• Авторизация


Апокрифы 10-11-2011 20:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]«Ветхозаветный канон сложился не сразу. Весь народ (или его часть) безусловно признавали священными Законы Моисея (в каком бы объеме они тогда ни были даны). Когда при царе Иосии в 622 году нашли в тайнике Храма Книгу Закона (4 Цар 22-23), она была объявлена гражданским и религиозным кодексом для всего Израиля. В Vвеке до Р.Х.Неемия и Ездра возродили и реформировали Общину Второго Храма, пришедшую в состояние упадка. Ездра привез из Вавилона свитки Закона (нынешнее Пятикнижие), прочел их перед народом и как бы еще раз торжественно кодифицировал в качестве Слова Божия. Около 190 года до Р.Х. Иисус сын Сирахов, перечисляя книги Св. Писания, упоминает  уже не только Закон и Исторические книги, но и сборник Пророков, кроме Кн. Даниила (Сир 44-49). Внук Иисуса, переведший его книгу на греческий около 130 года, говорит о всех трех разделах Библии: Законе, Пророках и "остальных книгах" (т.е. Учительных…).  В конце I века по Р.Х. в палестинском городе Ямнии раввины после долгих споров утвердили состав Учительных книг (Ктувим). Теперь весь канон включал в себя по условному счету 22 книги(в соответствии с числом букв евр. алфавита). Этот канон мы находим и у Иосифа Флавия, писавшего на исходе I века (Против Апиона, I,8). Условное число было достигнуто тем, что книги Руфь и Судей, Иеремии и Плач, Ездры и Неемии считались за одну...   Таким образом, в эпоху первых двух Вселенских Соборов Церковь окончательно приняла ветхозаветный (еврейский) канон.

Между тем в традиции иудеев  диаспоры  (рассеяния), то есть живших за пределами Палестины,  объем библейских книг оказался значительно большим.  Ко времени Р.Х. эти дополнительные книги существовали уже только в греческом переводе… Эти книги не вошли в Ямнийский канон (см. выше) …     Поскольку христианская Церковь существовала еще до составления Ямнийского канона, она свободно пользовалась и неканоническими писаниями. Эти писания рассматривались св. Отцами как "полезные и благотворные" (свт. Епифаний), как "читаемые для назидания" (свт. Афанасий). Впрочем, западные христиане, под влиянием бл. Августина, придавали неканоническим книгам большее значение, чем на Востоке, и называли их второканоническими. Это отразилось в решениях Африканских соборов: Гиппонского (393), двух Карфагенских (397, 419), а впоследствии  –  Тридентского Собора Римско-Католической церкви (1516).    

Православная (и католическая) традиция называет  апокрифами  писания позднего времени, возникшие между IIвеком до Р.Х. и I веком по Р.Х.:  1) 4-я Кн.Маккавейская,2) Кн.Еноха, 3) Кн.Юбилеев, 4) Псалмы Соломона, 5) Вознесение Моисея, 6) Апокалипсис Варуха, 7) часть пророчеств Сивиллы,8) Завет XII патриархов, 9) новонайденные произведения Кумранской литературы.  Эти книги во многом расходятся с основами библейского учения.

     Примечание.  Слово "апокриф" ... впервые его употребил Климент Александрийский (Строматы, III,4). Апокрифическими книги назывались по двум причинам: 1) они содержали тайное учение, 2) они не были общеприняты в Церкви и сохранялись в кругах сектантов и еретиков.»  (Источник: А.Мень. Исагогика. § 5, п.7)

 

 


Александр Мень. Библиологический словарь. "А"

[показать]АПОКРИФЫ (от греч.—сокрытый), книги, претендовавшие на значение священных, но отвергнутые Церковью и не включенные в *канон. термин А. в языческом мире означал писания, содержащие тайные доктрины или сведения о мистериях. В церк. словоупотреблении этот термин появился в связи с тем, что еретики часто прятали свои книги или выдавали их за тайное Откровение, данное только посвященным. В протестантизме А. называются *неканонические книги ВЗ.

