• Авторизация


Вниманию студентов 4 курса заочного отделения! 15-03-2012 21:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


С сегодняшнего дня начинается обсуждение романа В. Аксенова "Таинственная страсть"

Срок - до 15 апреля

[455x464]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (22):
22-03-2012-22:10 удалить
60-е годы какие они, чем ознаменованы? после окончания эпохи сталинского режима, повеяла некоторой свободой. На этой волне возникает новое поколение поэтов “шестидесятники”. На арену вышла целая плеяда молодых поэтов Евтушенко, Соколов, Гамзатов, Рождественский, Вознесенский и многие другие. Это поколение развивалось в условиях бурных перемен в общественной жизни страны. Восстановления после войны , достижения в науке, технике, космосе. В своих темах и жанрах образах и интонациях наши “шестидесятники” обратились к разным художественным традициям, стремились воплотить черты духовного облика современного человека, его тяги к раздумью, творческому поиску, активному действию. Новое поколение заявило о себе, “во весь голос”, они пришли со своим видением жизни, своими темами, внося вклад в общее литературное дело. Это была новая волна молодой литературы. По всей стране запелись выдохнутые временем песни Окуджавы. Как фейерверк возник вознесенский, тиражи поэтических книг стали расти, поэзия вышла на площади. Это был период расцвета интереса к поэзии. “Таинственная страсть”- это последнее творение Василия Аксенова- это смелый роман про жизнь реальных людей, под реальными именами. Это герои десанты из прошлого. Их жизненный путь показан от молодости до зрелости. Все перемешалось творчество, дружба, любовь и предательство. Это реальная основа всех происходящих событий. Существовал в их жизни литературный поселок Коктебель, где проходили поэтические посиделки; с шумом, нередко заканчивались под утро. Они прошли через все испытания временем. Говорить о литературе значит говорить о политике. съезд писателей был признан судилищем, о свободе творчества нет и речи.”мы и биты и гнуты”. Культура переживала трудное время- не знали что ждать будут ли репрессии или обойдется идеологическим зажимом. идет борьба с системой столкновения искусства и партии, не каждый решиться в лицо вождю заявить “для глубокого понимания идеи зритель должен обладать определенной художественной подготовкой”. На мой взгляд наши герои десанты не только из прошлого, но настоящего и будущего. И песни сложенные на их стихи, их фильмы жили и будут жить вечно. Король бардов Окуджава, тронул струны “и в мире нет таких вершин что взять нельзя”. Сейчас трудно себе представить, что выставки, вернисажи проводились на чердаках. Жили в полуподвалах, а собирали вокруг себя друзей, любителей, поклонников, воспевали героические события в жизни через стихи и песни. Скажу откровенно, когда прочитала первый раз было одно представление о романе, и казалось, что можно было бы и не посвящать читателей в подробности происходящего(жить по кодексу “любовь свободна”, неуемное количество выпитого спиртного, каскад матов, хотя увы литераторы в те времена были неравнодушны к такому фольклору). скажу не легко было воспринимать роман т. к за каждым героем не художественный образ, а личность признанная со всеми заслугами. Но историю не спишешь со счетов, она какой бы не была, она все же была.”людей неинтересных в мире нет, их судьбы- как истории планет”.и тогда мне все таки пришлось еще раз пройтись по прочитанному, что бы точно понять что же хотел до нас донести автор. восприятие уже совсем другое было. Подумала а почему бы и нет, ведь жизнь без фальши, реальная жизнь. Захотел автор так описать жизнь свою и своих друзей и пусть будет так. Автор заканчивает свой роман прощанием с Робертом. Его последние реквием читает Ян, еще раз подчеркивает сплоченность и дружбу Роберт собрал всех своих друзей (как и при жизни) вокруг себя и они почувствовали его присутствие “если я умру на белом свете то я умру от счастья, что живу”. Раскрыта “таинственная страсть”, все тайное стало явью на века. А эпитетом я взяла бы “пусть шипят, что мы бездарные, продажные и лицемерные, но все равно мы легендарные, оплеванные но бессмертные ” Евтушенко.
Ответ на комментарий # Очень интересно. Только про то, что "под реальными именами" не согласен. Василий Павлович об этом в начале книги говорит.
