• Авторизация


Без заголовка 15-12-2012 13:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Байкалочка_10 Оригинальное сообщение

РУССКИЕ ЭМАЛИ. П.ОВЧИННИКОВ

Павел Акимович Овчинников (1830-1888) -

придворный ювелир его Императорского двора.


[579x775]

        Эмаль - одна из самых изысканных и сложных техник художественного эмалирования, появившаяся в России в конце 19 века. Драгоценная художественная посуда, изделия декоративно-прикладного искусства с витражными эмалями всегда считались вершиной ювелирного искусства. Техника витражной эмали была доступна лишь лучшим ювелирам мира- Бенвенутто Челлини, Павлу Овчинникову, Ивану Хлебникову, ряду эмальеров Франции и Германии.

 

Б.Челлини

[680x674]

К.Фаберже

[680x697]

П.Овчинников

[680x680]

И.Хлебников

[680x613]
        Русские эмали… Эти слова рождают в нашей памяти богато украшенную царскую посуду, драгоценные оклады церковных книг, парадное оружие, государственные регалии. Среди всего многообразия произведений ювелирного искусства авторские произведения с художественными эмалями всегда занимали особое место. А эмальеры являлись особой кастой избранных, в которой секреты мастерства строго хранились и передавались из поколения в поколение. Процесс создания изделий с цветными эмалями невероятно кропотлив и сложен. Даже зрелому мастеру порою требуется проделать не один десяток экспериментов, прежде чем удастся получить нужный оттенок эмали. Каждый эмальер должен быть не только художником, но и великолепным технологом. Часто произведение с эмалями из-за каких- то технологических ошибок «гибнет» на самой последней стадии его изготовления. Именно поэтому даже в дни наивысшего расцвета русской художественной эмали настоящие произведения искусства были большой редкостью и, как правило, являлись достоянием узкого круга истинных ценителей и знатоков. Формы изделий были самыми разнообразными.

[780x585]

[680x391]

[780x460]

[780x982]

[780x806]

[780x780]

         Во все времена эмали были дороги и ценились на уровне драгоценных камней, с которыми спорили по цвету, прозрачности и блеску. Несмотря на кажущуюся хрупкость, эмалевые произведения, прошедшие высокотемпературный обжиг в муфельной печи, веками сохраняют богатую палитру и яркость красок. 

[769x575]

[667x916]

[637x935]

[513x795]

         Судьба П. Овчинникова была обычна и необычна для нового класса промышленников России. Крепостной князя Д.Волконского, обнаружив способности к рисованию, для «систематического развития художественных способностей», был отправлен в Москву в мастерскую по производству золотых и серебряных изделий, принадлежавшую его брату А.А.Овчинникову, где прошел путь от ученика до золотых дел мастера. Незаурядный талант позволил освободиться от крепостной зависимости, П. Овчинников получил вольную, в 1850 г. женился и на 1000 рублей приданого жены завел самостоятельное дело. В 1851 г. он основал собственную мастерскую, затем брат передал ему свои дела и в 1853 г. была открыта фабрика по производству золотых и серебряных изделий в Москве, на Таганке, в 1-ом Гончарном переулке, в доме Лежнева. Годовой оборот в 1853 г. составил 25000 рублей, в 1854 - 1855 гг. он был уже 1,5 миллиона рублей. Овчинников наряду с другими фабрикантами, такими, как Фаберже и Хлебников, платил своим рисовальщикам от 6 до 10 тысяч рублей в год, чтобы иметь всегда новые оригинальные рисунки.Прошло около 10 лет кропотливого труда художников и мастеров, прежде чем был найден узнаваемый «стиль Овчинникова», свой ассортимент изделий, особая орнаментация, излюбленные технические приемы и высокое качество исполнения.

[780x561]

[780x569]

[780x780]

[680x812]

[680x540]

[680x703]

[680x643]

[680x737]
           Фирма Павла Овчинникова гремела на всю Европу. Предметы из золота и серебра украшались сканью, эмалью, и становились настоящими произведениями искусства. Нередко в их оформлении использовали исторические темы. Однажды на выставке в Париже русские мастера представили письменный прибор, посвященный освобождению крепостных: его украшала фигура крестьянина, который, крестясь, начинает первый сев на своей земле. В то время крестьянская тема вошла в моду – появились пепельницы в виде лаптей или саней, солонки в виде берестяных туесов, подстаканники в форме деревенских изб, стаканы- «кадушки» и сахарницы с имитацией плетения из бересты. Но Овчинников пошел еще дальше – его мастера стали имитировать различные фактуры, прежде всего ткань. 

[780x367]

[680x500]

[680x769]

[496x1076]

            Когда на Венской выставке император Александр II посетил русский павильон, ему поднесли хлеб-соль на серебряном блюде с шитым полотенцем из серебра (!) и иконой Спасителя филигранной работы. На той же выставке король Италии купил изготовленную предприятием Овчинникова серебряную корзинку с салфеткой, «исполненной, - как отмечали в прессе, - так изящно, что салфетка кажется не из металла, а из полотна». 

[527x792]

[780x429]

[700x700]

         В 1865 г. на Московской международной выставке П.Овчинников удостоился получить от Наследника Цесаревича Александра Александровича звание придворного поставщика. Кроме того, в награду за выставку ему был пожалован большой орел и золотая медаль. Впоследствии Овчинников был награжден многочисленными медалями и дипломами за свои экспонаты и был удостоен пяти российских орденов до ордена св. Владимира 4-й степени включительно, а также звания мануфактур-советника; кроме того, его пожаловали орденами австрийское, бельгийское и французское правительства. Одна из главных заслуг Овчинникова заключается в том, что он отрешился от рабского подражания иностранным образцам и старался по возможности придавать своим произведениям народный характер. Работы его фабрики в тысячах экземпляров расходились в России и за границей.          

           Кроме того, Овчинников хорошо зарекомендовал себя и как гласный Московской Городской Думы, в должности которого он пробыл 12 лет. Скончался Овчинников 9-го апреля 1888 года.Но русские эмали, благодаря замечательным русским ювелирам Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, Фёдора Рюккерта и др. живут и сегодня.

П.Овчинников

[780x585]

И.Хлебников

[680x907]

Ф.Рюккерт

 

 

[780x642]
К.Э.Болин

[400x520]

               Современные искусство эмали не забыто и современные авторы создают работы, используя опыт уже известных мастеров.


[680x509]

Поднос-перегородчатая эмаль

[680x565]

Набор десертный-витражная эмаль

[780x377]

Шкатулка-перегородчатая эмаль

[500x500]

 

По материалам:

http://www.investinart.ru/povchinnikov/

http://www.enamel.ru/plique-a-jour/

http://www.gelos.ru/month/may2012silver/silver.shtml

http://yablor.ru/blogs/sovremennie-izdeliya-v-stile-faberje/.

 

http://art.mirtesen.ru/blog/43130630477/RUSSKIE-EMALI.-P.OVCHINNIKOV

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | ImhotepII - Дневник ImhotepII | Лента друзей ImhotepII / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»