Первые ветхозав. А. появились на рубеже 3 и 2 вв. до н.э. и продолжали появляться вплоть до начала 2 в. Новозав. А. создавались с кон. 1 в. н.э. Не прекратилось их писание и после установления канона. Ниже будет дан перечень только тех А., которые хронологически не выходят за пределы христ. древности.

По своему жанру ветхозав. А. относятся к *апокалиптич. Лит-ре, к *мудрецов писаниям, *заветам (завещаниям), *мидрашам и *агадам, а новозав. А. включают апокрифич. евангелия, деяния, послания, заветы и наставления, которые приписываются Иисусу Христу и апостолам.

 

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ АПОКРИФЫ

1. Мидраши

Кн. Юбилеев, или Малое Бытие, содержит легенды на тему сказаний Кн.Бытия и Кн. Исхода. Она написана ревностным законником, который стремился показать, что обряды Моисеева Пятикнижия соблюдались еще в патриархальную эпоху.

Автор считает, что Закон был записан на небесных скрижалях еще до создания мира. Название книги связано с тем, что автор делит историю на циклы по 50 лет (юбилеи). На Кн. Юбилеев ссылаются свт. *Епифаний Кипрский и блж. *Иероним. Текст книги (в эфиоп. пер.) был заново открыт И. Л. Крапфом и издан *Дилльманном (1859). Сохранились также греч. пер. и фрагменты евр. оригинала (в числе *кумранских текстов). Написана Кн. Юбилеев в кон. 2 в. до н.э. Автором ее был либо фарисей, либо член кумранской секты (рус. пер. прот. А.*Смирнова).

 

Кн. жизни Адама и Евы представляет собой легендарно-худож. Пересказ истории первых людей от их изгнания из Эдема до смерти Адама. Падение сатаны объясняется завистью его к человеку, к_рому (как образу Божьему) он не хотел поклониться. Автор исповедует веру в грядущее спасение: «Господь отринет от Себя злых, а праведные будут сиять, словно солнце. И в это время люди будут очищены от грехов водой» (29:9).

Книга написана в евангельскую эпоху, и упоминание воды, быть может, указывает на чаяния, оживленные проповедью Иоанна Крестителя. Сохранилась в лат. и греч. переводах. Вариант ее имел условное назв. «Апокалипсис Моисея». 

Апокриф Кн. Бытия есть свободный пересказ глав 12–15 Кн. Бытия. Уцелели лишь фрагменты книги на *арамейском языке в Кумранской библиотеке. 

Мученичество прор. Исайи пересказывает легенду о смерти пророка, к_рый якобы был перепилен пилой в дни гонения Манассии. Книга обработана христ. автором ок. 2 в. на основании иудейских мидрашей 1 в. до н.э. 

2. Апокалипсисы

1 Кн. Еноха (1 Енох) содержит обетования и пророчества о мировых событиях и приходе Мессии, Который был назван Сыном Человеческим, Избранником, Сыном Жены, Святым.

Говорится, что Он был «избран и сокрыт» пред Господом «прежде, чем был создан мир» (48:70).

По стилю и духу 1 Кн. Еноха наиболее близка к Кн. Даниила. История *грехопадения связывается автором (или авторами) не с Быт 3, а с Быт 6:16: падшие ангелы научили людей волхвованиям и были за это ввергнуты в бездну (ср. Иуд 1:6, 14-15). Книга распадается на неск. частей: а) вступление (1–5); б) ангелы и Вселенная (6–36); в) притчи (37–71); г) небесные светила (72–82); д) видения (83–90); е) призыв к праведности (91–105); ж) заключение (106–108), включающее Кн. Ноя (106–107).

1 Кн. Еноха дает наиб. полное представление о чаяниях иудеев в *междузаветный период. Книга была открыта заново в эфиоп. переводе и издана на англ. яз. в 1821. Сохранились отрывки на греч. и арам. Языках (в Кумране). По_видимому, не все части книги были записаны одновременно. Самые ранние разделы относятся к эпохе Маккавейского восстания (в ней есть прямые намеки на

Иуду Маккавея). Хотя 1 Кн. Еноха не была включена в канон, она пользовалась большим уважением в древней Церкви (см. Иуд 1:14) (рус. пер. прот. А. Смирнова).