23-03-2012-18:57 удалить
Ответ на комментарий Дмитрий_Харитонов # Да с реальными именами немного погоречилась, реальные имена в романе автор меняет дает им псевдонимы или еще можно сказать созвучные имена, но догадаться о ком идет речь в романе не составляет труда. да и тем более в авторском предисловии расписано кто и под каким именем скрывается.=)
Ответ на комментарий # Замечательный ход, на мой взгляд. А как Вы думаете: почему в романе Аксенов уходит от реальных имен и заменяет их "прозрачными" псевдонимами?
24-03-2012-18:33 удалить
На ваш вопрос ответил сам Аксенов опять же в авторском предисловии. он не совсем уверен в хронологической точности событий романа, графической схожести портретов и полной психологической близости героев. Все- таки “сорокалетний плат времени” неизбежны провалы и неточности, которые в конце могут привести к вранью. Создание образов реальных людей под реальными именами могут вызвать у читателя раздражение и отторжение. Ведь за этим всем стоят реальные люди, биографию которых искажать нельзя! поэтому у автора и возникла потребность создавать новые хоть и созвучные имена.
Ответ на комментарий # Это я от Вас и хотел услышать.
11-04-2012-00:26 удалить
Роман Аксенова "Таинственная страсть" можно считать памятником 60-х годов. В предисловии сам автор написал о том, что роман является мемуарным. При прочтении предисловия, слово мемуарный сначала было прочитано мной, как мемориальный, что сразу подвело меня к мысли, что данный роман - это памятник. Атор рассказывает нам о довольно значимых фигурах в истории, о их жизни и творчестве: Рождественский, Окуджава, Евтушенко, Вознесенский и другие. Думаю, в данном случае, все же Аксенов берет громкие, с одной стороны, для того, чтобы показатьих жизнь молодой литературы 60-х годов, с другой стороны, чтобы показать жизнь людей в СССР. Своих героев он не оставляет в 60-х, в период Хрущевской оттепели, он проносит их сквозь десятилетия, он показывает их жизнь от молодости до старости. В период Хрущевской оттепели ослабела цензура, что дало новому поколению, как творческим людям, так и не имеющим выдающихся способностей, жить и развиваться. Автор подробно рассказывает нам о жизни молодых поэтов и писателей, которые получили возможность говорить и писать то, что им хотелось. Естественно, период цензуры сталинского времени дал о себе знать, но не в столь жетском образе. В главе "Кремль" Н.С. Хрущев появляется на выставке "постсталинсокго искусства", гле были представлены скульптуры и картины," как говорится, " во всей красе": Обнаженные женщины зеленого цвета, скульптура "Раздавленные взрывом". Сам автор скульптуры, Генрих Известнов, произносит следующие слова: "К сожалению, культ личности Сталина отбросил наших художников назад в XIX век. Теперь наше поколение советских художников сознательно или спонтанно тянется к тому, чтобы восстановить революционный пафос". "Таинственная страсть" стала последним романом Аксенова, который можно назвать итоговым.Автор как быдуто чувствует то, что это последнее произведение и создает, так называемый, "Дневник памяти", где рассказывает о всех событиях как своей жизни, так и жизни людей, окружавших его. В предисловии автор говорит о том, что "не совсем уверен в хронологической точности событий романа, а также в графической схожести портретов и в полной психологической близости героев и прототипов". Вероятно, Аксенов чувствовал, что на написание романа у него осталось не так много, воссоздание точной картины жизни требовало затрату большого количества сил и времени. Скорее всего поэтому он "снимает с себя обязательство" передать точную картину прошедшей жизни.
Ответ на комментарий # Или это художественный прием, который открывает художнику новые пространства для творчества?
