Павел Акимович Овчинников (1830-1888) -
придворный ювелир его Императорского двора.
Эмаль - одна из самых изысканных и сложных техник художественного эмалирования, появившаяся в России в конце 19 века. Драгоценная художественная посуда, изделия декоративно-прикладного искусства с витражными эмалями всегда считались вершиной ювелирного искусства. Техника витражной эмали была доступна лишь лучшим ювелирам мира- Бенвенутто Челлини, Павлу Овчинникову, Ивану Хлебникову, ряду эмальеров Франции и Германии.
Б.Челлини
К.Фаберже
П.Овчинников
И.Хлебников
[680x613]
Русские эмали… Эти слова рождают в нашей памяти богато украшенную царскую посуду, драгоценные оклады церковных книг, парадное оружие, государственные регалии. Среди всего многообразия произведений ювелирного искусства авторские произведения с художественными эмалями всегда занимали особое место. А эмальеры являлись особой кастой избранных, в которой секреты мастерства строго хранились и передавались из поколения в поколение. Процесс создания изделий с цветными эмалями невероятно кропотлив и сложен. Даже зрелому мастеру порою требуется проделать не один десяток экспериментов, прежде чем удастся получить нужный оттенок эмали. Каждый эмальер должен быть не только художником, но и великолепным технологом. Часто произведение с эмалями из-за каких- то технологических ошибок «гибнет» на самой последней стадии его изготовления. Именно поэтому даже в дни наивысшего расцвета русской художественной эмали настоящие произведения искусства были большой редкостью и, как правило, являлись достоянием узкого круга истинных ценителей и знатоков. Формы изделий были самыми разнообразными.
Во все времена эмали были дороги и ценились на уровне драгоценных камней, с которыми спорили по цвету, прозрачности и блеску. Несмотря на кажущуюся хрупкость, эмалевые произведения, прошедшие высокотемпературный обжиг в муфельной печи, веками сохраняют богатую палитру и яркость красок.
Судьба П. Овчинникова была обычна и необычна для нового класса промышленников России. Крепостной князя Д.Волконского, обнаружив способности к рисованию, для «систематического развития художественных способностей», был отправлен в Москву в мастерскую по производству золотых и серебряных изделий, принадлежавшую его брату А.А.Овчинникову, где прошел путь от ученика до золотых дел мастера. Незаурядный талант позволил освободиться от крепостной зависимости, П. Овчинников получил вольную, в 1850 г. женился и на 1000 рублей приданого жены завел самостоятельное дело. В 1851 г. он основал собственную мастерскую, затем брат передал ему свои дела и в 1853 г. была открыта фабрика по производству золотых и серебряных изделий в Москве, на Таганке, в 1-ом Гончарном переулке, в доме Лежнева. Годовой оборот в 1853 г. составил 25000 рублей, в 1854 - 1855 гг. он был уже 1,5 миллиона рублей. Овчинников наряду с другими фабрикантами, такими, как Фаберже и Хлебников, платил своим рисовальщикам от 6 до 10 тысяч рублей в год, чтобы иметь всегда новые оригинальные рисунки.Прошло около 10 лет кропотливого труда художников и мастеров, прежде чем был найден узнаваемый «стиль Овчинникова», свой ассортимент изделий, особая орнаментация, излюбленные технические приемы и высокое качество исполнения.
[680x737]
Фирма Павла Овчинникова гремела на всю Европу. Предметы из золота и серебра украшались сканью, эмалью, и становились настоящими произведениями искусства. Нередко в их оформлении использовали исторические темы. Однажды на выставке в Париже русские мастера представили письменный прибор, посвященный освобождению крепостных: его украшала фигура крестьянина, который, крестясь, начинает первый сев на своей земле. В то время крестьянская тема вошла в моду – появились пепельницы в виде лаптей или саней, солонки в виде берестяных туесов, подстаканники в форме деревенских изб, стаканы- «кадушки» и сахарницы с имитацией плетения из бересты. Но Овчинников пошел еще дальше – его мастера стали имитировать различные фактуры, прежде всего ткань.
Когда на Венской выставке император Александр II посетил русский павильон, ему поднесли хлеб-соль на серебряном блюде с шитым полотенцем из серебра (!) и иконой Спасителя филигранной работы. На той же выставке король Италии купил изготовленную предприятием Овчинникова серебряную корзинку с салфеткой, «исполненной, - как отмечали в прессе, - так изящно, что салфетка кажется не из металла, а из полотна».
В 1865 г. на Московской международной выставке П.Овчинников удостоился получить от Наследника Цесаревича Александра Александровича звание придворного поставщика. Кроме того, в награду за выставку ему был пожалован большой орел и золотая медаль. Впоследствии Овчинников был награжден многочисленными медалями и дипломами за свои экспонаты и был удостоен пяти российских орденов до ордена св. Владимира 4-й степени включительно, а также звания мануфактур-советника; кроме того, его пожаловали орденами австрийское, бельгийское и французское правительства. Одна из главных заслуг Овчинникова заключается в том, что он отрешился от рабского подражания иностранным образцам и старался по возможности придавать своим произведениям народный характер. Работы его фабрики в тысячах экземпляров расходились в России и за границей.
Кроме того, Овчинников хорошо зарекомендовал себя и как гласный Московской Городской Думы, в должности которого он пробыл 12 лет. Скончался Овчинников 9-го апреля 1888 года.Но русские эмали, благодаря замечательным русским ювелирам Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, Фёдора Рюккерта и др. живут и сегодня.
П.Овчинников
И.Хлебников
Ф.Рюккерт
[780x642]
К.Э.Болин
Современные искусство эмали не забыто и современные авторы создают работы, используя опыт уже известных мастеров.
Поднос-перегородчатая эмаль
Набор десертный-витражная эмаль
Шкатулка-перегородчатая эмаль
По материалам:
http://www.investinart.ru/povchinnikov/
http://www.enamel.ru/plique-a-jour/
http://www.gelos.ru/month/may2012silver/silver.shtml
http://yablor.ru/blogs/sovremennie-izdeliya-v-stile-faberje/.
http://art.mirtesen.ru/blog/43130630477/RUSSKIE-EMALI.-P.OVCHINNIKOV