ПОРТРЕТ
ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
15 ВЕКА
1- декоративность, связанная с гравюрой, с медальерным делом;
2 - раскрашенная графика (особенность темперной техники);
3 - применение открытого контура;
4 - равномерная проработка всех деталей, идущая от гравюры;
5 - гладкая техника живописи;
5 - применение шрифта;
6 - стандартные композиции: по освещению, по фону (черный,
цветной, ровный, пейзажный, окно), по позе;
7 - неподвижность позы, покой;
8 - отсутствие атрибутов профессии;
9 - преобладание декора в женских портретах над мужскими;
10 - одухотворенность (или застылость?) образов;
11 - выбор модели из социальной верхушки;
12 - период освоения светотени, воздушной и линейной перспективы.
Профильные портреты Италии 15 века просты и часто однообразны
по своему композиционному рещению. Даже поворот головы
в большенстве случаев один и тот же, справа на лево. Вероятно,
портреты писались по выбранному заказчиком образцу (маэстро,
мне хочется такой же портрет, как у ...). Этим можно объяснить
появление множества однотипных композиционных построений.
Своего рода классикой стал профильный портрет на ровном фоне
или на фоне пейзажа. Часто в основании портрета мог располагаться
парапет, служивший опорой для рук или для размещения на нем текста.
Таким образом в портрет вводился передний план, создававший
глубину пространства. С этой же целью за моделью могло
располагаться окно с пейзажем или его фрагментом.
В композиционном построении портретисты того времени охотно
следовали проверенным практикой общепринятым образцам.
Почему же это однообразие не смотрится штампом, почему нам
хочется не только любоваться этими образами, но и самим иметь
что-то похожее, если не со своим изображением, то хотя бы с
ликом принцессы или принца нашего сердца?
Здесь все пространство выглядит драгоценностью, оно скрупулезно
прописано до мельчайших деталей. Линии, изощренные по форме и
одновременно пластичные в своих изгибах берегутся художником от
смазывания, они столь же драгоценны, как и в гравюре. Это время
отсутствия "художественной" небрежности мазков
(смотрите последний портрет маслом). Большинство работ
выполнено на дереве темперой, которая очень сложна для плавных
переходов в тоне и цвете. Поэтому художник не столько пишет,
сколько рисует кистью по грунтованному дереву. Портреты,
говоря современным языком, представляется дизайнерским проектом
синтеза костюма, прически, головного убора, и макияжа. Человек в раме
боится пошевельнуться, чтобы не испортить найденную художником
гармонию форм, цвета, фактур, всего того, что заставляет нас
благоговеть перед портретом. В прошлые века на свои
изображения смотрели гораздо серьезнее. Тогда портрет мог иметь
далеко не каждый смертный, и относились к ним, как к иллюзии
бессмертия, отсюда и отсутствие бытовой суеты на лицах людей.
Если говорить честно, то выражением лиц все портреты схожи
до безобразия, подобно бесстрастным фараонам Египта.
И профили появлялись в таком количестве, не впоследнюю очередь,
из-за простоты их изображения. Вторая половина 15 века, время
стремительного развития линейной и воздушной перспективы,
развития техники передачи реальной светотени. Уровень мастерства
в передачи объема и пространства на плоскости становился важнейшим
критерием профессионализма художника.
[показать]
[показать]
Боттичелли, Сандро
Портрет молодой женщины (Симонетта Веспуччи?)
Около 1480-1485
82 x 54 см
Дерево, темпера
Франкфурт-на-Майне. Художественный институт Штеделя
Наследие семьи Медичи, работа выполнена в мастерской Боттичелли
Италия.
[показать]
Боттичелли, Сандро
Портрет Симонеты Веспуччи
Около 1476-1480
47,5 x 35 см
Дерево, темпера
Берлин. Картинная галерея
Спорная идентификация, работа выполнена в мастерской Боттичелли
Италия.
