[211x300]Тайны Библии. История сотворения мира.
«В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста…
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел бог свет, что он хорош»…
«Бытие» Глава первая, стих первый, четвертый.
Начальные главы древнееврейской библии о происхождении Земли стали революционными для своего времени. Все изложенное в библии оказало столь сильное влияние, что оно ощущается по сей день. Для многих это ответ на основополагающие вопросы о нашем происхождении. У других рождаются вопросы столь же вечные, как само «Бытие». Глава «Бытие» рождает и менее метафизические вопросы. Сад Эдема, в котором впервые появились люди — действительно ли он существовал? Должны ли мы считать Адама и Еву историческими фигурами? И возможно ли, как считают некоторые ученые, что до Евы была еще одна женщина? Это лишь немногие из тайн Библии …
Продюсер: Уильям Кроник. Великобритания.
А. Мень. Исагогика Ветхого Завета. Выдержки из книги: *
§ 17. УЧЕНИЕ О ТВОРЕНИИ В ШЕСТОДНЕВЕ (БЫТ 1)
1. Состав и содержание Книги Бытия. Первая книга Библии распадается на два неравных по объему раздела: меньший – Пролог (1,1 – 11,26) и больший – Историю патриархов (11,27 – 50,26). Пролог был необходим боговдохновенному писателю, чтобы указать на связь истоков Завета со вселенскими замыслами Творца о мире и человеке. Первая часть Бытия, в свою очередь, посвящена двум главным темам: учению о миротворении (1-2) и человеческом грехе (3-11).
В истории патриархов в главах 12-25 говорится в основном об Аврааме, в главах 25-36 – об Исааке и Иакове, а в главах 37-50 – об Иосифе.
В целом же книга учит:
о благости и всемогуществе Бога, Творца Вселенной и человека,
о противлении людей воле Божией и последствиях греха,
о создании народа Божия, очага грядущего спасения мира,
о промыслительном сохранении предков этого народа среди испытаний.
3. Языческие космогонии. Представления язычников о миротворении при всем их многобразии можно свести к нескольким основным типам (см. подробнее приложение):
А. У мира не было начала. Исконная необъятная бездна Океана, будучи божественной по природе, родила из себя всех богов и все, что наполняет небо и землю.
Б. Хаотическая Бездна бога-Океана (или богини) была побеждена молодыми богами, ею же порожденными. Именно они внесли порядок в Хаос, образовали и населили землю, создали людей как своих слуг, обреченных работать на них.
В. Изначала было два божества – Света и Тьмы. Воюя между собой, они создают тот облик мира, какой он имеет сейчас.
В этих верованиях, которые исповедовали люди повсюду от Индии до Греции, просматриваются основные религиозно-философские воззрения:
- учение о нераздельности Бога и природы (пантеизм);
- взгляд на природные явления как на форму деятельности множества богов (политеизм);
- понятие о двух исконных божественных началах (дуализм);
- взгляд на бесконечность мира, образующегося из стихий;
- представление о космогенезе как результате битвы богов;
- вера во всеобщую богиню-Мать (позднее образ ее слился с понятием о слепой Судьбе и Необходимости);
- взгляд на Вселенную как обреченную оставаться неизменяемой или двигаться по кругу вечного возвращения;
- убеждение в возможности человека магически (заклинаниями, ритуалами и пр.) воздействовать на божественные силы, чтобы обеспечить себе благоденствие.
Многим из этих воззрений суждена была долгая жизнь, а в эпоху создания Библии они полностью господствовали среди окружавших Израиль народов. "Христианское богословие, – пишет С. Трубецкой, – слагалось в борьбе с ересями. Еврейская религиозная мысль развивалась в упорной и тяжелой борьбе с язычеством – иноземного и отечественного происхождения". Тема этого противостояния сокровенно присутствует уже в первой главе Бытия – в Шестодневе.
4. Шестоднев (Быт 1,1 – 2,4а). Шестодневом принято называть картину творения, нарисованную в Быт 1,1 – 2,4а. Она открывается величественными словами: "В начале сотворил Бог небо и землю". Здесь нет ни борьбы богов, ни предвечной материи, ни богини-Бездны (Океана), из которой образуется мир. Все совершает волю единого, личностного Творца. По Его слову возникают свет и тьма, отделяются воды от суши, загораются на небосклоне светила, море и земля порождают растения и животных. И наконец, Бог создает человека по Своему образу и подобию. Повествование Шестоднева кратко, ибо оно есть только введение в Св. Историю, через которую познается воля Божия…
Учение Шестоднева можно суммировать в семи положениях:
1) силы природы – не боги; Бог один есть Первопричина мира (ср. Рим 1); 2) Он открывает Себя как личное Сверхбытие; 3) Он открывает Себя в Своих деяниях (ср. Рим 1,20); 4) Он творит мир Своим Словом (ср. Евр 11,3) и действует в нем; 5) Он может действовать опосредованно, через стихии (второпричины); 6) создание мира происходит не в один миг, а поэтапно: от простого к сложному, от неживого к живому, от животного – к человеку; 7) Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, благодаря чему человек становится владыкой над тварями.
