[показать]
В ночь на понедельник, 5 мая, скончалась народная артистка России Татьяна Самойлова. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в Гильдии актеров кино России.
Артистка была госпитализирована в день своего 80-летнего юбилея, 4 мая. По некоторым данным, Самойлова попала в больницу в связи ишемической болезнью сердца и гипертонией.
[показать]
Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде в наполовину актерской семье.
[показать]
Ее отец - замечательный актер театра и кино Евгений Самойлов,
[показать]
который в 30-40-е годы блистал на экране в таких фильмах, как: «Щорс» (1939), «Светлый путь» (1940), «В шесть часов вечера после войны» (1946) и других.
[показать]
Мама Т. Самойловой - Зинаида Ильинична Левина - к искусству никакого отношения не имела: в 1934 году она закончила электромеханический институт в Ленинграде и работала инженером. Кроме Татьяны, в семье Самойловых был еще один ребенок: сын Алексей. В 1937 году вся семья переехала в Москву в дом на улице Щусева.
[показать]
В школьные годы Самойлова занималась балетом - закончила балетную студию при Театре имени Константина Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Сама Майя Михайловна Плисецкая звала талантливую девочку в балетную школу при Большом театре, однако Самойлова решила посвятить себя драматическому театру.
В 1953 году Самойлова поступила в Театральное училище имени Щукина, которое благополучно окончила в 1956 году. Во время учебы, летом 1955 года, она приглашена сниматься в фильме «Мексиканец». Съемки происходили в Одессе. Именно во время съемок этой картины состоялось торжественное событие - свадьба Самойловой и 21-летнего Василия Ланового, который был ее однокурсником по «щуке». К тому времени этот актер был уже известен публике как исполнитель главной роли в фильме «Аттестат зрелости» (1954 год). В 1956 году Лановой сыграл роль Павла Корчагина в одноименном фильме Александра Александровича Алова и Владимира Наумовича Наумова. Как вспоминала сама Т. Самойлова: «Лановой еще в первые студенческие годы подошел ко мне в Щукинском училище: «Кто ты?» Я почему-то ответила: «Я дочь папы и мамы». И началась взаимная нежная, вдумчивая любовь Тани Самойловой и Васи Ланового. Долгий роман на ногах: мы встречались в метро, на бульварах, на старом Арбате.
[показать]
Поженившись, мы с ним жили у нас дома на Песчаной улице, в моей 18-метровой комнате. Васины родители очень хотели познакомиться и породниться с моими родителями, но они тогда сильно болели и не могли выходить из дому, мать Ланового к тому же была матерью-героиней: четыре девочки и один мальчик. Я очень любила эту семью и со всеми дружила. Вообще, в тот период я жила совершенно безотчетно и беззаботно, под крылышком у мамы. Она нас с Васей кормила, поила и одевала…»
Тем временем в 1956 году режиссер Михаил Константинович Калатозов готовился к съемкам фильма «Летят журавли» по пьесе драматурга Виктора Сергеевича Розова «Вечно живые». На главную роль - Вероники - претендовала звезда тогдашнего советского кино Добронравова. Однако второй режиссер приметил талантливую студентку. Звали ее - Татьяна Самойлова. К тому времени она уже снялась в «Мексиканце» и в связи с этим переживала не самые лучшие времена. Дело в том, что студентам театральных вузов категорически запрещено сниматься в кино. Если же студенты нарушали этот запрет, то их кинематографические работы не принимались за дипломные. Так и случилось и Т. Самойловой, на которую осерчал сам ректор училища Борис Захава. В конце концов в 1956 году ей пришлось покинуть «щуку». И тут ей предложили роль в «Летят журавли». Она, естественно, согласилась».
[показать]
«Тогда же, в 1958 году, закончился и ее «звездный» брак с Василием Лановым. Как рассказывает сама актриса: «Васю послали в Китай с его фильмом «Павел Корчагин». После поездки мы и расстались. Он безумно много работал, и жить с ним было тяжело; его никогда не было дома. Вася сразу стал знаменитым.
Мы прожили вместе шесть лет. Моя мама мне советовала: «Хотите сохранить семью - поживите от нас отдельно». Мы попробовали, но было очень трудно: кастрюли, готовка…
В 1957 году мне сделали операцию на легком и повредили плевру. Села я в свои 23 на уколы пенициллина и побоялась, что окажусь инвалидом. Сказала Васе, что мне больше не хочется ничего. Я болела. И он ушел. Когда это произошло, мы оба так рыдали… Было очень обидно…
После этого предложений от поклонников было очень много, но я никому не верила. Почему-то вокруг меня было много иностранцев, все приезжали ко мне домой с «урожаем»: корзины персиков, корзины цветов. Но я всем отказывала».
Однако затворничество Самойловой длилось недолго. В 1959 году она снялась в советско-французском фильме «Луис Гаррос ищет друга». Премьера картины состоялась в Париже, куда Самойлова отправилась со своим новым мужем - писателем Валерием Осиповым.
[показать]
Он родился в 1930 году, окончил МГУ, свою первую книгу выпустил в 1958-м (она называлась «Тайна сибирской платформы»). В том же году его приняли в Союз писателей СССР. По словам Татьяны Евгеньевны Самойловой: «У меня была одна большая любовь на всю жизнь. Это Валерий Дмитриевич Осипов. Как красиво он за мной ухаживал! Он буквально бомбил меня телеграммами! Присылал их одну за другой: «Я дарю тебе Сибирь», «Я дарю тебе подснежники», «Я тебя обожаю», «Я тебя люблю», «Ты моя дорогая, единственная». Я получала в день по три-четыре телеграммы. И стихи он мне писал… Он умел ухаживать и был богат. Я была счастлива в любви…»
«В 1969 году Самойлова стала мамой: она родила мальчика, которого назвали Дмитрием.