12-04-2012-23:16 удалить
Ответ на комментарий Дмитрий_Харитонов # Если вы имеете ввиду предисловие, то здесь все-таки можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, я бы взяла в учет то, что роман был написан уже в пожилом возрасте автора, ему было за 70. Возможно, Аксенов боялся, что роман останется незаконченным, времени прошло немало, поэтому, чтобы добыть достовреную информацию, пришлось бы посидеть над архивами, ведь по прошествию лет врядли кто-либо будет помнить все в мельчайших подробностях. С другой стороны, возможно, автор использовал художественный прием. В предисловии он пишет о том, что "искусство дополняет — или даже отчасти заменяет — реальность". Аксенов создает "художественную правду, которую не опровергнешь". Созданные им романные образы реальных людей дают больше возможности. Например, возможно написать не только какими они были, но и какими быть могли. Кроме того, в образах можно увидеть не только тех людей, с которых он списывал примерный портрет, но и людей, живущих в 60-х. Еще хотелось бы добавить, что Аксенов пишет не в документальном жанре, он пишет роман, что позволяет ему использовать неточности.
13-04-2012-08:05 удалить
Прочитав ТС Аксенова, не могу сказать, что прочитала ее легко и интересно, как предыдущие повести. Кроме того, сомневаюсь, что вообще бы поняла смысл многих сюжетных моментов, если бы не исчерпывающая информация о специфике данного временного отрезка, полученная на лекции. Наверное, племени-младому-незнакомому все же трудно понять правильно это произведение, как ни как, а это совсем другая эпоха… Во-первых, хотелось бы поговорить о жанре произведения. Что же это? ТС - это и не роман и не мемуары…Может немемуарные мемуары?))))) Как Вы считаете, Дмитрий Владимирович? Во-вторых, у меня несколько вариантов понимания смысла названия и каждый, по-своему, кажется мне верным: ТС – как страсть новой рифмы (это появление новой рифмы, основанной на фонетической близости), а отсюда – новый ритм жизни; ТС – как вдохновение; ТC – как страсть, владеющая конкретным человеком, то есть, у каждого своя? Начиная от партийных работников, якобы таких бесстрастных и заканчивая поэтами?... Еще хочу сказать о том, что очень трудно представить себе такую вот богемную жизнь среди просторов СССР, даже во времена оттепели. Интересно, они действительно жили так свободно? Да-да, именно это я и хочу сказать. Свободно может не столько в плане творчества (хотя и здесь тоже была своеобразная свобода, если сравнить с периодом сталинского режима!), сколько в плане перемещений по стране и качестве жизни? Ведь не смотря на все партийные встряски, поэты жили в квартирах, полученных от партии, отдыхали на дачах, полученных от нее же, ездили за границу. А обилие шампанского и коньяка, льющихся со страниц ТС? Которые посыпаются сверху икрой всех цветов? Бесконечные перемещения на такси, а не на своих ногах? Да и творчество ограничивалось только для проформы, никого из них не расстреляли, не упекли в лагеря и даже не посадили…. Партия сделает выволочку, а потом сама же и пожалеет…Ну а в поведении самих поэтов очень много демонстративности, почти как подростки в период пубертата. В этом вопросе, я считаю, будет столько же мнений, сколько людей, то есть в вопросе, хорошо жилось поэтам или плохо в эту эпоху. Одно, конечно, понятно на все 100 % что эпоха эта просто СУПЕР поэтическая. Интересно, что, не смотря на все ужасы ближайшего прошлого (Революция – Ленин – Сталин - ВОВ), детьми опальных родителей, детьми, воспитанными в детдомах и рождена эта новая поэзия, этот глоток начала новой, другой жизни? Может быть, для возникновения поэзии такого уровня и нужна была такая почва? Еще хотелось отметить: мне очень понравились имена, которые Аксенов дал своим героям. Имена конечно супер понятны и взяты не с «потолка». Так и смотрит здесь на вас взгляд писателя с хитрецой : «А ну ка, читатель, догадайся, таким ли был Роберт Рождественский, названный в ТС Робертом Эр, а Ян Тушинский – Евтушенко и т.д.» Хотя и ведутся разговоры о том, реальные это люди или нет, но ясно, что для возникновения этих образов, автор берет реальные прототипы, но изменяет им имена и немного изменяет самих реальных людей. А ты уж читатель сам разгадай, где - сказка, а где – быль. Читала какое-то сообщение в интернете, что были споры о подлинности авторства ТС. Это, безусловно, бред для любителей резонерства. Читая ТС, узнаешь этот стиль письма Аксенова, который не спутать ни с каким другим автором. Этакий немного небрежный, без строгой композиции, почти произвольный монтаж (ощущение, что смотришь диафильм) сюжетов. Мое мнение, что независимо от того, нравиться читателю это произведение или не нравиться, понятно оно или не очень, ТС дает самое главное - ощущение вкуса, смысла и ритма поэзии 60-х.
