Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) - великий голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.
Начало см. рубрики: "Художники разных стран-1", "Художники разных стран-9".
[700x297]
86
[700x525]
[700x280]
87
[559x700]
88
[549x700]
89
[700x493]
90
[680x700]
На марках:
85. Архангел Рафаил оставляет семейство Товии. 1637. Париж. Лувр. (Описание см. р.9-ч.48-№6)
86. Урок анатомии доктора Тульпа. 1632. Гаага. Маурицхейс.
Центральная фигура картины — доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся устройство мускулатуры руки человека. Труп — Адриаан Адриаанс по прозвищу Арис Киндт (Малыш). В своё время он тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов. Подобные открытые анатомические уроки были обычным явлением не только в Нидерландах, но и по всей Европе. Они проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней. Зрителями были коллеги по цеху, студенты, уважаемые граждане и простые горожане. На картине изображены конкретные известные старшины и лекари Амстердама.
87. Портрет купца Мартина Лотена. 1632. Лос-Анджелес. Музей искусств.
88. Титус за партой. 1655. Роттердам. Музей Бойманса-Ван Бенингена.
Мальчик сидит за наклонной партой, почти лёжа на листках бумаги. Перед ним - орудия труда: перо и чернильница. Задумавшись, он подпирает большим пальцем подбородок, взгляд широко раскрытых глаз сосредоточен. В центре картины, над деревянной крышкой парты, перед которой висят на кожаных шнурах чернильницы, - голова, руки и вдумчивость мальчика, оставшегося наедине с самим собой. Хотя черты лица ещё по-детски округлы, момент, выбранный для портрета, - одно из тех мгновений серьёзности, которые порой омрачают лица детей. Рембрандт намеренно изобразил его не за рисованием, а в момент раздумий о том, что он станет делать, до того как мальчик взялся за перо. По крайней мере, таким бы он хотел видеть его будущее. Титус, ставший живописцем, и дальше будет появляться на его картинах, но уже никогда как художник.
89. Судостроитель и его жена (Ян Риксен и его жена Грит Янс) 1633. Лондон. Картинная галерея Букингемского дворца.
Художника особенно привлекают люди высокого интеллекта, целеустремленные, творческие. Характерен в этом отношении «Портрет кораблестроителя и его жены». Он с циркулем в руке на минуту повернулся к вошедшей жене. Она передает ему письмо, не выпуская ручку двери. Свет, проникающий в окно, выделяет самое существенное - лица персонажей, стол с чертежами и книгами. Лицо кораблестроителя светло и вдохновенно.
90. Вирсавия в купальне с письмом царя Давида. Париж. Лувр.
В Ветхом завете рассказывается о царе Давиде, как он однажды взошёл вечером на крышу своего дворца: «И он увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Элиама, жена Урии Хеттянина. И Давид послал слуг взять её...». Эту сцену Рембрандт переносит на полотно и концентрирует в ней всю тёмную историю о супружеской измене, кровном преступлении и божественном гневе. Вирсавия только что получила послание от Давида и погрузилась в предчувствие будущей вины и печали. Такое глубокомысленное толкование образа захватывает зрителя тем более, так как полное страдания смирение перед неотвратимостью судьбы противоречит воспламеняющей роскоши телесной красоты. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.