Это цитата сообщения
гельб Оригинальное сообщениеСеребрякова Зинаида. История одной картины.
пишет
Данидар
[250x]Думал поведать об истории одной картины, но познакомившись с ее творчеством, спрессованном в 60-летний отрезок времени, решил, что читателям будет интересна судьба женщины-художницы и знакомство с ее картинами. И пусть они сами решат, действительно ли творчество Зинаиды Серебряковой надо рассматривать с точки зрения одной картины или эту точку зрения надо засунуть куда подальше, чтобы она никогда больше не морочила головы любознательных натур.
Но уж больно эта картина выделяется среди всех остальных работ!
Прошу вас не спешить и внимательно рассмотреть подборку полотен в хронологическом порядке, а потом сравнить и убедиться в этом или обратном самим. Она будет опубликована в самом конце статьи.
А сейчас история самой художницы.
Серебрякова Зинаида Сергеевна (в девичестве Лансере, 12.12.1884 – 19.09.1967) – родилась в знаменитой творческой семье Бенуа-Лансере, где, как гордо поговаривали ее прославленные родственники, все от рождения были с карандашами в руках.
Одна из первых женщин-художниц вошедшая в историю русской живописи. Участница художественного объединения «Мир искусства», ученица одного из самых лучших портретистов своего времени - Осипа Браза, чей портрет Антона Чехова видел хотя бы раз каждый советский школьник. Про сегодняшнее время – молчу.
Обращаю ваше внимание на ее личную жизнь и предлагаю посмотреть на нее сквозь призму революционно-бандитских предпосылок того времени. Что в общей массе, будь то интеллигент или крестьянин, никто тогда не чувствовал начала конца великой Империи по имени – Россия. Что кучка аферистов может взять за шиворот любой, потерявший всякую бдительность, мир и кинуть его в тартарары.
Начало творчества.Первые картины датируются 1900 годом.
В 1905-ом, по искренней и большой любви, Зинаида выходит замуж за двоюродного брата, железнодорожника по образованию - Бориса Серебрякова.
Счастливые, окрыленные, они уезжают на год в Париж, в столицу искусства начала XX века, в готический мир архитектуры.
[550x]
[550x]
[550x]
[550x]
Чтобы молодая жена набралась впечатлений и в новой уникальной творческой атмосфере продолжила изучение живописи.
Может, среди этой публики она запечатлела Матисса, Модильяни, Пикассо или Хуана Гриса? Но, ни одно современное течение, кроме импрессионизма, ей так и не понравилось.
И здесь Зинаида не врубилась, что на ее глазах происходила революция в искусстве! Она, с высоко поднятой головой, упрямо продолжала гнуть свою линию.
Мама - Екатерина Николаевна (1850-1933)
Тата и Катя
Автопортрет. 1911 г.
Автопортрет. 1911 г.
Зимний пейзаж
Купальщица
Возможно, ее учитель Браз, который заставлял учеников копировать картины Эрмитажа, да и вся ее прославленная семейка настолько вбили суть творческих замыслов старых пердунов в светлую головушку юной и чувственной Зины, что она на всю жизнь осталась верна древним толкованиям целей и задач искусства. Нищим, неустроенным, но непоколебимым и гордым их носителем.
Фамильный портрет. 1914 г.
К началу 14-го у них четверо детей: два сына и две дочки. Как ни странно, но с 14-го по 17-й год – считается периодом расцвета ее творчества. Пишет в основном сельский труд, природу и крестьянок. Они ей пока нравятся.
Принимает участие в росписи Казанского вокзала в Москве. Всё, на этом идиллия заканчивается, заканчиваются «рождения с карандашами в руках». Теперь, либо с кайлом, либо с партбилетом. Другие дети новой стране будут уже никогда не нужны!