[показать]
Отец мальчика был Эдуард Машкович, с которым Самойлова работала в Театре-студии киноактера (он был младше ее на 9 лет). По образованию он был режиссер цирковых программ, а в театре работал администратором. Однако отношения с ним продлились недолго». После картины «Летят журавли» Татьяна сыграла лишь в нескольких фильмах и пропала с экранов.
Однако в 70-е годы о ней все-таки вспомнили, и ряд режиссеров пригласили ее в свои картины. Назову лишь некоторые из них: "Длинная дорога в короткий день" (1972), "Океан" (1974), "Бриллианты для диктатуры пролетариата" (1976). Всего же за 24 года работы в кино на счету Самойловой было 14 кинофильмов.
В 1975 году Самойлова предприняла попытку поступить в труппу Театра имени А. Пушкина, однако ее не приняли. Мотив был убийственным: надо дать дорогу молодежи. А Самойловой в то время не было еще и сорока.
Второй раз о Татьяне заговорили после выхода на экран фильма Александра Зархи «Анна Каренина», где ею была сыграна заглавная роль.
[показать]
Выбор режиссера Александра Зархи многим показался неожиданным. В представлении многих, Анна Каренина была типичной русской красавицей. И вдруг – Татьяна Самойлова с ее чуть раскосыми глазами. (Как признается сама актриса: «Это у меня от мамы - польской еврейки...»).
[показать]
Александр Зархи: «Почему Татьяна Самойлова? Этот вопрос мне задавали тысячу раз. …каждый имеет собственное восприятие, представление об Анне. Можно было пригласить на роль Карениной талантливую красивую актрису. Но мне казалось, что погоня за банальной доходчивостью упростит дорогой всем образ, лишит его пленительного своеобразия и загадочности, которые были в Анне».
Сомневающиеся оказались посрамлены. Татьяна Самойлова создала поистине РУССКИЙ образ. «Анна Каренина» была восторженно принята зрителями, став за всю историю советского кино второй по посещаемости экранизацией русской классики после «Войны и мира» Сергея Бондарчука.
После «Анны Карениной» об актрисе вновь заговорили. Французская газета «Уик-энд» писала: «После перерыва Т.Самойлова вновь появилась на экране. Прекрасно сложенная, с поступью королевы, с теплым и лучистым взглядом карих глаз – это пленительная во всех отношениях Анна Каренина».
А вот цитата из финской газеты «Кансан Уутисет»: «Можно спорить о том, насколько созданный актрисой образ отвечает той Анне, которая была дочерью великого Пушкина – Марией Гартунг, портрет которой послужил писателю образцом Анны. Во всяком случае, созданная Самойловой героиня на многие годы останется Карениной экрана».
Окрыленная успехом, Татьяна Самойлова ждала интересных предложений от режиссеров, но их не последовало. Актриса изредка появлялась в небольших ролях в малоприметных фильмах.
[показать]
С середины 70-х Татьяна Самойлова совсем исчезла с экрана. Вспомнили о ней лишь в начале 90-х годов – пригласили на 43-й Каннский кинофестиваль в качестве почетного гостя. В 1997 году Артур Зариковский снял о Татьяне Самойловой фильм «Трагическая пауза, или Татьянин день».
В начале 90-х годов в одном интервью актриса призналась: "Конечно, я глубоко несчастная женщина. У меня нет ничего - ни работы, ни мебели - сами видите, ни машины. Даже сына моего рядом нет, потому что мне кормить его нечем. Проблемы со всем - хлебом, сахаром, солью... И я в панике и растерянности. Время идет, а что мне делать - не знаю...
Однако сразу после выхода этого интервью в свет (март 1992 года, газета "Совершенно секретно") про Самойлову внезапно вспомнили. Ее пригласили на 43-й Каннский кинофестиваль в качестве почетной гостьи. Ее сыну помогли уехать на учебу в США (он по образованию врач), где он вскоре женился на американской подданной Марте Янг. И вот уже в очередном интервью актриса заявила: "Я прожила интересную и счастливую жизнь. Меня до сих пор все узнают. И целуют безумно. Особенно старушки. Я их подкармливаю. Приношу им булки, помидоры. Они благодарят, плачут. И я вместе с ними".
[показать]
В 2004 году Самойлова мелькнула в эпизодах «Московской саги» и «Сен-Жермен». После этих фильмов актриса сказала в интервью: «…чувствую себя, как будто после долгой спячки, просыпаюсь, оживаю».
[показать]
Дмитрий - сын Татьяны Евгеньевны от брака с театральным администратором Эдуардом Мошковичем уехал с семьей в Америку. Несмотря на то, что у Дмитрия прекрасные внешние данные, он музыкален, играет на разных инструментах, актерской профессии он предпочел медицину. «Митя никогда не стремился в актерскую профессию, хотя и вырос в доме деда», - признается Татьяна Евгеньевна.
[показать]
Она никогда не унижалась до просьб и жалоб на несправедливость судьбы. Когда каждый день к ней приезжала «скорая», но ложиться в больницу она отказывалась. На все уговоры врачей отвечала так: «Осталось недолго».
Впрочем, полвека, прожитые в кинематографе, научили ее ангельскому терпению.
«В общем, я счастлива, – говорит она. – У меня была семья... Есть сын... Я немало поездила...». Как мало, в сущности, нужно в этой жизни великой актрисе, у ног которой когда-то лежало полмира.
[показать]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|