2 Кн. Еноха, или Кн. Тайн Еноха (2 Енох), описывает вознесение Еноха на небо, где ему открываются судьбы мира от Грехопадения до *Потопа. Книга сохранилась в древнеслав. переводе.

Оригинал, вероятно, написан на арам.или *дневнеевр. языке. Солнечный календарь, к_рого придерживается автор, указывает на его связь с Кумраном (рус. пер. С.*Аверинцева).

3 Кн. Еноха (3 Енох), малоизученный текст, сохранившийся в ср._век. лат. переводе. Издан в 1928.

Вознесение Моисея, апокалипсис, дошедший до нас лишь в виде фрагмента. В представлении автора, Суд Божий и победа над дьяволом сливаются с гибелью «орла» — Римской империи, когда один Бог воцарится над Израилем и миром. Написана книга в первые годы н.э. человеком, близким к *зелотам и *ессеям. Сохранилась в лат. переводе. 

Апокалипсис Авраама трактует о судьбах ветхозав. Церкви, к_рые были якобы открыты еще Аврааму. Сохранился в древнеслав. переводе. Источник идей, по_видимому, ессейский. 

Война сынов Света — см. Кумранские тексты.

Книга тайн — см. Кумранские тексты.

Апокалипсис прор. Илии, христ. обработка мессианских пророчеств, написанных в 1 в. до н.э. – 1 в. н.э.

Пророчества Сивиллы, поэмы, написанные от лица языч. прорицательницы Сивиллы. Составители их призывают язычников обратиться к Единому Богу, обличают идолопоклонство, зло и нечестие. Иудейским авторам принадлежат III, IV и V части книги. Датируются временем между 1 в. до н.э. и 1 в. н.э.

Апокалипсис Варуха содержит пророчества о Царстве Мессии, к_рое должно прийти на смену године испытаний. Наступление его ставится в связь со строгим соблюдением Закона.

Сохранился в двух вариантах — сир. И греч., хотя написан, вероятно, на евр. языке. Дата — кон. 1 в. н.э., после разрушения Иерусалима имп. Титом. 

3. Псалмы

Псалмы Соломоновы написаны как обличение недостойных правителей, обещают возмездие им руками зап.врагов — «китим» (киттиев). Пришествие Мессии описано как событие сверхъестественное и одновременно политическое. По стилю Псалмы Соломоновы родственны канонич. Псалтири. Уцелели лишь в греч. пер. с еврейского. Псалмы Соломоновы стали известны науке с 17 в. Как полагают, они были написаны в период завоевания Иудеи Помпеем (63 до н.э.), но в книге есть намеки на смерть Помпея, что указывает на 48 до н.э. (рус. пер.

прот. А. Смирнова).

Оды, или Песни Соломона, христ. гимны гностич. характера. Впервые из даны в 1909.

Благодарственные гимны — см. Кумранские тексты.

4. Произведения в духе писаний мудрецов

*Послание Аристея к Филократу повествует о том, как был создан перевод Семидесяти (см. ст. Септуагинта).

Помимо рассказа об этом событии апокриф содержит апологию религии ВЗ, в к_рой вера не противоречит разуму. Учитывая, что его читателями были и язычники, автор не отрицает, что под именем Зевса они могут чтить истинного Бога. Несмотря на ряд *анахронизмов, Послание содержит историч. зерно. Дата написания книги — ок. 200 н.э. (рус. пер. В.*Иваницкого).

4 Кн. Маккавейская (или О владычестве разума) содержит филос. беседы, построенные как *мидраш к сказанию 2 Кн. Маккавейской о Елеазаре и братьях_мучениках. В древности книга приписывалась *Иосифу Флавию. Она является характерным произведением александр. Иудейской лит_ры, в к_рой библ. учение соединялось с антич. философией. На эту книгу нередко ссылались св. отцы. Дата ее создания не установлена, но с наибольшей вероятностью ее можно отнести к периоду между 18—37 н.э.

