продолжаем изучать курс ведической психологии...
первые три лекции ищите тут: www.liveinternet.ru/users/elvirushka/post119129563/
www.liveinternet.ru/users/elvirushka/post119358015/
www.liveinternet.ru/users/elvirushka/post121908232/
Слово ведущему курса Александру Потиевскому:
«Требуйте уважения не отходя от кассы!..»
Мы уже изучили первые два класса жизненной школы –
время активности первых двух чакр.
Первая чакра характеризуется страхами, и чтобы от них
избавиться, не нужно создавать никаких страхов вокруг
ребенка, а наоборот, рассказывать ему о вечности души,
всячески защищать его и заботиться о нем. Вторая
характеризуется обидой, и чтобы ребенок смог научиться
не обижаться, а любить, родители должны терпеть его обиды
и прощать.
Если же мы не вовремя сдаем экзамены, то, в первом случае,
нужно помогать другим избавляться от страхов, а во втором
– прощать тех, кто обижается.
Сегодня нам предстоит разобраться с тем, что происходит
с человеком в возрасте с 14 до 21 лет, когда не первый план
выходит активность Манипура – чакры.
Это особое время,
когда ребенок вдруг начинает ощущать себя взрослым, и
требовать соответствующего к себе отношения. Главной
потребностью в это время является желание признания,
стремление выделиться, самоутвердиться, подчеркнуть
свою индивидуальности, необычности, независимость. Самое
сложное, с чем придется смириться родителям – с тем, что
это независимость и от них. Поэтому не стоит ждать от
детей многого в этот период – им просто не до родителей:
Девочки красятся, мальчики совершают глупости.
Одновременно усиливается эгоизм и желание быть в центре
событий, на виду, играть роль самостоятельного и ни от
кого не зависящего человека. Конечно, все это – лишь
следствие опьянения свободой, в которой пребывают
молодые люди в это время. Но имейте в виду: сами они
искренне верят, что могут всё, что весь мир у их ног, и
единственное, что им мешает – это родители и школа.
У активности Манипура – чакры может быть и прямо
противоположное проявление: человек может начинать
проявлять подчеркнутую аккуратность, опрятность и
трудолюбие. Важно помнить, что цель этого – всё та же: он
хочет как можно лучше выглядеть перед другими. Иными
словами, в этот период хочется выделиться из толпы, и для
этого годятся любые способы.
Одновременно появляется идея переделать мир, несогласие
с ним (например – вступление в экстремистские партии и
т.п.). Так же в этом возрасте очень часты драки. Т.е. это все
тот же подростковый бунт, но уже против общества в целом
(в другом масштабе). Это желание «ниспровергать» часто
вызвано непониманием мотивов поведения окружающих.
Поэтому, взрослым нужно ОБЪЯСНЯТЬ, чего хотят учителя,
зачем нужен порядок в обществе, и тогда вполне возможно
добиться, если и не полного принятия, то, по крайней мере,
согласия вести себя в рамках приличия.
Как правильно вести себя в это время родителям?
Прежде всего, не надо давить на человека, даже если вы
имеете на это право, лучше установите приемлемые и для
вас, и для него совместные правила. Следовать таким
правилам ему будет легче и спокойнее, т.к. в них учтена его
независимость, его свобода выбора. Т.е., в этот период
будут работать ТОЛЬКО обоюдные договоренности, но и они
– через раз.
Обычно же родители пытаются установить свои правила («В 8
часов – домой и спать!»), но здесь это уже не работает, уже
нужно договариваться («Если ЗАДЕРЖИВАЕШЬСЯ – позвони,
пожалуйста»).
Только не ждите благодарности за свое правильное
поведение. Родители на этом этапе для подростков не
интересны. Перед ними открыт весь мир, и родителей в
лучшем случае – терпят, а в худшем – от них уходят
(уезжают в другой город, в общежитие, в мореходку, в
цыганский табор, куда угодно). Если же уехать нельзя, это
желание может проявляться в избегании родителей: не есть
дома, приходить позже, уходить раньше – лишь бы никак не
соприкасаться.
Здесь надо очень ясно понять, что если даже дети сели с
вами за стол переговоров, то это вовсе не означает, что
они признали ваше мнение и вашу правоту. Просто им пока
деваться некуда. А если бы было куда, то только бы вы их и
видели! Поэтому вам в любом случае придется ПРИНЯТЬ их
такими, какие они есть, и не ожидать от них в это время
ничего взамен.
«Отверженные».
В этом месте обычно возникает недовольство: «Легко
сказать «принять»! А если мне не нравится, как ведет себя
мой ребенок?! Что, надо закрыть на все глаза?» Конечно, нет.
