Вот уж никогда не думала, что буду писать о таком банальном и прозаичном событии, как уборка. Но, как показала практика, грамотная уборка может изменить жизнь к лучшему. А значит, ради этого стоит и статью написать.
Началось все с простого. Я задумалась о том, как сделать так, чтобы меня всегда окружал относительный порядок. Чтобы вещи находились на своих местах, и дома было уютно. Причем так, чтобы прикладывать к этому минимум усилий.
Процесс Уборки я для себя разделила на три основных этапа:
1. Уничтожение хлама, то есть вещей, объективно не нужных.
2. Оптимизация пространства.
3. Организация личной территории.
Вещи. У всех дома есть вещи:
И это далеко не полный список. Если вы всерьез возьметесь перечислять вещи, которые находятся у вас в гостиной, спальне, ванной комнате, кухне и прочих помещениях, то это описание займет у вас не одну страницу машинописного текста. Даже самым мелким шрифтом.
Люди (за редкими исключениями) на протяжении своей жизни, как правило, обладают огромным количеством вещей. Вещей необходимых повседневно, нужных не всегда, совершенно бесполезных, но поднимающих настроение, хранящих память или тех, которые просто жалко выбросить – самых-самых разных. Вещи помогают человеку определиться в пространстве, создать уют, «пометить» территорию и выполняют бесчисленное количество прикладных функций.
Кроме того, вещи – это собственность, а о психологии собственности и тяготении человека быть собственником можно говорить часами. Я, например, когда мне в двенадцать лет подарили фотоаппарат, страшно гордилась им, перекладывала с место на место, называла его «первой самостоятельной вещью». Он повышал мой социальный статус среди сверстников, вызывал чувство гордости за предмет обладания и… честно пылился на полке, потому что фотографировать я так и не научилась. Но он был моей вещью и эту функцию осуществлял в полной мере.
В общем, перефразируя известный детский стишок: вещи всякие важны, вещи всякие нужны. Кстати, а что у меня на рабочем столе делает книжка детских стихотворений?..
Внутренний диалог:
- Вот это мне надо?
- Конечно, надо!
- Хорошо. А это?
- И это надо.
- Точно надо?
- Ну… Надо.
- А надо ли?
Огромное количество вещей на маленькой площади (согласитесь, далеко не каждый из нас живет в особняке из тринадцати комнат) давит, тяготит, создает впечатление перегруженности пространства и не способствует хорошему настроению, благотворному отдыху, эффективной работе и прочее, прочее. Чем меньше вещей, тем меньше проблем. Но ведь не вынесешь же из дома абсолютно все? Нет, конечно. Зато можешь определить, какие вещи все-таки заслуживают того, чтобы с тобой расстаться. Навсегда.
Есть такая категория вещей – псевдонеобходимые. При каждой уборке они бесполезно перекладываются с места на место, мешаются и по большому счету не нужны. Совсем, с какой стороны ни посмотришь. Так что с любой вещью, которая не требуется вам постоянно, надо определиться – действительно нужна или просто жалко выкинуть?
Ну, например, хранились у меня одно время студенческие конспекты. Перевязывала я их веревочкой и перекладывала. Надо, потому что интересный материал, на память, полезные лекции и т.д., и т.п. Потом перелистала – и выяснилось, что и не надо совсем. Точнее, кое-что, может быть и полезно, но столько места ему точно не требуется. А хранить на память несколько килограммов макулатуры? Увольте!
Книги выкидывать жалко. У меня вот, например, рука не поднимается. Сказывается, видимо, воспитание. Помните: «Книга – лучший подарок» и т.д. Но это форменное безобразие, когда они стоят на полке в два ряда или связанными стопками перемещаются по квартире. Но… жалко – книги все-таки. Так кто сказал, что выкидывать? Отнесите их в ближайшую районную библиотеку. Во-первых, физразминка, во-вторых, радостные лица библиотекарей, у которых давно не было обновлений и пополнений.
Так что книги я теперь разделяю на две категории: в личную библиотеку и на вынос. Дедушкина библиотека военной литературы частично роздана любителям, частично отнесена в библиотеку. Детские книги отданы на растерзание детям друзей и знакомых. Журналы и прочая периодическая литература после изъятия из них интересных материалов выброшены и забыты.