5. Заветы

Заветы двенадцати патриархов написаны в подражание Быт 49 и представляют собой завещания_пророчества, вложенные в уста сыновей патриарха Иакова. В книге повествуется о тайнах неба и судьбе Израиля. Мессия назван Священником, причем предсказывается отвержение Его иудейским народом.

Фрагменты книги, найденные в Кумране, указывают на связь их авторов с ессейством. В нынешнем виде, по мнению большинства исследователей, книга несет следы ее переработки иудео_христианином, жившим в Палестине (рус. пер. прот. А. Смирнова).

Завет Авраама сохранился в двух редакциях на греч. языке. Завет Адама и Завет Исаака сохранились на сир., араб. и эфиоп. языках. Все три произведения подверглись переработке христ. автора.

Значение ветхозав. А. определяется тем, что они воссоздают ту духовную среду, в к_рой жила Церковь ВЗ перед приходом Христа, в евангельскую и апостольскую эпохи. Круг идей, разви ваемых А., помогает понять мн. Места НЗ. Мы видим в них напряженные эсхатологич. и мессианские чаяния, веру в скорый Суд над миром, апокалиптич. взгляд на историю как арену битвы незримых противоборствующих сил. В А. есть проблески истины, когда они говорят о Мессии как осверхъестеств. Существе, но эти проблески сочетаются с необузданной апокалиптич. фантазией, уверенностью, что Суд Божий неотделим от возрождения Израильского царства.

Т.о., А. объясняют и неприятие Христа, и факторы, к_рые способствовали ве_ре в Него. Нек_рые изречения А. близки к евангельским. В определенном смысле ветхозав. А. представляют собой мост между двумя Заветами.

 

НОВОЗАВЕТНЫЕ АПОКРИФЫ

  1. Евангелия *иудео-христиан
  2. Евангелие евреев было написано на рубеже 1 и 2 вв. В 4 в. оно еще существовало, т.к. о нем пишет блж. *Иероним (Толкование на Мф., II, 12, 13). В наст. время сохранилось лишь в виде цитат (у сщмч. *Игнатия, *Оригена, блж. Иеронима). В одном из отрывков говорится о явлении воскресшего Господа Иакову (Блж. И е р о н и м, О знаменитых мужах, 2). Было в употреблении у христиан_евреев (рус. пер. фрагментов: АДХ, с. 68–70).

Евангелие *эбионитов (эвионитов).

Сохранилось в виде фрагментов. О нем есть свидетельства Оригена (на Лк., I, 1). Употреблялось у христиан евреев. Примерная дата создания —2в. Вероятно, тождественно Назорейскому Евангелию, о к_ром говорит свт. *Епифаний Кипрский (рус. пер. фрагментов: АДХ, с. 66_7).

Евангелие от Фомы состоит из *логий, начинающихся словами: «Иисус сказал...» Изречения во многом совпадают с канонич. Евангелиями, но в них явственно чувствуется влияние *гностич. писаний. Иудео_христ. Характер текста виден из особого отношения к Иакову, Брату Господню, о к_ром говорится, что ради него были созданы небо и земля (13). Рукопись коптского пер. Ев. от Фомы обнаружена в 1945 в Наг_Хаммади (Египет). Оригинал, вероятно, был написан на греч. Языке в нач. 2 в. (рус. пер.: АДХ, с. 250_62).

Протоевангелие Иакова повествует о детстве и юности Девы Марии. Написано в егип. иудео_христ. среде во 2_й пол. 2 в. (сохранилась рукопись этого времени); оказало большое влияние на богослужение, церк. Искусство и народную лит_ру средних веков (рус.пер.: АДХ, с. 117–27).

2. Евангелия, отражающие переход от палестинского христианства к *языко-христианству

Евангелие от Петра. Фрагмент его был найден в Египте в 1886 (рус. пер.: АДХ, с. 94–7). Он описывает суд над Спасителем, Его смерть на кресте и утро Воскресения. Текст соединяет в себе иудео_христ., языко_христ. и докетич. черты (согласно докетич. представлению, соединение во Христе Божества и человечества было лишь кажущимся). Датируется 120–150.