В начале – переход от вечности к времени. Время было создано вместе с миром
1 Ин 1,5: "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы"… - Тьма над бездною
Русский богослов В. Н. Ильин замечает в связи с этим: "С полной уверенностью можно утверждать, что началу творения нашего космоса, его "первому дню" предшествовала какая-то домирная, метаматериальная и метафизическая трагедия, страшным эпилогом которой явились тьма и хаос" (Шесть дней творения, Париж, 1930, с.67).
УТРО, ВЕЧЕР, ДЕНЬ. Счет от вечера соответствует древнейшему исчислению времени суток, связанному с пастушеским образом жизни, когда трудовая жизнь начиналась с заходом солнца. Эта традиция прочно закрепилась в ветхозаветной Церкви и перешла в новозаветную (круг суточного богослужения начинается свечера).
Композиция сказания о днях творения. Шестоднев не предлагает какой-либо научной теории космогенеза, что подтверждается его литературным характером. По жанру это образчик священной поэзии, напоминающий литургический гимн. Бытописатель использует семь рефренов (повторяющихся фраз): 1. "И сказал Бог". 2. "Да будет". 3. "И стало так". 4. Пояснение. 5. "И увидел Бог". 6. "И назвал Бог". 7. "И был вечер...".
Шесть творческих дней распадаются на две триады, в соответствии с принципом поэтического параллелизма Библии:
1 свет - 4 светила
2 воды - 5 жизнь в водах
3 суша - 6 живые существа на суше
Появление растений на суше как бы связывает между собой обе триады. Семь рефренов в описании "семи дней" расположены в виде сложного узора, смысл которого еще требует уяснения:
Дни Количество рефренов Дни
--------------------------------------------
1 день 7------------------6 день 4
2 день 6------------------6 день 5
3 день 5------------------5 день 6
7 день 6------------------7
… В целом же обе триады говорят о трех важнейших этапах миротворения: образовании космоса, создании условий для жизни и самой жизни и создании высших животных и человека. При этом первая триада говорит в основном об устроении и разделении стихий, а вторая – о наполнении "тварного пространства" светилами и живыми существами. Во всем этом содержится недвусмысленное отрицание как вавилонского культа светил, так и египетского поклонения животным. И те и другие суть только создания Божии.
7. Сотворение человека по Шестодневу. Если все этапы миротворения определяются лишь Божественным повелением, то созданию человека предшествует таинственный "совет", что подчеркивает центральное значение нового существа в замыслах Божиих.Только оно создается по образу и подобию Божию. В словах "сотворим" и "по образу Нашему" иногда без всякого основания усматривали следы политеизма. Однако текст Шестоднева, по мнениюэтих же критиков, был создан около VI века, когда единобожие окончательно восторжествовало в сознании Израиля (ср. Ис44,6;45,5-7).
По другому толкованию, Бог обращается к элохимам, ангельским существам (ср. 3 Цар 22,19; Пс 81,1). Тем не менее среди св. Отцов преобладает мнение, что в Шестодневе речь идет о внутрибожественной тайне, о "Троичном совете". Этот взгляд согласуется с тем, что в Ветхом Завете частично была уже приоткрыта тайна Ипостасей. Хотя троичный догмат явлен лишь в Новом Завете, Ветхий – знает о Духе, Премудрости и Слове и говорит о них языком, близким к ипостасной терминологии (см., напр., Пс 103,29; Ис 31,3; 55,10-11; Иов 28).
… свт. Григорий Нисский рассматривает "образ" как то, что дано человеку от природы, а "подобие" как тот высший идеал, к которому человек должен стремиться (Об устроении человека, ХVI).
Поскольку Бог есть начало духовное (в противоположность тварному и плотскому: ср. Ис 31,3), то и образ Божий в человеке есть его духовное свойство. По библейскому сказанию богоподобие человека определяет его "владычество" над прочей тварью (1,26). Следовательно, речь идет о личностном разума существа, имеющего свободную волю.
