• Авторизация


Без заголовка 09-10-2010 10:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Anna_Livia Оригинальное сообщение

Праздник Ашура

АШУРА (араб. десятый день) - 10-й день месяца мухаррам. На этот день, согласно Корану, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама.
День Ашура отмечается соблюдением 2-х или 3-дневного поста (9—10-го, 10—11-го или 9—11-го числа месяца мухаррам). Пост в день Ашура был принят Мухаммедом после его переезда из Мекки в Медину. Позже, когда был установлен обязательный пост в Рамадан, пост в день Ашура стал добровольным, но желательным у мусульман-суннитов.

У мусульман-шиитов этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря — днем поминовения внука пророка Мухаммеда имама аль-Хусейна ибн Али (626 — 680), который в этот день пал смертью шахида (борца за веру). После этих событий содержательная сторона 10-го дня месяца Мухаррам приобрела другое значение, они отмечают этот день как Шахсей-вахсей.


[показать]


Шахсей-вахсей (от перс. Шах Хусейн, вах, Хусейн — Царь Хусейн, ах, Хусейн) - траурный обычай у мусульман-шиитов в память о гибели их великомученика имама Хусейна, сына халифа Али, в бою у Кербелы (10 мухаррама 61 года хиджры; 680 н. э.) с воинами Омейядского халифа Язида I (680—683).

Шииты первые десять дней месяца посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна, а затем в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды, в процессе выполнения которых воспроизводятся в театральном импровизированном представлении события 10-го дня Мухаррама.

[показать]


Религиозные церемонии, связанные с шахсеем-вахсеем, сопровождаются постом, молитвенными песнопениями; поощряется самоистязание (участники процессий бичуют себя, восклицая: "Шах Хусейн, вах, Хусейн!" (что было воспринято европейцами как восклицание "Шахсей-вахсей!"), наносят себе раны саблями, кинжалами (по преданию, Хусейну были нанесены 33 колотые и 34 рубленые раны); тут же разыгрывают театрализованные мистерии, изображающие эпизоды из жизни халифа Али, а также Хусейна и эпизоды убийства последнего. С 16 в. день памяти Хусейна отмечается шиитами официально.

[показать]


Для суннитов Ашура – не особенно значимый праздник. Как считают сунниты, именно в этот день, в Ашуру, встретились Адам и Ева, а позднее Ной высадился из ковчега на землю – словом, к этому дню приурочено несколько ветхозаветных событий. Для шиитов Ашура – поминки по имаму Хусейну, кульминационное событие годового цикла.

[показать]


Особое значение Ашура имеет для другой ветви ислама - шиизма. Шиизм, который исповедует лишь 10% мусульман земли, получил распространение в Иране. Первые десять дней месяца мухаррам шииты посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна, в течение всего месяца проводятся различные религиозные обряды, которые во многих городах, особенно Куме и Мешхеде, превращаются в целые религиозные мистерии, с сюжетом, разворачивающимся в течение нескольких дней. Звучит траурная музыка, возгласы «О, Хусейн!». По улицам идут шествия, в них принимают участие мужчины, которые под ритмичные удары барабанов бьют себя по плечам цепями. Сотни цепей единым взмахом взлетают вверх, а затем с силой опускаются на плечи. Самобичующиеся процессии олицетворяют раскаяние и скорбь жителей Куфы отвернувшихся от имама, предавших его. Женщины стоят вдоль дороги, некоторые плачут, укрывшись чадрами, некоторые бьют себя в грудь. Все одеты в черное, самые религиозные люди будут носить траур в течение 40 дней.

[показать]


В России большинство мусульман исповедуют ислам суннитского толка; единственный на территории России город, в котором традиционно проживает шиитская община – Дербент. Шиитами дербентцы стали во времена шаха Исмаила – в XVI веке, хотя ислам на территории Дагестана укрепился значительно раньше. Дербентские шииты компактно проживают на территории Магалы – верхней старой части города, примыкающей к дербентской крепости. Старый Дербент – типичный мусульманский средневековый город с сетью узких кривых улиц, на которые выходят глухие фасады одно- и двухэтажных домов. В центре этого квартала располагается Джума – мечеть, в которой проходят основные события Ашуры.

[показать]


Ашурой шииты называют ежегодный десятидневный период поминовения Хусейна и сам десятый день, в который он был убит. Именно поэтому в шиитских общинах основные обрядовые действия Ашуры разворачиваются в ночь с девятого на десятый день муххарама. В Ашуру шииты вспоминают Хусейна, и весь комплекс обрядов Ашуры направлен на это «коллективное вспоминание», о котором, по-видимому, можно говорить как об одном из самых эффективных средств консолидации общины.