Кн. Иосифа Плотника посвящена детству и юности Иисуса Христа. Написана ок. 4 в. в Египте, сохранилась в араб. и лат. версиях. Впервые издана в 1722.

Евангелие Детства, приписываемое ап. Фоме, повествует о чудесах, к_рые совершал Отрок Иисус. По характеру наиб. далеко от канонич. Евангелий.

Сохранилось в греч. и лат. переводах. Дата создания не установлена (рус. пер.: АДХ, с. 142–48).

Евангелие Никодима, или Деяния

Пилата, написано с целью уменьшить вину Пилата за осуждение Господа.

Датируется 2—4 вв. Сохранилось в греч., слав. и частично в лат. версиях.

Евангелие Псевдо-Матфея, или Кн. о Рождестве Блаженной Марии, написано не ранее 9 в. под влиянием Протоевангелия Иакова и Евангелия Детства.

Успение Блаженной Девы Марии написано на греч. яз. в 4 в. Относится к жанру заветов. По мнению совр. исследователей, восходит к писаниям христиан_евреев (не сектантов, представляющих *иудео_христианство, а тех, к_рые не отделились от Вселенской Церкви).

Арабское Евангелие Детства написано ок. 6 в., но на основе более ранних легенд. Примечательно, что в этом памятнике волхвы названы персами.

Апокриф Иоанна сохранился во фрагментах. Содержит вопросы к Иисусу Христу и Его ответы. Написано во 2—5 вв. в кругах гностиков (рус. пер.: АДХ, с. 197–217).

Гностические Евангелия — см. Гностические писания. Сохранились также упоминания и отд. фрагменты из след. апокрифич. Евангелий: Варфоломея, Матфия, Иуды, Варнавы.

3. Апокрифические Деяния

Деяния ап. Павла имеются только в отрывках. Наиболее известный из них касается ученицы апостола — Феклы. Написаны во 2 в. Содержат историч. зерно в легендарной форме (рус. пер. С. Аверинцева).

Деяния ап. Иоанна, произведение, возникшее в среде, близкой к гностикам. Повествует о жизни, страданиях и чудесах апостола. Греч. текст является, вероятно, переводом с сир. Языка. Написано во 2 в. Возможно, в нем есть отзвуки достоверных преданий.

Деяния ап. Андрея написаны, вероятно, в кон. 3 в. Сохранились в поздней обработке.

Деяния ап. Фомы, произведение, описывающее миссионерское путешествие Фомы в Индию и его мученическую смерть. Несет на себе следы еретич. учений. Сохранилось на греч. И сир. языках; оригинал, возможно, был написан на сир. языке ок. 3 в.

Деяния ап. Филиппа в основном рассказывают о его чудесах. Сохранились греч. и лат. переводы (оригинал мог быть написан на копт. яз. ок. 5 в.).

История апостолов Авдия содержит пересказ деяний и легенд об апостолах. Приписывалась разным авторам, имела своим источником разл. сказания, возникшие независимо друг от друга. Дата создания не установлена, однако книга получила окончательный вид, возможно, во Франции не ранее 6 или 7 вв.

4. Апокрифические Послания

Послание Иисуса Христа царю АбD гару (Авгару), памятник сирийского происхождения. Связан с легендами об ап. Фаддее. Написан не позже 4 в., т.к. его цитирует уже *Евсевий Кесарийский (Церк. история, I, 13,10, рус пер. Е. Мещерской). 

Послание Лентула, образец ср._век. евангельской беллетристики (ок. 14-15 вв.). Рассказ ведется от лица вымышленного правителя Иудеи римлянина Лентула, к_рый как очевидец евангельских событий описывает внешность Иисуса Христа.

*Дидахе, или Учение двенадцати

апостолов, произведение, излагающее основы церк. жизни. Было написано ок. 100—150, вероятно, в Сирии. Греч. текст был открыт в 1873 митр. Филофеем (Вриенниосом) Никомедийским (опубликован в 1883).