Слово "Человек" (евр. Адам) св. автор часто употребляет в значении множественном ("да владычествуют они"; ср. Иов 14,1; Пс 33,13; 36,8; Ис 6,12; Иер 32,19, где Адам означает просто человек или все человечество).
… Свт. Григорий Нисский именует его всечеловеком (Об устроении человека, ХVI). По словам бл. Августина, Адам есть "тотум генус гуманорум", т.е. весь род человеческий. По словам свт. Григория Богослова, "через преступление пал целый Адам" (Слова таинственные, 8). Так же и прп. Макарий Египетский именует "целым Адамом" "все колена земные" (Беседы, 12,13). … Точно так же православное богослужение говорит о спасении человечества как Адама.
В сказании о субботнем днеследует различать два аспекта – божественный и человеческий:
А) Если написано, что Бог "почил от дел Своих", это следует понимать в переносном смысле. Ибо, по словам свт. И. Златоуста, бытописатель "снисходил к обычаю человеческому" (Беседы на Быт III, 3). "Покой" Божий означает здесь веху, отделяющую великие творческие деяния (сотворение мира, жизни, человека) от нового периода, когда стал действовать и соучастник замыслов Божиих – человек. Однако для Промысла Божия субботний покой никогда не наступает. "Отец Мой доныне делает, и Я делаю", – говорит Христос Спаситель (Ин 5,17).
Б) В Шестодневе конец творческих актов соединяется с заповедью субботнего дня. Происхождение слова "суббота" (евр. шаббат) неясно. Его иногда связывают с вавилонским шапатту – днем полной луны. Израильтяне, по-видимому, справляли субботу как торжественный праздник, каким-то образом зависящий от новолуния (ср. 4 Цар 4,23; Ис 1,13; Ос 2,11; Ам 8,5). Установление субботы принадлежит, несомненно, Моисею (Исх 20,8). Связывая "день покоя" с историей творения, Шестоднев окончательно отделил его от языческого праздника новолуния. Суббота стала единственным в древнем мире повторяющимся каждую неделю "днем Божиим", когда отдыхали и люди и скот. Она определила необходимый перерыв в труде, чтобы освободить человека для молитвы и мыслей о Боге. В более позднюю эпоху субботе стали придавать еще большее значение (Неем 10,31; 13,15). Считалось, что человек в субботу должен отказываться от дел, в которых проявляется его власть над природой. Это было как бы постоянным напоминанием о высшей власти Творца. В период Второго Храма суббота сделалась одним из отличительных признаков иудейства. Но постепенно слишком страстное отношение к субботе привело к обрядовому фанатизму, который не раз осуждался в Евангелии (Мк 2,27).
Шестоднев завершается торжественными заключительными словами: "Вот происхождение (евр. тольдот) неба и земли при сотворении их" (Быт 2,4а).
§ 18. СОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА СОГЛАСНО 2 ГЛ. КН. БЫТИЯ
Второй рассказ о творении. Во второй главе Бытия содержится картина творения – несколько иная, чем в Шестодневе. Шестоднев помещен вначале, так как он более развернуто повествует об этапах истории земли, однако второй рассказ, вероятно, более древний. Он уходит корнями в патриархальную эпоху, когда предки израильтян были тесно связаны с культурой Двуречья. Св. писатель раскрывает истины откровения, используя образный язык месопотамских народов.
Содержание рассказа сводится к следующему: когда Господь создал небо и землю, земля была голой бесплодной пустыней. Над этой пустыней витала пыльная дымка (таков возможный пер. евр. слова "эд", обычн. пер. – пар), и не было на ней ни одной травинки или куста. Там Господь (Ягве) создал из "праха земного" человека, которому предстояло стать тружеником на просторах земли. Бог вдохнул (буквально "вдунул") в новообразованную плоть "дыхание жизни", и человек стал "душою живою". Бог заботливо "произрастил" прекрасный сад в Едеме, и предназначил этот оазис для обитания человека, чтобы он охранял его и возделывал. Поскольку человек нуждался в помощнике, Бог создал из земли животных и привел их к Адаму. Тот нарек им имена (т.е. явил свою власть над ними), но настоящими помощниками ему они не могли стать. Тогда Господь образовал из ребра мужа – жену, в которой муж узнал "плоть от плоти своей". Первые люди был наги и не стыдились. Им была дана возможность пользоваться всеми благами Едема, запрещалось лишь вкушать от Древа Познания добра и зла.