[показать]


Женщины, которые весь день готовили стол к поздней вечерней трапезе (ведь на следующий день заниматься домашними хлопотами уже нельзя!), проходят на женскую половину мечети, мужчины занимают мужскую, многие стоят во дворе мечети. Внутри мечети в это время читают молитвенник и вспоминают трагические события десяти дней муххарама. Люди скорбят, многие из них плачут и бьют себя в грудь. Одно из выражений скорби и мучения – самобичевание.

[показать]


Дети, скорее, в шутку, стегают себя металлическими плетками: пока для них это забава, но на самом деле участие детей в Ашуре – один из механизмов передачи традиции от поколения к поколению.

[показать]


К ночи, после собрания в мечети, все расходятся по близлежащим домам. В каждом доме собираются родственники и друзья, такие собрания в домах называют хусейнии. Здесь читают Коран и жития святых имамов, здесь же проходит уникальный обряд «Шахсей-Вахсей»: в знак преданности Хусейну мужчины разрезают себе затылки, их кровь – доказательство отваги и верности имаму. Принять участие в этом обряде имеют право только мужчины. Считается, что, если будут женщины присутствовать во время совершения обряда, непременно «превратят все в балаган». Несколько пожилых людей в папахах – распорядители – следят за очередностью и правильностью исполнения обряда, заранее оттачивают кинжалы. Под крики «Шахсей-Вахсей» старшины (или сами участники) наносят несколько ударов по голове спинкой кинжала, а затем делают надрез.

[показать]


[показать]


Шииты считают, что в обряде может участвовать только истинно, искренне верующий: если человек не верит, сомневается, боится, то кровь из раны не пойдет. Обычно в «Шахсей-Вахсей» участвуют взрослые мужчины-добровольцы, однако случается, что по «назиру» (по обету) в обряде принимают участие и дети. Если ребенок болеет, слаб, то участие в обряде укрепит его силы – считают шииты.

[показать]


В белых простынях мужчины постоянно скандируют: «Хусейн, мы с тобой! Хусейн, мы не предадим тебя! Мы защитили бы тебя, если бы были тогда с тобой!»

[показать]


Власти всегда опасались столь сильных в эмоциональном отношении обрядов, считали их «дикими», «кровавыми». В дореволюционное время Ашуру пытался запрещать наместник императора на Кавказе, естественно, что и в советское время обряд был запрещен. Однако приверженцы шиизма не отказались от своего обряда: ночью люди собирались на кладбище, где в свете фар грузовиков мужчины выбривали затылки и резали головы. Отношение официального ислама к этой практике не менее настороженное. Кстати, именно поэтому обряд совершается не в мечети, где нельзя проливать кровь, а в хусейниях.

[показать]


К утру, еще до рассвета, все жители вновь собираются во дворе мечети. В толпе снуют подростки и женщины, которые раздают собравшимся саадака – печенье или конфеты. Кульминацией праздника считается раннее утро – в шесть утра были убиты Хусейн, его двоюродный брат Аббас и другие сторонники. Голос чтеца дрожит, кажется, что он не читает, а плачет, собравшиеся люди скорбят вместе с ним. В час смерти Хусейна в мечети появляются мрачные мужчины с зелеными повязками на головах – сеиды. Они выносят портрет Али и выпускают голубей – это как бы повторение, символ того, как Хусейн перед смертью послал голубя-вестника своему брату.

[показать]


С этого дня начинается сорокадневный траур по погибшим у Кербелы. Женщины, которые дали соответствующий обет, надевают черные платья, шииты не справляют в этот период свадеб, не проводят праздников (и даже Навруз – Новый год, – если он приходится на один из траурных дней, не отмечают).

[показать]


Интересно, что сейчас в Дербенте сталкиваются две разные традиции Ашуры и шиизма вообще. Дело в том, что в советское время религиозная традиция так или иначе была прервана, однако уже в 1990-е годы сотни молодых людей получили религиозное образование за границей – в Иране, Ираке, Пакистане. Этот «экспортированный» вариант ислама во многом отличается от того, который традиционен для Дербента. Вот и во время Ашуры те шииты, которые читали тексты в мечети, разошлись по домам, не участвовали в «Шахсей-Вахсей» и не пустили туда своих детей.

[показать]


Все остальное время в году, за исключением этих десяти дней, шииты – обычные горожане. Торговцы на рынке, учителя, маршрутчики – они ничем не отличаются от остальных жителей Дагестана. Но в следующем году, в ночь на десятый день муххарама за древними крепостными стенами эти люди будут вновь скорбеть и чувствовать, что сегодня они едины и отличны от тех, кто спокойно спит в Ашуру, в ночь гибели Хусейна.


текст частично взят отсюда

фотографии частично взяты отсюда
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Всеволод_Борисович - Дневник Всеволод_Борисович | Лента друзей Всеволод_Борисович / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»