5 лет ребенку, 15 или 25, а для родителей он всегда остается
маленьким и несмышленым. И когда мы говорим родителям,
что воспитание детей заканчивается в 14 лет, это не значит,
что потом дети должны расти как трава. Речь о другом:
ребенок стал личностью, которую вы уже изменить не
сможете. Если он и изменится, то только если захочет этого
сам.
На практике же чаще всего родители создают у себя в уме
какой-то идеал, и начинают подгонять под него своего
взрослеющего ребёнка. Они постоянно чего-то ждут от него,
хотят видеть в нём какие-то качества, достоинства и т.д. И
очень часто подросток не подходит под их идеал. И тогда
они, часто незаметно для себя, начинают ему это
высказывать («Что-то ты учишься не так хорошо», «что-то
ростом ты не вышел», «а почему ты сделал не так?») – по
сути, они отвергают его как личность, как
индивидуальность. Это то, что противоположно принятию –
ОТВЕРЖЕНИЕ. Это явление очень сильно распространено в
современном обществе. И, когда это происходит, подросток
сразу чувствует, что его связь с родителями теряется. Он
думает: «Я им не нравлюсь. Я не достаточно хорош для них.
Они хотели бы, чтобы я был другим. Они не любят меня».
После этого дистанция в отношениях начинает расти,
постепенно они становятся чужими людьми.
Любой родитель должен знать об этом переломном моменте,
когда между ним и ребенком вдруг возникает отчуждение,
увеличивается дистанция. Внешне это может быть
незаметно, но это отчуждение медленно увеличивается, и
это – основная причина тех скандалов, взрывов, которые
внезапно начинают происходить в семьях в период
подросткового возраста детей.
Как правило, в это время у подростков есть два вида
отношений с родителями: в первом они ничего внешне не
показывают, ничего не говорят, даже могут вести себя
послушно, но при этом внутри все сильнее отдаляются от
родителей. А во втором случае они открыто заявляют о
своих чувствах, высказывают все, что думают. И
последствия отвержения почти всегда одинаковы –
подростки разочаровываются в родителях, и уже не могут
видеть в них ничего хорошего.
Кстати, одно из самых частых, и внешне «невинных»
проявлений отвержения – это когда родители ставят в
пример других детей. Вы ничего плохого не имели в виду, а
подросток в этот момент чувствует, что родители его не
принимают.
Как сдать несданный вовремя экзамен?
ЭКЗАМЕН этого класса жизненной школы состоит в том,
чтобы избавиться от навязчивого желания признания, от
ложной гордости, и научиться признавать других (причем
так, как им этого хочется).
Поэтому узнать человека с этим «хвостом», т.е.
застрявшего в этом возрасте очень легко. Он постоянно
ведет себя как подросток, озабоченный признанием,
должностью, деньгами, имиджем, вниманием других, он
постоянно использует какой-то сленг, зачастую носит
экстравагантную одежду и т.д. – то есть утверждается за
счет внешних вещей. Его оскорбляет, когда его никто не
замечает. Что же можно посоветовать такому человеку?
В первую очередь, не пытайтесь просто выделиться через
соревнование «кто круче»! Обратите внимание, ведь это
самое распространенное явление среди подростков: не могу
быть умнее, тогда куплю дорогой плеер! (автомобиль,
сотовый телефон, хоть что-нибудь должно быть круче, чем у
всех знакомых!)
Старайтесь сами не слишком выделяться в обществе, а если
это делает другой, будьте к нему снисходительны.
Попытайтесь не оценивать других по внешним вещам, а если
так оценивают вас, будьте терпеливы. Не спорьте и не
отстаивайте насмерть свою позицию, а если вам что-то
непонятно или не нравится, не критикуйте это. Самое
главное, научитесь признавать индивидуальность других!
(их мнение, привычки, чудачества и т.п.).
Замечайте успехи таких людей, советуйтесь с ними по
любым вопросам, давайте им то, в чем они больше всего
нуждаются – признание.
Кстати, желание признания может выражаться в стремлении
во что бы то ни стало открыть свое дело. Оно, может, никому
и не нужно, но, зато – моё. И я могу чувствовать себя в нем
полным хозяином. Обычно это сопровождается такой логикой
– сначала дайте мне положение и самостоятельность, а уже
потом я смогу взять на себя ответственность. Но это
просто желание самоутвердиться, ведь чтобы пришли
признание и положение, надо сначала взять на себя
ответственность, а не наоборот.
И ещё, общаясь с другими людьми, постарайтесь сначала
понять ИХ. Обычно человек в этом периоде считает свои
проблемы самыми серьезными, а чужие – незначительными.
Если вы начнете вести себя так, тогда вы сможете сдать
свой экзамен, и научить этому своих близких.