А сколько места сразу освободилось! И так приятно находить нужную книгу с первого раза. Тем более, что в творческом порыве книги я рассортировала по тематике и по алфавиту. Благодать…
Когда-то мы жили совсем в другой стране. Вещей не хватало, денег тоже. И приходилось жить по принципу безотходного производства. Пускали на тряпки футболки, поэтому старую одежду не выкидывали. Чинили самостоятельно обувь, поэтому дома был целый склад картонок, резиновых деталей, набоек и пр. Было такое время – даже варенье из апельсиновых корок варили, поэтому на батареях периодически эти корки сушились. Будете смеяться, моя бабушка на этих же батареях еще и сухари сушила (на случай голода). Не от хорошей жизни, между прочим.
Но сейчас-то зачем хранить свой старый сарафан – в перспективе половую тряпку – когда в магазине продается за копейки яркая оранжевая салфетка, на которой так и написано «Тряпка для мытья пола»?!
В общем, все бытовые полуфабрикаты, образовавшиеся в доме под влиянием генетической памяти предков («Давай не будем выбрасывать – вдруг пригодится?..») были безапелляционно отправлены в мусорное ведро.
В прихожей у нас есть ящик, куда складываются тапочки. Точнее будет сказать, где складируются тапочки. Нужны тапочки тебе или твоим гостям, залез – взял пару. В принципе, с этим ящиком все в порядке, и тапочки туда аккуратно и регулярно возвращаются. Правда, в последнее время он стал с трудом закрываться…
Под вдохновением всеобщей домашней ревизии я распотрошила и этот ящик. Тапочек я насчитала в общей сложности… семнадцать штук. Одна из них каким-то мифическим образом безвозвратно потеряла свою пару. Ноу комментс, как говорится. В итоге в ящике было оставлено четыре пары, остальные без сожаления выброшены. Сама я, кстати, тапочки не ношу, люблю ходить босиком. Супруга тоже приучила (дурной пример заразителен).
Поэтому тапочки у нас лежат исключительно для гостей. И занимают целый ящик. Надо будет это еще обдумать…
Всегда есть вещи, которые дороги сердцу. Фотографии, первые пинетки, рисунки племянника, бабушкин вязальный крючок, ордена прадеда, папин компас, с которым в лес в детстве ходили, старые игрушки, которые мама упорно хранит «до внуков», и т.д. В общем, вещи, практической ценности не имеющие, однако наполненные каким-то особенным смыслом и обладающие уникальной ценностью персонально для вас.
Но. Под благовидным предлогом «на память» в шкафах, на полках, в ящиках скапливается такое количество вещей и вещиц, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Вот зачем мне, скажите на милость, хранить открытку с поздравлениями на день 8 марта 1987 года (!) от Тамары Петровны? Кто такая Тамара Петровна?.. А! Кажется, это жена моего двоюродного дяди, с которым они, между прочим, уже лет десять в разводе. И дядю я видела только раз, когда на свадьбу к нему приезжала.
Принцип ясен? Формируйте себе на здоровье семейные архивы. Только пусть там будет только то, что действительно вам дорого.
За десять лет (школьные годы) мною была собрана огромная коллекция… оберток от шоколада. Я давно ее уже не пополняла и не интересовалась ею, но предмет стольких трудов и исканий было действительно жаль просто выкидывать. Я подарила ее племяннице. И ребенку радость, и мне на душе спокойно – хоть как-то пригодилось.
Правда, с детских лет у меня еще хранятся альбомы с репродукциями картин. Пусть еще полежат. Выкину на следующий год… Или придумаю, кому подарить.
Всеобщая «дехламировка» квартиры заразно подействовала на всех членов семьи. После чего мой супруг взялся за расчистку места на жестких дисках компьютера. А еще мы купили такие штуки, в которых диски можно подвесить на стену, и коробки, в которые они укладываются по алфавиту без коробочек. То есть занимают намного меньше места. Но это уже второй этап Уборки.
Кто изучал высшую математику, помнит задачу линейного программирования – на оптимизацию. А кто хорошо знаком с компьютерами, представляет, что такое «дефрагментация диска».