[показать]
Гирландайо, Доменико
Портрет Джованны Торнабуони
1488
76 x 50 см
Дерево, темпера
Нью-Йорк. Библиотека Пирпонта Моргана
Италия.
[показать]
Пизанелло
Портрет принцессы Джиневры д'Эсте
1435-1449
43 x 30 см
Дерево, темпера
Париж. Лувр
Италия.
[показать]
Пьеро ди Козимо
Симонетта Веспуччи (в образе Клеопатры)
Около 1485
57 x 42 см
Дерево, масло
Шантийи. Музей Конде
Италия.
[показать]
Доменико Венециано
Портрет знатной молодой дамы, фрагмент
Середина 15 века
51 x 35 см
Дерево
Берлин. Картинная галерея
Италия.
[показать]
Поллайоло, Антонио дель
Портрет дамы
Около 1470
50 x 34,5 см
Дерево
Флоренция. Галерея Уффици
Италия.
[показать]
Поллайоло, Антонио дель
Портрет юной дамы
Последняя треть 15 века
46,3 x 32,5 см
Дерево, темпера
Нью-Йорк. Музей Метрополитен
Италия.
[показать]
Пизанелло
Портрет Лионелло д'Эсте
1441
28 x 19 см
Дерево, темпера
Бергамо. Галерея Академи Каррара.
Италия.
[показать]
Мантенья, Андреа
Портрет прелата из дома Гонзага
Около 1461
25,5 x 18 см
Холст
Неаполь. Национальная галерея Каподимонте
Италия.
[показать]
Пьеро делла Франческа
[показать]
Мазаччо
Портрет юноши
Около 1425
42 x 32 см
Дерево
Вашингтон (округ Колумбия). Национальная галерея
Италия.
[показать]
Тура, Козимо
Мужской портрет
1450-1452
30 x 21 см
Дерево, темпера
Нью-Йорк. Музей Метрополитен
Италия.
[показать]
Перуджино, Пьетро
[показать]
Перуджино Пьетро
[показать]
Пьеро делла Франческа
Урбинский диптих: парный портрет Баттисты Сфорца
и Федерико да Монтефельтро
1472
47 x 33 см
Дерево, масло
Флоренция. Галерея Уффици
Италия.
[показать]
Пьеро делла Франческа
Урбинский диптих: парный портрет Баттисты Сфорца
и Федерико да Монтефельтро
1472
47 x 33 см
Дерево, масло
[показать]
Роберти, Эрколе деи
Диптих Бентивольо, левая створка. Портрет Джованни II Бентивольо
Около 1490
54 x 38 см
Дерево, масло
Вашингтон (округ Колумбия). Национальная галерея
Италия. Диптих Бентивольо, левая створка.
[показать]
Роберти, Эрколе деи
Диптих Бентивольо, правая створка. Портрет Джиневры
Бентивольо
Около 1490
54 x 38 см
Дерево, масло
Вашингтон (округ Колумбия). Национальная галерея
Италия. Диптих Бентивольо, правая створка.
[показать]
[показать]
[показать]
Чтобы стало понятно утверждение о графичности живописной манеры
рассматриваемых портретов предлагаю взглянуть на образцы портретов
более позднего периода, где живопись маслом (и не только она) в корне
изменила их вид.
[показать]
Виварини, Альвизе
Мужской портрет
1497
63 x 47 см
Дерево, масло.
Лондон. Национальная галерея
Италия.
[показать]
Портрет маслом.
Нидерландский художник.
Нового для читателя здесь мало, только мои восторги, все портреты хорошо известны.
Мне хотелось дать вам возможность внимательно посмотреть на подборку
живописи узкого периодо времени единым взглядом, дать почувствовать
их обаяние и красоту, а главное, почувствовать чистоту
художественного стиля того времени. Возможно, кто-то не согласится
с моими высказываниями, тогда рад буду прочитать ваше мнение.