14-04-2012-10:48 удалить
Роман очень отличается от раннего творчества Аксенова. Сразу видна разница во времени между романом "Таинственная страсть" и повестями "Коллеги" и "Звездный билет", а также то что эти произведения были написанны в двух разных госвдарствах. Но, при этом в романе таже кускообразная композиция присущаая Аксенову. На страницах произведения нам открывается жизнь советских писателей. Советская власть пытается хоть не много держать в узде богемную жизнь творческой интеллигенции. А эта самая творческая интеллигенция пытается сделать не то что от них хочет и ждет партия. Хрущев поругает и тут же руку подаст. Для меня роман читался тяжело, очень много остается не понятным. Вдовина Наталья.
14-04-2012-13:07 удалить
Ответ на комментарий # Вот здесь я полносью согласна, роман читается достаточно тяжело. Могу предположить, что расчитан он, все-таки, на людей, живших в 60-е годы. Это их история, их жизнь, а нынешнему поколению довольно тяжело понять ту атмосферу, которая царила в период Хрущевской оттепели. Конечно, все мы примерно знаем, что он из себя представляет (спасибо истории и литературе), но чтобы полность проникнуться, необходимо пережить это.
Ответ на комментарий # Вот именно. Аксенову была не столь важна фактическая"документальность", а "документальность духовная" (хорошо сказал!).
Ответ на комментарий # Постараюсь ответить по порядку. Про жанр. С моей точки зрения, это "духовная документалистика" (я об этом писал выше). Думаю, что в своих разышлениях о заглавии Вы близки к истине. К тому же "Таинственная страсть" - и заголовок и эпиграф. А богемная жизнь представлена очень точно. Так все и было. В подтверждение тому есть масса писательско-поэтических воспоминаний.
Ответ на комментарий # А что конкретно не понятно? Хотя бы пару примеров
14-04-2012-21:57 удалить
Ответ на комментарий Дмитрий_Харитонов # Для чего было написано это произведение, если это не мемуары. Что хотел сказать Аксенов своим романом.
14-04-2012-21:58 удалить
Ответ на комментарий # Не подписалась. Вдовина Наталья.
14-04-2012-22:04 удалить
Ответ на комментарий Дмитрий_Харитонов # Для чего было показывать всех с такой нелицеприятной стороны. Вдовина Наталья.
Ответ на комментарий # Если речь идет о партийно-государственных писателях и партийных руководителях - это авторская позиция. Что касается соратников - кроме Евтушенко - они показаны как соратники. Потом все писатели и поэты так к друг другу относятся. Тут нет ничего нового.
Ответ на комментарий # Это роман "духовного опыта". Такой же, как "Доктор Живаго" Б. Пастернака
15-04-2012-21:22 удалить
Это роман-легенда, потому что он о легендарных и феноменальных личностях 60-х годов, современников Аксенова, кумиров миллионов: Роберт Рождественский, Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Андрей Тарковский, Евгений Евтушенко. Читая роман, как бы непосредственно знакомишься с личной жизнью этих замечательных людей, героев своего времени. Аксенов предоставил нам уникальную возможность узнать, как жили эти люди – сопротивлялись власти или поддавались ей, любили, предавали, отбивали чужих жен, во что верили, чем дышали. И продолжали творить, несмотря ни на что. Именно эту жажду творчества, которую невозможно убить никаким режимом, и называет Аксенов таинственной страстью.Роман мне очень понравился, т.к., во-первых, это последняя работа грандиозного писателя, в нем подчеркивается обобщенный художественный опыт Аксненова; во-вторых, на одном дыхании читается, т.к. дух завораживает от повестовования об известных современниках Аксенова. Клепикова Таня
Ответ на комментарий # Сумбурновато...


Комментарии (22): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Вниманию студентов 4 курса заочного отделения! | Дмитрий_Харитонов - Дневник Дмитрий_Харитонов | Лента друзей Дмитрий_Харитонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»