Когда первый этап, «дехламировка», пройден, приступаем ко второму – оптимизации пространства. Проще говоря, это уменьшение места, которое занимается вещами, выдержавшими проверку на необходимость, и расширение пространства, предназначенного для вас и вашей жизни.
Вы как хотите, а я люблю, когда в комнате светло и воздуха много.
После того, как от всяческого хлама освободились антресоли, выяснилось, что очень даже здорово летом убирать туда зимние вещи, а зимой – наоборот. Сразу в шкафах освободилось место.
Еще мы завели рядом с компьютером корзину для бумаг, чтобы утилизировать ненужные мелкие вещи (ручки, бумагу и т.п.) сразу же, не дожидаясь их накопления.
А книжный стеллаж поставили не вдоль стены, а рядом с письменным столом, освободив место и отгородив, таким образом, территорию личную и рабочую. Это пока нет отдельного помещения для рабочего кабинета.
Вообще оптимизация пространства – сугубо индивидуальный процесс, поэтому списка советов на этот счет быть не может. Важен сам принцип.
Вроде бы все уже сделано. «Дехламировка» проведена, оптимизация пространства осуществлена да… не совсем. Что-то мешает. Или кто-то?
Так уж сложилось, что наша маленькая семья за последние несколько лет не раз сменила место жительства: и на съемных квартирах жили, и у родственников. Такой кочевой образ жизни привел к тому, что существовали мы всегда практически «на чемоданах». Сумки толком не разбирались. Вещи свои теснились с вещами чужими. Было очень неуютно, а еще – не формировалось ощущения дома, а значит, и отдыхать, и спать, и жить было сложнее и неприятнее, и порядку такая ситуация ни в коей мере не способствовала.
В какой-то момент мы поняли, что это не для нас. И пока нет собственного жилища, дом, хоть и временный, должен быть. И окружать нас должны наши вещи. Тогда и порядок будет, и спокойствие. Из этого родилось несколько простых правил, которых мы придерживаемся по сию пору:
1. Если снимать территорию на длительный срок, то с минимумом хозяйских вещей и мебели. Намного приятнее спать на своем диване, пользоваться своей посудой и т.д.
2. Если хозяйские вещи все-таки остались, то необходимо собрать их в коробку и спрятать в дальний угол, чтобы они в вашей жизни не участвовали.
3. Если не устраивают какие-либо условия, например, цвет обоев – меняйте их. В крайнем случае, потом поклеите обратно то, что нравится хозяевам или возместите ущерб как-то иначе.
Относитесь с любовью к месту своего обитания – оно ответит вам взаимностью!
Что характерно – после того, как я совершаю периодические набеги на хлам и неоптимальную организацию пространства, светло и чисто становится на душе. Что называется, равновесие внутреннего и внешнего. Гармония, понимаешь…
Когда наводишь порядок, то приводишь в соответствие себе тот мир, который тебя окружает. Переберешь старые открытки и что-то оставишь на память о светлом и радостном. Выбросишь старый бежевый костюм и как будто поставишь точку на определенном этапе своей жизни. Ушло, закончилось – значит, пришло новое, свежее, интересное (висит зелененький в шкафу).
Когда оптимизируешь пространство, выделяешь место для деятельности и… для мыслей.
Когда организуешь свою территорию, обеспечиваешь себе ощущение защищенности, спокойствия и уюта.
Да будут Порядок и Гармония!
Еще немного о «дехламировке». Как вы заметили, я не призываю к аскетизму и использованию только жизненно необходимых вещей как залогу спокойного бытия и эффективной деятельности.
Но с любым прошлым, и старыми вещами в том числе, надо проще расставаться. Потому что они (и прошлое, и вещи) занимают место, которое им уже не принадлежит, – пространство, которое ограничено. Пространство вашей жизни, пространство вашего настоящего, во всех смыслах этого слова. А зачем и кому это надо? Живите настоящим, радуйтесь ему и грядущему будущему.
А вещи… по большому счету, это всего лишь вещи…
© Мария Шарова, июнь 2004 г. ИСТОЧНИК