Послание ап. Павла Лаодикийцам

создано на основе Кол 4:16. Написано ок. 4 в. Сохранилось в лат. переводе.

Переписка ап. Павла и философа

Сенеки появилась несколько ранее 4 в. Сохранилась на лат. языке.

Послания 12 апостолов содержат беседы Христа с учениками в течение 40 дней после Воскресения. Написаны ок.160; сохранились в эфиоп. переводе.

Послание *Варнавы, приписываемое сподвижнику ап. Павла, проникнуто резким антииудейским духом. Написано, вероятно, после разорения Иудеи Адрианом (ок. 130). Согласно др. оценке — в кон. 1в. н.э.

*Климентины, или Псевдо-Климентовы писания, повествуют о борьбе ап.Петра с Симоном Волхвом. Произведение несет на себе печать воззрений иудео_христиан. Состоит из «Бесед» и «Рассмотрений». Источником служили древние легенды и апокрифы, а также здесь нашла отражение *керигма (проповедь) ап. Петра.

5. Апокалипсисы

Апокалипсис ап. Петра. Фрагмент этого сочинения найден в гробнице егип. монаха (1886). Он повествует о тайнах загробного мира, якобы открытых Христом по просьбе учеников. Оригинал восходит ко 2 в. Сохранились и др. фрагменты в эфиоп. переводе (рус. пер. А. Рановича).

Апокалипсис (или Вознесение) ап. Павла есть своего рода мидраш на 2Кор 12:2_4. По мнению блж. *Августина, он «наполнен баснями» (Толкования на Ин 38,8).

К апокалиптич. лит_ре относится и «Пастырь» Гермы, трактующий о судьбах Церкви. Герм жил в сер. 2 в. Апокалипсис ап. Петра, «Пастырь» Гермы, Дидахе и др. А. входят в *Мураториев канон 2 в., следовательно, в ту эпоху они еще не повсеместно были признаны апокрифическими. Изучение новозав. А. позволяет сделать вывод о боговдохновенной мудрости Церкви, к_рая отделила «плевелы» от «пшеницы». Ни один А. не может сравниться с канонич. книгами ни в духовном отношении, ни в плане литературном, ни по историч. достоверности. Большинство из них — плод фантазии, плохо понятого благочестия, взглядов, исказивших самую суть Евангелия Христова. Не случайно они были излюбленной лит_рой еретиков, гностиков и манихеев. «Мало_мальски надежного исторического материала в апокрифич. Евангелиях почти нет. Но для истории культуры первоначального христианства, для истории еретич. учений, христ. догматики в них сокрыты богатые данные» (*Жебелев). Неудачную попытку привлечь А. для истолкования евангельской истории мы находим у *Мережковского. А. переписывались и переделывались на протяжении всего Средневековья (сохранилось много древнерус. версий).

Остается открытым вопрос о датировке апокрифа «Жизнь святого Иссы». Апокриф повествует о пребывании Христа в Индии (см. ст. «Тибетское евангелие»).

Ссылки на тексты:

Википедия - апокриф/3624175_vikipediya (157x158, 11Kb) Библиотека Гумер - Апокрифы/3624175_biblioteka_gymer (134x127, 5Kb) Твоя Йога - апокрифы/3624175_tvoya_ioga (89x86, 2Kb) Библиотека Руслана Хазарзара/3624175_biblioteka_ryslana_hazarzara (111x90, 9Kb) Апокрифы /3624175_apokri (121x82, 2Kb)

Библиотека Андрея Орлова

[350x42]

Апокрифы Древней Руси/3624175_9adc35397c6260a9e03d110bc6519bdf (200x316, 48Kb) Новозаветные апокрифы/3624175_a314c5a2080655e664404cf4141a6bf6 (313x500, 45Kb)

    Invisible Miss - Liveinternet.ru

Invisible Miss - Liveinternet.ru

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Апокрифы | Invisible_Miss - Этот Мир придуман не нами... | Лента друзей Invisible_Miss / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»