Это цитата сообщения
Roman_FRF Оригинальное сообщениеСтупенчатые валы машинерии для сцены 18 века
Стоит нам подвесить объект к канату, и его можно поднимать или опускать, создавая движение по вертикали. Вороты, которыми это делается мы уже рассматривали. На этой странице речь пойдёт о ступенчатых валах, действие которых не так очевидно. В нескольких словах о главном:
- Для получения движение объектов с разной скоростью, привязывайте их к канатам с барабанами разного диаметра. Пакет барабанов с пошаговым уменьшением их диаметров на одном валу можно рассматривать, как магазин скоростей. Чем больше диаметр вала, тем быстрее наматывает он на себя канат с привязанным к нему объектом.
-Чем больше оборотов сделает вал с набором барабанов разного диаметра, тем заметнее будет разница в пройденном пути объектов.
- Если надо получить движения в противоположных направлениях, канаты на барабаны одного вала наматываются в противоположные стороны.
- Ступенчатый вал приводит в движение всю группу объектов одновременно (создаётся синхронное движение).
- Имеется возможность выбора скорости согласованных движений для каждого объекта перемещающейся группы, рассчитывая диаметры барабанов для требуемой длинны окружности (она делится на 3,14).
- Длина окружности, это один виток каната на барабане, который будет свисать при повороте вала на один оборот. При повороте вала на два оборота, канат спустится на длину двух витков.
Простите за примитивные объяснения на пальцах, но это для театральных художников, которые формулы не любят.
Многоступенчатый вал
[700x585]
[413x450]
Для большей наглядности показываю действие вала с одним барабаном и с многоступенчатым.
Оба вала сделали по одному обороту (светлое изображение - исходные позиции).
Поперечный разрез условной сцены условного театра 18 века.
[700x686]
Темновато, что поделать, но при увеличении что-то видно.
Подвешено шесть шаров. Правая и левая группы движутся в противоположных направлениях (их канаты наматываются на барабаны в разные стороны). Шары двигаются синхронно, но с разной скоростью. Смещение показано при повороте вала на один оборот. Сделаем ещё один оборот, и смещение шаров относительно друг друга станет более очевидным.
[411x700]
С канатом противовеса, на некотором расстоянии от него, надёжно крепится конец страховочного каната и каната рабочего ворота.
Чтобы привести в движение подвесные декорации вращением вала, необходимо отвязать от поручней рабочей галереи страховочный канат.
Стрелкой показано направление вращения вала, при котором он поднимает противовес, удерживавший декорации в равновесии.
Если бы бокового вала не было, рабочий сцены стравливал или подтягивал канат силой своих рук, управляя движением декораций вручную.
Для того, чтобы облегчить ручное управление ступенчатым барабаном, канат снабжён противовесом в виде набора чугунных шайб с радиальными пазами, которые нанизываются на стальной стержень. Декорации, уравновешенные тяжестью противовеса, относительно легко подымаются и опускаются вручную (их, просто, руками выводят из равновесия в ту или иную стороны).
[411x700]
В одном из чертежей, имевшихся у проектировщиков театра в Останкино (он давался мною ранее), уже встречается чугунный противовес. Но я не исключаю того, что их в театре не было, а были привычные тогда мешки с песком.
[359x700]
На увеличенном фрагменте разреза видна разнонаправленность намотки канатов на ступенчатый вал.
Стрелка указывает направление сделанного оборота вала.
Разнонаправленность, это частный случай, а не закон.
[434x700]
Мы знаем, что на сцене создаётся иллюзия глубины пространства путём перспективных декораций.
Если все падуги приспустить на одинаковую величину, перспективные построения нарушатся. Требуется каждой падуге задать свою величину смещения, и тут свойства многоступенчатого вала весьма кстати.
Один оборот вала спускает концы канатов на разную длину. Красные стрелки разной длины показывают расчётный путь каждой падуги.
[472x700]
Мы видим усилившееся нависание неба над сценой.
[700x387]
Если шары заменить облаками, а в исследуемых чертежах было именно так, то картинка будет меняться, как тут показано за один оборот вала.
Разумеется, это не закон, и возможны другие варианты действий.
Например, подъёмный занавес мог приобретать особые очертания от действия ступенчатого вала (центр приоткрывался больше, края меньше), а падающие части строений приобретают постепенный наклон, образуя руины домов.
[412x700]
Светлым обозначена исходная позиция декорации.
Мы подробно рассмотрели большой и малый кабестаны-вороты, многоступенчатый ворот и сложные кулисные машины.
Серия сообщений "Останкинский театр":
Часть 1 - Хитрости театра - 01
Часть 2 - Хитрости театра -02
...
Часть 23 - Театр 18 века в разрезе
Часть 24 - Кулисная машина театра в чертежах
Часть 25 - Ступенчатые валы машинерии для сцены 18 века