Этот рассказ отличается живой непосредственностью и простотой. Но смысл его столь же глубок, как в Шестодневе. Его можно выразить в трех положениях: 1) Творец всего – благой единый Бог; 2) человек имеет двуединую природу; 3) человек не имеет в природе "подобных себе". Он – предмет особой промыслительной заботы, как царь творений, как существо, призванное трудиться над совершенствованием созданного Богом… .
…Если в христианской антропологии рассматриваются три элемента человека: дух, душа и тело (или дух и психофизическое целое), то в Ветхом Завете та же мысль выражена иначе. Душа (н`ефеш) соединяется с плотью (басар) и оживотворяется духом жизни (р`уах). В обеих схемах самым важным является двуединство человека, который есть сочетание природного, стихийного и богоданного начал.
Христианская антропология Ветхозаветная антропология
--------------------------------------------------------------
Тело \ Тело (басар)
} плоть (природное Душа (нефеш) как центр личности
Душа / начало)
Дух, даруемый Богом - высшее Дух (руах) - жизненная сила,
личностное начало даруемая Богом
--------------------------------------------------------------
Чтобы быть носителем духа, человеческая плоть должна была достигнуть высокого уровня совершенства.Ничто не мешает считать, что это совершенство было подготовлено длительной историей развития, о которой свидетельствуют открытия современной антропологии (см. приложение 1 к этому §). Прп. Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым говорит: "До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному" (О цели христианской жизни. Серг. Посад, 1914, с.11). Позднее еп. Феофан Затворник выступает против буквального понимания Быт 2,7: "Было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой и из животного стал человек" (Письма. М., 1898, т. 1, с.98). Другой православный богослов писал, что творение человека "совершалось постепенно и при участии естественных сил, как и все творение; следовательно, образование проходило разные формы развития до тех пор, пока не сделалось способно принять дыхание Божие, т.е. стать человеком" (прот. А.Клитин. История религии. Одесса, 1910, с.497)…
Образ сада, изобилующего плодовыми деревьями, был излюбленный на Востоке способ изображать Божие благословение (ср. Ис 41,18-19; эта паремия читается на Богоявленском водоосвящении). Для людей, живших среди скудной природы, в окружении пустынь, тенистый оазис был подлинным "раем".
В то же время у древних толкователей (напр., Филона) и св. Отцов подчеркивается мысль, что "сад Едемский" прежде всего – образ блаженного состояния человека до его падения. Согласно свт. Григорию Богослову, "Едем" означает высший дар непосредственного Богообщения (Песнопения таинственные, 7).
Блаженная жизнь прародителей отнюдь не была праздной. Бытописатель говорит о повелении человеку "возделывать и хранить" место своего обитания. Человек находился еще в гармонии с природой, поэтому его творческое воздействие на природу было "не мучительным трудом, а отрадным наслаждением" (бл. Августин). Эта гармония нарушится только грехом человека.
4. Древо Жизни и Древо Познания. Образ священного мирового Древа – распространенный символ. Изображения его во множестве встречаются в искусстве Древнего Востока. Смысл образа – двоякий. С одной стороны, он символизирует связь неба и земли, а с другой – все мироздание. Библия использует оба эти символа, говоря о двух таинственных древах – Древе Жизни и Древе Познания. Древо Жизни – символ единения человека с Богом, которое дарует ему вечную жизнь. Древо Познания добра и зла – символ мироздания, ибо "добро и зло"…
Символика Древа … было не только знаком благословения, но и таило в себе опасность. Под деревьями совершались магические ритуалы язычников. С деревьями был связан ханаанский культ плодородия и идущие от него соблазны (ср. 4 Цар 17,10)... в последние века перед Р.Х. семисвечник-древо становится важнейшей эмблемой Израиля.
5. "Двое – одна плоть" (Быт 2,18-24). Жена не создается Богом, а как бы "рождена" Им от мужа (см. свт. И. Златоуст. Беседа на Пс 76,4). Сказание о даровании Адаму жены имеет целью: 1) показать одноприродность мужчины и женщины, 2) освятить моногамный брак. Кроме того, священный писатель дает понять, что женщина появилась не только для того, чтобы люди могли продолжать свой род, а как "помощник" (2,18) мужчины. Рассказ открывают слова Господни: "не хорошо человеку быть одному" – слова, которые определяют социальную, общественную природу человека. Хотя до падения он находился в гармонии с природой, никакие животные не могли заменить Адаму подобных ему…