду, созданую для подъема тележки с грунтом на поверхность. С созданием шахты, о которой я рассказал выше, необходимость в эстакаде отпала. Наверху находится гараж.
С другой стороны магистральный тоннель тоже упирается в забой. Здесь тоже осталось пройти еще порядка 30 метров и поставить вестибюль. Налево уходит вспомогательный тоннель.
Слева выгребная шахта для обжига известняка.
С этого тоннеля начиналось строительство.
Параллельный тоннель. Таковы требования пожарной безопасности. Здесь тоже стены и своды оштукатурены. У Леонида есть интересная идея — приглашать сюда молодежь для клубных вечеринок. Психоделик вечеринки под землей - это круто. Здесь даже есть места под мужской и женский туалет, умывальник, бар.
Еще одно творение Леонида — колесный буксир.
Рядом, на берегу Дона можно увидеть самодельный колесный буксир. У Леонида был еще двухпалубный корабль, но недавно он его продал (случайно нашелся покупатель), для того чтобы купить себе Ниву.