• Авторизация


Без заголовка 24-11-2011 00:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Roman_FRF Оригинальное сообщение

Кулисная машина театра в чертежах

 

Театр “Парижская опера” относится к 19 веку, но его сценические машины  можно считать кульминацией в развитии машинерии старинных театров предыдущего периода, отличительным признаком которых было применение деревянных кулисных машин и кабестанов-воротов. Благодаря публикациям подробных чертежей машин “Парижской оперы” в книгах того времени, специалистам хорошо известны технические решения используемых там конструкций. 
Представленные здесь рисунки, это моя графическая интерпретация опубликованных чертежей театральной машинерии, в таком виде они должны легче восприниматься читателем. Кроме того, в комментариях к рисункам я даю  своё понимание изучаемых чертежей. Сразу предупреждаю, это не популярный очерк, а материал для специалистов.  
 
 
На предыдущей странице мы разобрались в деталях конструкции обычного кабестана-ворота, теперь рассмотрим  кулисные машины сложной конструкции. 

 

[700x525]

 
Особенность кулисных машин этой системы не только в их громадных размерах, но и в возможности опускания кулисной рамы под сцену и её подъёма оттуда. Понятно, что обычное перемещение кулис поперёк сцены при этом сохраняется.  
Не трудно догадаться, что Останкинский театр не мог позволить себе такой роскоши, нет многоярусного трюма под сценой, нет технологической базы, да,  и самой культуры такого производства нет. Но, скажем прямо, нет у домашнего театра и особой надобности в подобных ухищрениях. 

 

[329x700]

 


Масштаб указан в измерительных единицах франции 18 века:
 
1 фут = 6 пье или 1,949 метра. 
1 пье = 0,3248 метра. 
Вся масштабная линейка равна 3,8976 метра (3,9 м.).
Высота видимой рамы кулисы над сценой равна примерно 6 метрам, а скрытой около 3 метров. Шаг лестницы равен 1 пье (0,33 см.) 

 

[328x700]
 

Когда мы видим продольные разрезы старинных театров, то замечаем торчащий из планшета сцены частокол кулис. 
Каждый пространственный план сцены имел пакет из четырёх парных кулис, которые двигались поперёк сцены сквозь щели вертикальных опорных стояков трюма. Мы видим только верхний уровень трюма. 


 

[554x700]


Кулисная машина заряжается сменными рамами на которых имеется декорационное оформление сцены. 

Одна, мало заметная особенность конструкции, рамы можно располагать  не только в двух крайних положениях, но и на разных уровнях (кулисы регулируются по высоте) при помощи  фиксации боковыми винтами. Я говорю мало заметная особенность, но в этом кроется основной замысел конструкции. Не забывайте о перспективной природе барочного театра, когда иллюзия глубины пространства достигается постепенным сокращением высоты кулис с декорациями. 


 

[700x516]


[700x514]


На первом рисунке мы видим установку рамы в тележку (кулиса в рабочем состоянии), на втором видно, как рама пропускается в отверстие основания тележки, чтобы скрыться с планшета сцены. 


 

[700x516]


[700x128]


Тележка кулисной машины спереди и сбоку.

Показана металлическая рама ходовой части, вид сверху. 



[700x261]

 


Увеличенный фрагмент ходовой части кулисной тележки.  
Фрагмент показывает упор - ограничитель движения и съёмнную п-образную пластину в ракурсе. Пластины подкладываются под основание рамы, чтобы она не проваливалась вниз. Таким образом рама фиксируется в тележке на предельной высоте. 


[500x696]

 

[показать]

 


Два увеличенных фрагмента конструкции кулисы. вид сбоку. 
Верхний фрагмент показывает участок конструкции рамы в узкой щели планшета сцены. Продольно выбранный в раме паз даёт возможность слегка приподнимать раму, чтобы установить в её основании п-образные подпятники. Вкладыш щели сцены (он сужает щель до безопасного размера) вынимается, когда кулисная рама должна опуститься под сцену. Признаться, это моё объяснение плохо увязывается с чертежом, но другое мне в голову не приходит. Согласитесь, утончать брус рамы в этом месте рискованно. 
 
Нижний фрагмент показывает прибитые к брускам рельсы (красный цвет) для колесиков кулисы. Между колёсами виден чёрный упор - ограничитель хода.  

О кинематике механизма поговорим позже.
 

Серия сообщений "Останкинский театр":
Часть 1 - Хитрости театра - 01
Часть 2 - Хитрости театра -02
...
Часть 22 - Сценический транспорт - 02
Часть 23 - Театр 18 века в разрезе
Часть 24 - Кулисная машина театра в чертежах
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
Roman_FRF 24-11-2011-00:06 удалить
Как я понял, в хозяйстве всё сгодится?! :)
конечно - тем более если за плечами театрально - художественное училище по сценографии))))
Roman_FRF 24-11-2011-21:38 удалить
Ответ на комментарий Анастасия_Баторий # Тогда, может быть, скажите мне спасибо за работу! :)
Roman_FRF 24-11-2011-23:18 удалить
Ответ на комментарий Анастасия_Баторий # Вот и поговорили. Спасибо! :)
а вас то что натолкнуло рассматривать театр под коллосниками и в разрезе)
Roman_FRF 25-11-2011-02:48 удалить
Ответ на комментарий Анастасия_Баторий # Это из рубрики "Останкинский театр". Реконструкция идёт поэтапная 18 века.
я бы спросила не только про останкинский театр а о вашем интересе к театральному закулисью...
Roman_FRF 25-11-2011-14:14 удалить
Ответ на комментарий Анастасия_Баторий # Профессиональный интерес, технику театра художнику надо знать.
))) тогда мне еще больше хочется сказать спасибо)))


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Анастасия_Баторий - Дневник Анастасия_Баторий | Лента друзей Анастасия_Баторий / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»