Революцию Серебрякова, естественно, не понимает и не принимает. В 1919-ом умирает от тифа муж. В такие-то времена остаться одной, в разграбленном, некогда любимыми крестьянами, родном имении Нескучное, с четырьмя детьми и больной матерью! В этом году она пишет наполненную драматизмом картину – «Карточный домик», на которой изображены все ее осиротевшие дети (слева направо): Евгений (1906 – 1991), Екатерина (1913), Александр (1907 – 1995), Татьяна (1912 – 1989).
С ними, в 20-ом, она переезжает в революционный Петроград на квартиру своего деда-Николая Бенуа, уплотненную семьями актеров из МХАТа. Здесь хоть повезло и обошлось без Швондера! В отчаянии она берется за любые заказы: оформление большевистских плакатов, вывесок организаций, портреты. Для души рисует на темы из театральной, закулисной жизни, в частности, балерин.
Надо отдать ей должное. Гордая, нелюдимая с детства, она, будучи реалистом до мозга костей, в плане направления в искусстве, не в плане жизни, лишь на время, привыкнув к «новой» ее интерпретации, уже больше не пытается что-то рисовать на злобу дня, на темы «новых хозяев истории».
Она пишет портрет Анны Ахматовой,
автопортреты,
своих дочерей,
возвращается к "ню"
и за кулисы балета
В 1924 году, практически втихаря, в год переименования Петрограда в Ленинград Зинаида Серебрякова, в 40-летнем возрасте, в поисках лучшей доли, уплывает в Париж, к своему продвинутому дяде – Александру Бенуа.
[550x]
Все думали, что ненадолго, ведь в России остались ее дети и мать, оказалось, что навсегда. Правда, в 25-ом, она не выдерживает такой разлуки и все же вызывает из России сначала сына Александра, затем, в 28-ом, и дочь Катю. С двумя остальными детьми – сыном Женей и дочей Татьяной (Татой), она увидится спустя 36 лет!
Во Франции она опять пишет портреты. Многие из них в жанре "ню"
Путешествует по Африке
Серебрякова показала своего рода Бенуа-Лансере упоротость. Вообще, в этой истории упоротыми были все: и большевики, и Серебрякова, и Браз, и французы. Вот что значит, к какой несчастной в целом жизни, может привести одержимое упорство, перетекающее в упоротость, и что из всего этого может произойти.
Во Франции полно арабов, в России – сами знаете что, о Серебряковой и Бразе не знает никто, а Чехова знают все. Потому, что человеком Антон Павлович был душевным и с юмором, и не зацикливался на одном направлении. Ведь жизнь, такая короткая и бессмысленная штука, что не стоит, как мне кажется, так серьезно относится к ее планированию и результатам. Пусть анализируют ее те, кому показалась интересной ваша жизнь, ваша история и делают свои выводы.
Ей под 50. На полотнах появляются городские пейзажи
И опять автопортреты
Автопортрет. 1946 г.
Автопортрет. 1956 г.
Так, спустя годы и сложилась такая грустная, но такая длинная история Зинаиды Серебряковой, прожившей 82 года, но, по мнению одного критика, уложившейся в одну строчку:
«Все ее творчество, вся ее жизнь оказалась историей одной картины».
Знакомьтесь, автопортрет "За туалетом", 1909 год! Картина, в те далекие времена, просто выстрелила и произвела фурор в творческих кругах. Все вокруг говорили, что появилось что-то новое, яркое, светлое.
И вот тебе на! Ожидания не оправдались.
На ее примере можно увидеть, что совсем неважно, родился ли ты в семье потомственных художников с карандашом в руке, получил ли ты прекрасное домашнее образование, для настоящего искусства, которое удивляет, ошарашивает, вызывает эмоции и чувства, необходимо что-то еще. Может, абстрактное мышление, свежесть и новизну мысли, которая цепляет?
И последнее, так, для раздумий, в свободное от безделья время.
Часто говорят о том, что якобы никто не вправе осуждать кого-то. Но если такое выражение верно, из него следует, что и возвышать тоже никто никого не вправе. Так почему же люди, публично больше склонны к возвышению, а при личных встречах – к осуждению? Нет ли здесь доказательства того, что лицемерие – это неисчезающий признак любого общества?
danidar.ru